Трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования.В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В XXI веке независимыми смогут остаться лишь те государства, которые выдержат интеллектуальную и технологическую конкуренцию.
Хотя Россия в настоящее время отстаёт от многих стран в своём развитии, её богатый генетический, ресурсный и сохранившийся пока научно-технический потенциал ещё в состоянии преодолеть нынешний упадок и вывести государство на достойный уровень. Решающую роль в этом должно сыграть высшее профессиональное образование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖЬ И ПРОБЛЕМА ИХ ЗАНЯТОСТИ……...…………6
1.1.Молодежь и особенности ее трудоустройства…………………………...6
1.2. Молодежный рынок труда и его специфика……….…………………...11
1.3. Проблемы устройства на работу после окончания вуза……………….16
ГЛАВА 2.РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕ-НИЯ………………….…………………………………………………………26
2.1. Профессиональное самоопределение молодежи……………………….26
2.2. Программы поддержки трудоустройства выпускников……………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (2).docx

— 95.70 Кб (Скачать файл)

2.1. Профессиональное  самоопределение молодежи

 

Профессия – представляет собой род трудовой деятельности (или занятий) человека, который владеет комплексом каких-либо специальных теоретических знаний, а также практических навыков, приобретенных им в результате специальной подготовки, либо опыта работы31.

Следует отметить, что разнообразие человеческих профессий достаточно велико, и большинством из них, как считают психологи и педагоги, способен овладеть каждый. Однако равно верным считается и то, что в какой-либо один момент времени человек способен делать что-то одно. Однако  жизнь ограничена, поэтому в ней он может успеть сделать лишь несколько отдельных дел. В соответствии с этим, чтобы «стать действующим», человеку нужно расстаться с бесконечностью, которой человек обладал лишь в возможности, потому что реально он может отнюдь не все, а лишь что-то. Таким образом и возникает непосредственная проблема выбора будущей профессии32.

Профессиональное образование, которое выполняет функции профессиональное подготовки предполагает следующие два пути его получения:

  1. самообразование;
  2. обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.

При этом в целом успех  профессионального образования  непосредственно определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению определенной профессии.

Выбор профессии, который  осуществляется человеком в результате проведения анализа его внутренних ресурсов, а также путем соотнесения их с требованиями профессии, выступает основой самоутверждения человека в обществе, а также вообще одним из основных решений в жизни.

Что касается выбора профессии  в психологическом плане, это  представляет собой двухаспектное явление33:

  1. субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
  2. объект выбора – то, что выбирают.

Субъект вместе с объектом выбора определяют непосредственную неоднозначность  выбора профессии. Таким образом, это  объясняется множеством характеристик, которыми они обладают.  Выбор профессии не является одно моментальным актом. В целом выбор профессии состоит из целого ряда этапов, которые сливаются в один процесс. При этом, продолжительность этапов зависит от следующего:

  1. внешних условий;
  2. индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение  представляет собой процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Существует серия этапов, которые предшествуют самоопределению.  Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют следующие этапы34:

  1. Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного  возраста):
    1. малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
  1. Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):
    1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
  1. Профессиональное обучение:
    1. осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
  1. Профессиональная адаптация:
    1. формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
  1. Самореализация в труде:
    1. выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает непосредственно весь жизненный путь человека.

Профессиональное самоопределение  выступает существенной стороной  общественного процесса развития личности. Выявление особенностей  проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает  анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая  саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования  молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии35. Данная  система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи,  общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора  профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации  призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и  консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и  склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении  трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств  профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального  развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей  деятельности.

Кроме того,  процесс профессионального  самоопределения обусловлен такими факторами, как возникновение, расширение деятельности субъекта, которые реализуют его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетается в эту деятельность в качестве ее компонента.

Структурные элементы личности в качестве ближайших психологических предпосылок профессионального самоопределения, являются различными по характеру их функций. При этом всю совокупность важных личностных предпосылок самоопределения возможно свести непосредственно к двум следующим основным группам36:

  1. особенности личности, которые обеспечивают возможность успешного решения проблемы выбора профессии, однако прямым образом они не участвуют в активизации этого процесса. К этой группе относятся волевые черты характера, кроме того, такая черта, как трудолюбие. Также сюда можно отнести и наличие определенного трудового и жизненного опыта, кроме того уровень общей жизненной зрелости человека.
  2. Вторую группу психологических предпосылок самоопределения составляют разные компоненты направленности личности, которые динамизируют процесс профессионального самоопределения, а также  обуславливают избирательность реагирования37. Сюда непосредственно относятся такие факторы, как потребность в профессиональном самоопределении, возникающие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Управление выбором профессии  – одна из составных частей проблемы научного управления обществом38. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися учителю крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления.

К объективным факторам относятся:

- система объективно действующих  закономерностей, условия жизни  субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.

 К субъектным факторам  относятся:

- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.

Чтобы управление выбором  профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления39. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.

  Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).

  Управление профориентацией лишь тогда научно, когда строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, базируется на знании динамической функциональной структуры личности40.

Требование изучать каждого  школьника общепризнано. Однако в  практике нередки случаи, когда учитель может подробно охарактеризовать одного – двух своих воспитанников, всем остальным он в состоянии дать лишь самую общую характеристику.

Бывает, что учитель неплохо  знает ученика, но дать целостную  характеристику направленности его личности (выделить склонности, интересы, способности, мотивы поведения, черты характера) затрудняется. Какое место занимает ученик в коллективе, каков его престиж среди одноклассников, как оценивают его товарищи, учителя, как сам он себя оценивает – такие вопросы часто и вовсе не ставятся отдельными педагогами.

Объясняется это целым  рядом причин:

  1. отсутствием установки на изучение учащихся в целях профориентации;
  2. слабая психолого-педагогическая подготовка учителей;
  3. нежелание затруднять себя дополнительной работой;
  4. неимение доступных метод и методик изучения учащихся41.

Современному выпускнику школы нужна характеристика, в  которой оценки личностных качеств  должны быть полными и точными. В  характеристике необходимо указывать перспективу развития личности, прогнозировать ее будущее. Нельзя ограничиваться в характеристике учащегося указанием на его дисциплину, учебные оценки и общую активность42.

Особое внимание нужно  обращать на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. При этом крайне важно проектировать возможности развития способностей в процессе обучения. Если учитель заметит определенную направленность профессиональных интересов учащегося, настойчивость и упорство, проявляемое им, то он обязан отразить это в характеристике и убедить воспитанника, что даже при небольших способностях он может достичь успеха. Хотя не всегда просто помочь юноше или девушке определить свое призвание, тем не менее, нельзя признать нормальным, когда после окончания школы ученик не знает, способен ли он к чему-нибудь, где найти занятие по душе. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика под силу учителю, классному руководителю43. Изучение учащихся – одно из необходимых условий выявления индивидуально психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения.

Профессиональное становление  личности начинается еще во время  учебы в школе – именно тогда  формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно. Стремясь всемерно содействовать успешному профессиональному самоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е. Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления: стадия оптации (12 – 17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути; стадия профессиональной подготовки (15 – 23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности; стадия развития профессионала (от 23 лет) – вхождение в систему межличностных отношений и профессиональных общностей и дальнейшее развитие субъекта деятельности44.

Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны. Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны. Сегодня многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников. Необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства). На последних курсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов45.

Информация о работе Трудоустройство выпускников после окончания ВУЗа