Умственное воспитание школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 09:44, реферат

Краткое описание

Научное мировоззрение представляет собой органическое единство конкретно-исторического содержательного взгляда на мир научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется у школьников в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности.

Содержание

Введение……………………………………………………...............................2

Умственное воспитание школьников, формирование мировоззрения у них..........................................................................................................................3

Список использованной литературы……………………...........................................................................11

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 28.76 Кб (Скачать файл)

      Педагогика  исходит из научно-философских  основ учебного плана, которыми  обусловливается отбор основных  предметов, способных в совокупности  с достаточной полнотой раскрыть  перед учащимися мировоззренческую  картину мира и обеспечить  научной базой их практическую  деятельность. Этим обеспечивается  внутренняя логика взаимосвязи  и взаимозависимости подлежащих  изучению наук. Все учебные предметы  имеют две педагогические задачи: прямую — раскрытие законов  и изучение фактов конкретной  науки, и косвенную — включение  ее фактов и законов в целостную  систему мировоззрения. Косвенная  задача в мировоззренческом смысле  является для учителя одной  из важнейших.

       Особо  важное значение для формирования  мировоззрения как совокупности  взглядов, убеждений, чувств, воли имеют  предметы общественно-гуманитарного  цикла. История, обществоведение, основы  государства и права, как и  естественные предметы, имеют единую  философскую и историческую основы. Изучая общественно-гуманитарный  цикл предметов, дети усваивают  определенную сумму фактов из  жизни человеческого общества, основные  законы и перспективы его развития.

     В процессе  изучения предметов общественно-гуманитарного  цикла продолжается дальнейшее  формирование мышления школьников. Они учатся конкретно-историческому  анализу для понимания общественных  явлений и событий. Рассматривая  общественное явление исторически, ребята узнают, почему и как  оно возникло, проявилось, с какими  другими явлениями связано, какое  место занимает в общем процессе  и в каком направлении развивается. Учащиеся учатся видеть противоречивость  общественных событий, понимать  противоречия как движущую силу  развития. Конкретно-историческое мышление  дает возможность детям уже  в школе овладеть способностью  грамотно оценивать события в  стране и за рубежом, самостоятельно  разбираться в потоке научной  и политической информации мировоззренческого  характера.

     Огромную роль  в формировании мировоззрения  школьников играет собственная  практическая, творческая деятельности  в различных видах искусства. Дети творят в области изобразительной  деятельности, литературы, музыки, танца, театра. Все это порождает необходимость  не только развивать у школьников  способность восприятия художественных  произведений, но и знакомить  их с языком искусства, вооружать  умениями и навыками практической  деятельности. В период детства, наиболее активного эмоционального  отношения ребенка к миру, важно  использовать самодеятельность детей в области искусства как средство мировоззренческого самовыражения и самосознания, как средство самопознания и самовоспитания. Создавая литературное произведение, изображая свои представления и мысли на бумаге, исполняя ту или иную роль в пьесе, ребенок утверждает себя, проявляет свои взгляды и убеждения, расширяет свой мировоззренческий кругозор.

      Практически  действенному утверждению мировоззрения  детей активно способствует и  их общественно полезный и  производительный труд. Трудовая  деятельность, участие в производственных  отношениях, достижение успеха в  труде дают возможность убедиться  в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с  убеждениями.

      Таким образом, мировоззрение школьников представляет  собой исходные основы научных  взглядов и убеждений, тесно связанных  с чувствами и волей. Оно вооружает  учащихся научной методологией  и способами мышления, дает возможность  объяснять мир с научных позиций, познавать его, опираясь на законы  диалектики, и участвовать в его  преображении.

      Мировоззрение  определяет отношение к миру, ко всем формам общественного  сознания. Его формирование у  детей осуществляется постепенно, концентрически и противоречиво. Сначала ребенок относится к  окружающей действительности, побуждаемый  непосредственными потребностями, интересами, обыденными представлениями. Но уже к подростковому возрасту  потребности и интересы осмысливаются  на основе научных знаний, приобретаемых  в обучении, уточняющих или заменяющих  обыденное понимание. В сознании  подростка происходит переоценка  ценностей, расширение кругозора  научных представлений и углубление  понятий. Этому содействует постепенно  укрепляющееся стремление к самообразованию  и самовоспитанию, являющееся важнейшей  движущей силой превращения знаний  в убеждения. В подростковый период  развития дети с увлечением  углубляются в изучение отдельных  учебных предметов, осознанно заменяют  обыденное понимание жизни научным. Избирательный интерес к познанию  отдельных наук. продолжает укрепляться  у старшеклассников. Вместе с  тем юноши и девушки становятся  способными объединять в своем  мышлении знания из различных  наук, делать теоретические обобщения, устанавливать связи и зависимости  между явлениями и событиями, придавать накопленным знаниям  определенную завершенность, приводить  их в систему. Единство и целостность  представлений реальной деятельности — важнейший признак наличия мировоззрения, способного оказывать влияние на отношение школьника и его поведение. В педагогическом процессе мировоззрение формируется как система знаний, способствующая осмыслению мира в его развитии.

        Переход  знаний в устойчивые взгляды  осуществляется более интенсивно, когда учащиеся вовлекаются в  самостоятельный поиск. Возникновение  потребности в теоретическом  знании и его практическом  применении облегчает детям процесс  превращения знаний и взглядов  в убеждения. По мере того как  ребенок обогащается духовно, он  активно включает в круг своего  общения приобретенные убеждения: рассказывает о них родителям  и знакомым взрослым, исподволь  проверяя самого себя, обсуждает  их с единомышленниками-сверстниками, вступает в жаркие споры и  дискуссии с идейными противниками. Школьник стремится быть в  согласии е самим собой, своим  внутренним миром, поступая в  соответствии с убеждениями и  борясь с тем, что им противоречит.

           Наиболее общими критериями сформированности  мировоззрения являются:

• глубина научных знаний, их объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства; проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности воплощение идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Афонина Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские  занятия / Под ред. Абдуллиной О. А. Второе издание (Серия «Учебники, учебные пособия»). — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 512 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для  студентов педагог. учеб. заведений  и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е  изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт–М, 2001. – 607с.

3. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших педагог. учеб. заведений. –М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.: ил.

4. Сластенин В.А., Кашурин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001 – 480с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576с.

 

 


Информация о работе Умственное воспитание школьников