Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа
Актуальность темы исследования.В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее профессиональное образование.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМА ИХ ЗАНЯТОСТИ……...…………6
1.1.Молодежь и особенности ее трудоустройства…………………………...6
1.2. Молодежный рынок труда и его специфика……….…………………...11
1.3. Проблемы устройства на работу после окончания вуза……………….16
ГЛАВА 2.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕ-НИЯ………………….…………………………………………………………26
2.1. Профессиональное самоопределение молодежи……………………….26
2.2. Программы поддержки трудоустройства выпускников……………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….43
МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра правовых дисциплин и методики преподавания права
Курсовая работа
Трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа.
Работу выполнила:
студентка 923 группы
отделения педагогической
юриспруденции
Сединина Анна Витальевна
(подпись)
«Допущена к защите» Руководитель: _________________ «____» ___________ 2013 г.
Дата защиты: «___» _______ 2013г. Оценка:___________________ Руководитель: ________________ |
Научный руководитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права Довгяло Валерий Казимирович |
Пермь 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМА ИХ ЗАНЯТОСТИ……...…………6
1.1.Молодежь и особенности
ее трудоустройства…………………………..
1.2. Молодежный рынок труда и его специфика……….…………………...11
1.3. Проблемы устройства на работу после окончания вуза……………….16
ГЛАВА 2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА
ВЫПУСКНИКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ………………….…………………………………
2.1. Профессиональное
2.2. Программы поддержки трудоустройства выпускников……………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….43
Введение.
Актуальность темы исследования. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее профессиональное образование.
Научно – исследовательская деятельность, ведущаяся в ВУЗах, имеет особую значимость для государства, определённую не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в различных отраслях экономики, но и необходимостью подготовки специалистов, научно – педагогических работников и повышения их квалификации.
В настоящее время становится очевидным, что с возникновением рыночного механизма спроса и предложения рабочей силы необходим новый механизм взаимодействия института образования и формирующегося рынка труда. А проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания ВУЗа, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников требованиям, предъявляемым современным рынком труда.
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально – экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью осмысления новых подходов к проблемам трудоустройства выпускников после окончания вуза.
Степень изученности темы. Исследование проблемы трудоустройства молодых специалистов по окончании вуза было проведено различными учеными. Так, российские исследователи Д.С. Коминский, И.Н. Иванова, О.А Курапова и др. исследовали проблемы рынка труда молодежи. Проблемой трудоустройства выпускников занимались А. Еремкин, С.В Варюшин и др. Но тем не менее эта проблема остается актуальной и по сей день.
Целью данной работы является: охарактеризовать проблемы трудоустройства выпускников после окончания вуза.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
Объект исследования – трудоустройство
Предмет исследования – проблема трудоустройства молодых специалистов.
Методы исследования. При написании работы были использованы как общенаучные методы познания. В основном метод сравнительно-функционального анализа.
Источниками данной работы, являются Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006 – 2016, а так же научные труды И.С. Болотина, Е.Л. Шершневой, И.Н. Ивановой, С. Коваль и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМА ИХ ЗАНЯТОСТИ.
Молодёжь — это особая социально – возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности1. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 14-16 лет, высшая — 28-35 лет2.
Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2009 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 2000 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2011 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира3.
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
На данный момент молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р (изменения от 16 июля 2009 года № 997-р), к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.
Молодежь – исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Это солидная часть потенциальной рабочей силы. Сдвиги в структуре возрастных групп проявляются по мере взросления молодых людей.
Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. С одной стороны, это – следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направление на работу, резко уменьшилось: по учреждениям начального профессионального образования его получают 50% закончивших обучение, по государственным средним (дневным) специальным учебным заведениям – около трети закончивших, по высшим учебным заведениям – не более 40%. При этом почти каждый десятый из числа безработных имеет высшее образование, каждый пятый – среднее специальное и почти каждый шестой – начальное профессиональное4.
Очевидно, сказываются просчеты в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только в недооценке роли подготовки рабочих кадров качественного уровня, составляющих 3/4 общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звена профессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров, кондитеров, поваров, менеджеров и др. Наблюдается явный перекос в сторону специалистов по экономике и управлению, а так же сокращении их количества в области металлургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельского хозяйства, не говоря уже о культуре и искусстве5.
Уже достаточно давно в нашей стране диплом о высшем образовании приравнивается к продукту, со своим объемом продаж и спросом. Образование на рынке – это такой же товар, услуга. И вузовский диплом представляет собой сертификат качества такого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать6. И все – таки, в качестве наиболее предпочитаемого эффективного способа трудоустройства до сих пор для многих являются связи и знакомства. К нему так же часто прибегают при устройстве на работу специалисты со стажем.
Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт.
Для поддержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии7.
Современное состояние российского
рынка труда предъявляет
Информация о работе Трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа