Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:43, реферат
Под понятием умственное недоразвитие объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы.
Умственное недоразвитие относится к болезням – дизонтогениям. Соответственно, оно может возникнуть только при поражении развивающегося мозга, т.е. во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте ( до трех лет)
Введение 1.Психологические особенности умственного недоразвития
Дошкольников
2.Принцип коррекции в обучении
Список литературы
Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие олигофрения.
Уже
в дошкольный период жизни болезненные
процессы, имевшие место в мозгу
ребенка-олигофрена, прекращаются. Дети-олигофрены
характеризуются стойкими нарушениями
всей психической деятельности, особенно
отчетливо обнаруживающимися в сфере
познавательных процессов. Дети-олигофрены
способны к развитию, что по существу отличает
их от слабоумных детей всех прогредиентных
форм умственного недоразвития , и, хотя
развитие их осуществляется замедленно,
атипично, со многими, подчас резкими отклонениями,
тем не менее, оно представляет собой поступательный
процесс, вносящий качественные изменения
в психическую деятельность детей, в их
личностную сферу.
2.Принцип коррекции в обучении
Для умственно недоразвитых детей, как известно, характерен общий основной недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности (причем имеет место неравномерное нарушение). Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена , но есть и такие дети, у которых она относительно сохранна.
Умственно недоразвитый ребенок, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.
Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, «ведет его за собой», а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание. (Л.С. Выготский, 1985)
Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития умственно недоразвитых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Исправление недостатков развития происходит медленно и неравномерно. Поэтому воспитателю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у дошкольников, в формировании волевых и других качествах личности. Он хорошо знает, как каждый ребенок усвоил тот или иной материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.
Из психологических
исследований известно, что самостоятельность
дошкольников зависит от уровня сформированности
у них обобщенных учебных и трудовых умений.
Общая коррекционная работа проводится
обычно фронтально, индивидуальная коррекция
– с отдельными детьми или с небольшой
группой. В группе может быть несколько
ребят, требующих разных мер индивидуальной
коррекции.
Реализация принципа наглядности осуществляется по этапам.
Если
рассматривать проблемный подход в
обучении как создание условий для
самостоятельной мыслительной деятельности
дошкольников при изучении нового учебного
материала или его обобщении, то при использовании
условий, соответствующих условиям умственно
недоразвитых ребят, его можно применить
уже потом, когда ребенок будет обучаться
в во вспомогательной школе ,как средство
организации учебной деятельности. Если
специалист будет постепенно подводить
дошкольников к новому учебному материалу,
вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя
их собственные высказывания с анализом
наблюдении или своего опыта, то такое
обучение будет способствовать активизации
умственно недоразвитых дошкольников
. В случаях неверных высказываний, боле
того, следует доброжелательно и внимательно
относиться к ним и терпеливо объяснять,
в чем их ошибка.
Список литературы