Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель данной работы: выявление уровня Интернет-зависимости студентов.
Гипотеза исследования: у студентов-очников будут выявлены средний и начальный уровни Интернет-зависимости, а у студентов-заочников минимальный и средний уровни Интернет-зависимости.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме Интернет-зависимости у студентов.
Анализ полученных в ходе исследования результатов;
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ................................................6
1.1 Понятие Интернет-зависимости и её причины..............................................6
1.2 Психологические особенности студенческого возраста...............................9
1.3 Особенности Интернет-зависимости в студенческой среде.......................12
Вывод......................................................................................................................16
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ СТУДЕНТОВ..............................................17
2.1 Методика исследования..................................................................................17
2.2 Анализ результатов диагностики...................................................................17
2.3 Профилактическая программа.......................................................................20
Вывод......................................................................................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................43
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................45
3. Упражнение «Дракон»
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – Голова, последний – Хвост. Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. Тело дракона неразрывно. Хвост всё время убегает. Как только Голова схватит Хвост, она становиться Хвостом. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях – Головы и Хвоста.
4. Упражнение «Комплименты»
Группа делится на две равные части. Команды встают напротив лицом друг к другу. Участник одной линии говорит участнику другой линии: «Мне нравиться, что ты…», тот отвечает: «Да, я (повторяет), и еще я…». Важно, чтобы участники говорили искренне. Затем они меняются местами.
5. Упражнение «Разговор через стекло»
По желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Двоим участникам дается задание разыграть сценку: «Двое друзей находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой его провожает. И вот, когда проводы закончены и отлетающий уже перешел в специальный отсек, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего друга через стекло. Однако сложность в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов». Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (то же без слов). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим. В конце игры следует обсудить с участниками, поняли ли они друг друга, вся ли группа уловила суть их диалога.
Занятие 5
Тема: «Самооценка»
Цель: повышение самооценки участников.
Оборудование: часы, листы бумаги, ручки, фломастеры.
Ход занятия:
1. Упражнение «Букет»
Водящий стоит в центре круга, образованного сидящими на стульях участниками. Участники выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или самими участниками: роза, ландыш или пион. По команде водящего меняются местами те, чей цветок он назвал, а по команде: «Букет!» меняются местами все участники. Водящий доложен успеть сесть на место одного из участников. Тот, кто остался без стула, становиться следующим водящим.
2. Беседа на тему: «Почему человек может быть неуверен в себе?» по вопросам:
- Почему некоторые люди могут быть неуверенны в себе?
- Что мешает человеку быть уверенным в себе?
- Как выглядит неуверенный в себе человек? Можно ли по его виду понять, что он не уверен в себе?
- Что бы вы посоветовали человеку, у которого низкая самооценка?
- У каждого
ли человека есть только
3. Упражнение «Я – первый»
Ведущий говорит: «Каждый человек уникален. Подумайте, в чем проявляется ваша уникальность? В чем вы считаете себя первым? Сейчас мы будем по очереди называть свои сильные стороны с помощью такой фразы: «Я первый в …». Например: «Я первый в учёбе. Я первый в умении выслушать друга…» и т. д.»
4. Упражнение «Я хороший, потому что…»
Участники разбиваются на пары. Ведущий засекает пять минут. В течение этого времени один участник рассказывает другому о своих хороших качествах, начиная каждую фразу со слов: «Я хороший, потому что…». Например: «Я хороший, потому что умею рисовать. Я хороший, потому что умею отлично готовить…». Второй участник должен при этом подбадривать собеседника. По истечении первых пяти минут участники меняются местами, и время засекается заново.
5. Упражнение «Волшебная рука»
Участникам предлагается на листе обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие качества, а на ладони – те, которые хотелось бы изменить. Поле этого в группе можно обсудить, какие качества участники записали на ладони, почему их хотят изменить и как это можно сделать.
Занятие 6
Тема: «Тревожность»
Цель: снижение тревожности участников.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Ход занятия:
1. Упражнение «Стрессовые ситуации»
Участникам предлагается на листах записать десять стрессогенных ситуаций. Затем эти ситуации надо разделить на две группы: события, которые не подвластны контролю, и стрессоры, которые можно контролировать. Первые подчеркнуть красным фломастером, вторые – зеленым. Затем в группе обсуждаются эти ситуации и способы борьбы со стрессом в них.
2. Упражнение «Насос и мяч»
Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами попробуем сделать одно упражнение, которое поможет успокоиться в стрессовых ситуациях». Участникам игры предлагается разделиться на пары: один будет большим Надувным мячом, другой – Насосом, надувающим Мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, корпус наклонен вперед, голова опущена – он не наполнен воздухом. Насос начинает надувать Мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «ссс». С каждой подачей воздуха Мяч надувается все больше. Услышав первый звук «ссс», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «ссс» выпрямилось туловище, после третьего – у Мяча поднимается голова, после четвертого – надулись щеки и руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать, выдернул из Мяча свой шланг. Из Мяча с силой выходит воздух со звуком «шшш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.
3. Упражнение «Два стула»
Ведущий: “Нередко
человек ощущает некоторую
4. Упражнение «Хорошо или плохо»
Участники записывают на отдельных листах бумаги различные качества, которые им присущи (не подписывая имени), затем складывают эти листы с кучу. Вытягивается один лист. По кругу каждый участник высказывает свое мнение об указанном качестве. Первый участник начинает свое высказывание со слов «Хорошо быть (называет выбранное качество), потому что…», а следующий участник начинает со слов «Плохо быть (выбранное качество), потому что…» и т.д. попеременно. Например: «Хорошо быть не пунктуальным, потому что можешь приходить тогда, когда хочешь», «Плохо быть не пунктуальным, потому что окружающие перестанут тебе доверять»; «Хорошо быть жадным, потому что все достается только тебе», «Плохо быть жадным, потому что сверстники перестанут дружить с тобой». Проводиться в два круга для того, чтобы каждый мог отразить и позитивную, и негативную стороны качества.
5. Упражнение «Позитив»
Участники разделяются на группы по три – четыре человека. Каждой группе дается бланк, в левой стороне которого написаны отрицательные мысли. Задание: переформулировать неадекватные мысли в положительные и записать в правой части бланка. Высказывания:
1) Я этого не переживу.
2) Я глуп.
3) Он не прав.
4) У меня ничего не получается.
5) Как ужасно!
6) Я неудачник.
Занятие 7
Тема: «Прощание»
Цель: завершить занятия, получить обратную связь с участниками.
Оборудование: листы бумаги, ручки, фломастеры.
Ход занятия:
1. Обсуждение
с участниками прошедших
- Что вы можете сказать о прошедших занятиях?
- Что запомнилось больше всего?
- Помогли ли занятия вам в чём-то? В чём?
- Комфортно ли вам было заниматься в группе?
- Хотели бы вы в будущем снова позаниматься в этом же составе или в другой группе?
- Почувствовали
ли вы в себе какие-то
- Узнали ли вы на занятиях что-то новое и полезное для себя?
- Заставили ли эти занятия вас задуматься о чём-либо? О чём?
- Что вы
можете пожелать ведущему
- Как вы считаете, полезны ли такие занятия? Есть ли у вас советы, как лучше их организовывать?
2. Игра «Солнце и планеты»
Ведущий говорит: «За время занятий мы с вами хорошо познакомились и узнали друг друга. Кто-то подружился и сблизился между собой, а кто-то, может быть, и не очень. Сейчас мы с вами поучаствуем в упражнении, которое поможет понять, насколько дружной стала наша группа за это время». Участникам предлагается встать в круг. В центре круга становиться участник, который хочет узнать отношение к себе членов группы. Он становиться Солнцем. Солнце закрывает глаза, а все остальные участники, как планеты вокруг Солнца, выстраиваются на таком расстоянии от него, которое соответствует близости их отношения состоящим в центре: чем ближе они становятся к нему, тем больше близость из отношений.
3. Упражнение «Моё будущее»
Участникам предлагается закончить предложения:
- Моё будущее видится мне …
- Я жду …
- Я хочу …
- Я думаю …
- Я планирую …
- Мне хочется достичь успеха в …
- Для этого мне необходимо …
- Главная
сложность, с которой я
- Преодолеть препятствия мне поможет …
4. Упражнение «Чемодан»
Участники берут по листу бумаги, складывают их пополам. Затем в этих «чемоданах» нужно написать, что каждый хотел бы увезти на память о прошедших занятиях – новых друзей, воспоминания, эмоции, игры и т.д.
5. Упражнение «Пожелания»
Все участники берут по альбомному листу бумаги, пишут на нем свое имя. Затем передают этот лист своему соседу, который пишет свое пожелание и передает лист дальше. Побывав у каждого участника, лист возвращается к владельцу. Ведущий тоже участвует в упражнении и пишет свои пожелания участникам.
6.
Ведущий объявляет конец заняти
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства студентов ТуВГУ характерен средний уровень зависимости от сети Интернет 57,69 % и 42,10 %. Этот результат присущ студентам дневного и вечернего отделений. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией. 34,61 % и 57,90 % являются минимальными пользователями сети и только среди студентов очного отделения выявлен начальный уровень Интернет-зависимости 7,70 %. Цель данной работы выполнена, гипотеза подтверждена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена уровни и особенности Интернет-зависимых студентов.
Проблема патологического
Студенты по ряду причин составляют основную массу посетителей сети, и именно среди этой группы населения больше всего велик риск Интернет-зависимости. Постоянная потребность в информации, высокая познавательная мотивация, высокая социальная активность и недостаток времени студентов формируют из них основную массу пользователей Интернета. Частое обращение к услугам сети, лёгкость в пользовании её возможностями, простота и необременительность общения через Интернет, полнота и доступность хранящейся в нём информации, большой каталог развлечений и возможностей становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов.
Результаты показывают, что для большинства студентов характерен средний уровень зависимости от сети Интернет 57,69 % и 42,10 %. Этот результат присущ студентам дневного и вечернего отделений. Они временами могут находиться там чуть дольше нужного, но определённо владеют ситуацией. 34,61 % и 57,90 % являются минимальными пользователями сети и только среди студентов очного отделения выявлен начальный уровень Интернет-зависимости 7,70 %
Таким образом, цель работы выполнена, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Уровни Интернет-зависимости студентов, и ее коррекция