Педагогика
исходит из научно-философских
основ учебного плана, которыми
обусловливается отбор основных
предметов, способных в совокупности
с достаточной полнотой раскрыть
перед учащимися мировоззренческую
картину мира и обеспечить
научной базой их практическую
деятельность. Этим обеспечивается
внутренняя логика взаимосвязи
и взаимозависимости подлежащих
изучению наук. Все учебные предметы
имеют две педагогические задачи:
прямую — раскрытие законов
и изучение фактов конкретной
науки, и косвенную — включение
ее фактов и законов в целостную
систему мировоззрения. Косвенная
задача в мировоззренческом смысле
является для учителя одной
из важнейших.
Особо
важное значение для формирования
мировоззрения как совокупности
взглядов, убеждений, чувств, воли имеют
предметы общественно-гуманитарного
цикла. История, обществоведение, основы
государства и права, как и
естественные предметы, имеют единую
философскую и историческую основы.
Изучая общественно-гуманитарный
цикл предметов, дети усваивают
определенную сумму фактов из
жизни человеческого общества, основные
законы и перспективы его развития.
В процессе
изучения предметов общественно-гуманитарного
цикла продолжается дальнейшее
формирование мышления школьников.
Они учатся конкретно-историческому
анализу для понимания общественных
явлений и событий. Рассматривая
общественное явление исторически,
ребята узнают, почему и как
оно возникло, проявилось, с какими
другими явлениями связано, какое
место занимает в общем процессе
и в каком направлении развивается.
Учащиеся учатся видеть противоречивость
общественных событий, понимать
противоречия как движущую силу
развития. Конкретно-историческое мышление
дает возможность детям уже
в школе овладеть способностью
грамотно оценивать события в
стране и за рубежом, самостоятельно
разбираться в потоке научной
и политической информации мировоззренческого
характера.
Огромную роль
в формировании мировоззрения
школьников играет собственная
практическая, творческая деятельности
в различных видах искусства.
Дети творят в области изобразительной
деятельности, литературы, музыки, танца,
театра. Все это порождает необходимость
не только развивать у школьников
способность восприятия художественных
произведений, но и знакомить
их с языком искусства, вооружать
умениями и навыками практической
деятельности. В период детства,
наиболее активного эмоционального
отношения ребенка к миру, важно
использовать самодеятельность детей
в области искусства как средство мировоззренческого
самовыражения и самосознания, как средство
самопознания и самовоспитания. Создавая
литературное произведение, изображая
свои представления и мысли на бумаге,
исполняя ту или иную роль в пьесе, ребенок
утверждает себя, проявляет свои взгляды
и убеждения, расширяет свой мировоззренческий
кругозор.
Практически
действенному утверждению мировоззрения
детей активно способствует и
их общественно полезный и
производительный труд. Трудовая
деятельность, участие в производственных
отношениях, достижение успеха в
труде дают возможность убедиться
в правильности своих взглядов,
реализовать себя как личность,
действующую в соответствии с
убеждениями.
Таким образом,
мировоззрение школьников представляет
собой исходные основы научных
взглядов и убеждений, тесно связанных
с чувствами и волей. Оно вооружает
учащихся научной методологией
и способами мышления, дает возможность
объяснять мир с научных позиций,
познавать его, опираясь на законы
диалектики, и участвовать в его
преображении.
Мировоззрение
определяет отношение к миру,
ко всем формам общественного
сознания. Его формирование у
детей осуществляется постепенно,
концентрически и противоречиво.
Сначала ребенок относится к
окружающей действительности, побуждаемый
непосредственными потребностями,
интересами, обыденными представлениями.
Но уже к подростковому возрасту
потребности и интересы осмысливаются
на основе научных знаний, приобретаемых
в обучении, уточняющих или заменяющих
обыденное понимание. В сознании
подростка происходит переоценка
ценностей, расширение кругозора
научных представлений и углубление
понятий. Этому содействует постепенно
укрепляющееся стремление к самообразованию
и самовоспитанию, являющееся важнейшей
движущей силой превращения знаний
в убеждения. В подростковый период
развития дети с увлечением
углубляются в изучение отдельных
учебных предметов, осознанно заменяют
обыденное понимание жизни научным.
Избирательный интерес к познанию
отдельных наук. продолжает укрепляться
у старшеклассников. Вместе с
тем юноши и девушки становятся
способными объединять в своем
мышлении знания из различных
наук, делать теоретические обобщения,
устанавливать связи и зависимости
между явлениями и событиями,
придавать накопленным знаниям
определенную завершенность, приводить
их в систему. Единство и целостность
представлений реальной деятельности
— важнейший признак наличия мировоззрения,
способного оказывать влияние на отношение
школьника и его поведение. В педагогическом
процессе мировоззрение формируется как
система знаний, способствующая осмыслению
мира в его развитии.
Переход
знаний в устойчивые взгляды
осуществляется более интенсивно,
когда учащиеся вовлекаются в
самостоятельный поиск. Возникновение
потребности в теоретическом
знании и его практическом
применении облегчает детям процесс
превращения знаний и взглядов
в убеждения. По мере того как
ребенок обогащается духовно, он
активно включает в круг своего
общения приобретенные убеждения:
рассказывает о них родителям
и знакомым взрослым, исподволь
проверяя самого себя, обсуждает
их с единомышленниками-сверстниками,
вступает в жаркие споры и
дискуссии с идейными противниками.
Школьник стремится быть в
согласии е самим собой, своим
внутренним миром, поступая в
соответствии с убеждениями и
борясь с тем, что им противоречит.
Наиболее общими критериями сформированности
мировоззрения являются:
• глубина научных знаний, их
объединенность в целостную систему, объясняющую
сущность и закономерности явлений природы,
общества, мышления;развитая способность
диалектического осмысления действительности,
совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся
в умелом анализе школьниками новых для
них явлений, общественных событий, произведений
искусства; проявление социальной активности,
эмоционально-волевой общественной целеустремленности,
направленности деятельности воплощение
идеалов в жизни, их пропаганду и защиту.
Список использованных источников
1. Афонина Г. М. Педагогика.
Курс лекций и семинарские
занятия / Под ред. Абдуллиной О. А.
Второе издание (Серия «Учебники,
учебные пособия»). — Ростов н/Д:
«Феникс», 2002. — 512 с.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика:
Курс лекций/ Учеб. пособие для
студентов педагог. учеб. заведений
и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е
изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт–М,
2001. – 607с.
3. Подласый И.П. Педагогика:
Учеб. для студентов высших педагог. учеб.
заведений. –М.: Просвещение: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.: ил.
4. Сластенин В.А., Кашурин В.П.
Психология и педагогика: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия,
2001 – 480с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика:
Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. –
М.: Высш. шк., 1990. – 576с.