Устное народное творчество в детской субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:42, реферат

Краткое описание

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмыслено прошлое - далекое и близкое. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - устное народное творчество в детской субкультуре.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Так, колыбельные песни одними исследователями  относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования  в детской среде. Вместе с тем  продолжают существовать жанры, которые  можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки.

Переходя в детскую среду, большинство  заимствованных текстов перестраивается  в соответствии с особенностями  детской психики. Они выполняют  как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции.

Традиционно выделяют три направления, по которым происходит пополнение детского фольклора: фольклор взрослых приспосабливается  к детской среде; самими детьми создаются  произведения, учитывающие специфику  мировосприятия ребенка (страшные рассказы, садистские стихи); создание взрослыми произведений, специально предназначенных для детей (поэзия пестования, колыбельные песни).

Древность многих произведений, относящихся  к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Он существовал и развивался в  непосредственной связи с народной практической педагогикой. «Народная педагогика - древнейшее, сложнейшее, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление».

Народ воплотил в произведениях, предназначенных  детям, то, что считал наиболее важным для них в каждый отдельный период их роста и развития. Народ через особый вид творчества опекал ребенка с самого рождения, сопровождал его детские и отроческие годы вплоть до юности. Отсюда берет начало разделение детского фольклора, сообразное с возрастом. В зависимости от возраста меняется характер детского творчества, круг интересов восприятия, следовательно, изменяется использование форм детского фольклора. Жанры детского фольклора интуитивно основываются на учете физиологических и психологических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки). В жанровом отношении детский фольклор - понятие родовое. В него входят произведения, резко отличающиеся друг от друга как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию.

Одни произведения используются для того, чтобы ребенок быстрее засыпал, другие - чтобы ребенок смеялся и бодрствовал; одни из них предназначены для организации подвижных игр, другими дети дразнят своих обидчиков. От функциональной роли произведения во многом зависит его тема, подбор слов, ритмика.

Отметим следующие атрибутивные признаки детского фольклора: простоту конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, кумулятивность, звукоподражания, аллитерации, ассонансы. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в них повторяются одни и те же сюжетные мотивы, в колыбельной песне, например, они переходят из одного произведения в другое. Ребенок способен запомнить информацию небольшими частями, поэтому для различных жанровых форм характерны повторы разного уровня: отдельных слов, оборотов и понятий.

В современной науке нет общепризнанной классификации. Практически каждый исследователь выдвигает свою классификационную схему. Классификация детского фольклора может производиться по его функциональной роли, путям происхождения и бытования, художественным формам, способам исполнения. Единство системы жанров детского фольклора определяется различием в мировосприятии ребенка и взрослого.

Первые попытки дать классификацию  детского фольклора были предприняты  в начале 20-го века в трудах Г.С. Виноградова и О.А. Капицы. О.И. Капица теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и материнскую поэзию. Против этого решительно выступал Г.С. Виноградов. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора взрослых. Он выделил пять основных разделов детской народной поэзии: игровой фольклор, потешный фольклор, сатирическую лирику, бытовой фольклор и календарный. В основе этой классификации лежит бытовое назначение.

В.А. Василенко, провозгласив функциональный принцип классификации, не обосновывает и практически не придерживается его, выделяя:

1) колыбельные  песни, или байки;

2) произведения, связанные с игровыми действиями;

3) произведения, которые занимают детей словесным  содержанием и исполняются независимо  от игровых действий.

В.П. Аникин придерживается генетического принципа и разделяет  детский фольклор на три группы:

1) творчество  взрослых для детей;

2) творчество  взрослых, ставшее со временем  детским;

3) собственно  детское творчество.

Классификация, предложенная М.Н. Мельниковым, опирается  на открытия Г.С. Виноградова с учетом принципа возрастной градации детей О.И. Капицы. По назначению и характеру бытования он выделяет группы детского фольклора:

1) поэзия пестования;

2) бытовой фольклор;

3) потешный фольклор;

4) игровой фольклор.

По общности поэтики, музыкального строя и бытовой  функции внутри каждой группы выделяет самостоятельные жанры. Первая группа: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Вторая группа: детские народные песни, заклички и приговорки, детская обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки, детские сказки, страшилки. Третья группа: словесные игры, молчанки и голосянки, поддевки, сечки, скороговорки, небылицы - перевертыши, загадки. Четвертая группа: формальные ролевые игры, игры - импровизации, жеребьевые сговорки, считалки.

По мнению Т.В. Зуевой, «произведения детского фольклора используют для детей (материнский фольклор) и самими детьми (собственно детский фольклор)». Фольклор, используемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровую деятельность детского коллектива. Жанры собственно детского фольклора, в зависимости от степени их использования или включения в игру, она разделяет на поэзию подвижных игр (связанных с сюжетно организационными моторными действиями) и поэзию словесных игр (в них основную роль играет слово). К словесным играм Т.В. Зуева относит заклички, приговорки, скороговорки, молчанки, голосянки.

Детский фольклор полифункционален. В нем сочетаются разные функции: улитарно-практическая, познавательная, воспитательная, мнемоническая, эстетическая. Он способствует привитию ребенку навыков поведения в детском коллективе, а также естественно приобщает каждое новое поколение к национальной традиции. Детский фольклор используют как средство для изучения ребенка, познания его внутреннего мира, развития врожденных способностей, воспитания определенных навыков и умений (памяти и речи).

Большое воспитательное воздействие на детей оказывают  малые жанры фольклора. Колыбельные  песни покоряют нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни.

Время зарождения колыбельных песен  в русском народном творчестве не установлено. В древнерусской письменности следов их бытования не встречается, записывать их начали в XIX веке. Колыбельная песня создается для слушателя еще не понимающего речь, поэтому слово не имеет определяющего значения. Решающая роль принадлежит мелодии и ритму. Во многих случаях колыбельные песни носят характер индивидуальных импровизаций.

Спи, усни.

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми…

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем,

Боронить пошлем

В чистые поля,

В зелены луга.

За пением колыбельных песен  наступает черед тешить ребенка  пестушками и потешками. Свое название пестушки получили от слова «пестовать» - нянчить, холить, ходить за ребенком. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни.

Ах, поет, поет

Соловушка!

Ах, поет, поет

Молоденький,

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженький!

Пестушка переходит в потешку - песенку, которую поют ребенку, играя  с его пальцами, ручками, ножками. Более сложного содержания песенные прибаутки - маленькие сказочки в  стихах. Поэзия прибауток - поэзия смелого  смещения реальных явлений, за которыми угадываются действительные связи мира. Это путаница, в которой легко все расставить по своим местам. Невероятное - источник смешного. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Ребенок познает окружающий мир, учится не мириться с ложью и несообразностями.

- Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

- К медведю на свадьбу,

Медведь - то мне дядя,

А медведица - то тетка.

Особые словесные произведения - перевертыши. В них наизнанку  выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем. Своими корнями они уходят в народную смеховую культуру.

Он на пегой телеге, на дубовой  лошади…

Озеро вспорхнуло, а утки остались…

Ехала деревня мимо мужика.

 В восточно- и западноевропейской  культурной традиции подобное  явление издревле выступало в  качестве средства расширения  сознания, развития творческих способностей  детей и взрослых. Момент его  всегда присутствует в науке,  изобретательстве, искусстве. Оперирование перевертышами позволяет ребенку прочнее усвоить «норму», осмыслить источники ее происхождения, границы ее применимости (позднее это становится важнейшей характеристикой учебной рефлексии - важнейшей составляющей умения учиться). То есть, ребенок в доступной форме постигает относительность нормы в целях ее творческого применения к конкретным жизненным ситуациям.

Неотъемлемая часть субкультуры  детства - «страшилки», «садистские  стишки». Элемент «переворачивания»  в этих произведениях может носить позитивную смысловую нагрузку. Создаются они детьми не для пропаганды насилия, не для циничного глумления над человеческим несчастьем. Объектом насмешки в них служит само зло, творимое в жизни, льющееся с телеэкранов. Само по себе внимание ребенка к ним не должно вызывать тревоги. Комическая парадоксальность этих произведений, вызывая смех ребенка, позволяет ему бороться с явлениями зла хотя бы в фантазии. По мнению В. Кудрявцева, внимание ребенка к таким произведениям даже необходимо там, где зло становится «нормой жизни» - будь то неблагополучная семья или общество в целом. Однако следует отметить, что, если ребенок питает устойчивый и самоцельный интерес к разного рода «страшилкам» и «садистским стишкам» и, если он сочетается с систематическими проявлениями жестокости в реальной жизни, это может свидетельствовать о глубоком психологическом неблагополучии ребенка, требующем педагогического вмешательства взрослых.

Детское мировосприятие отличается от мироощущения взрослых, детский фольклор способствует созданию собственного игрового мира.

Традиционная народная игра увеличивает  знания о народной жизни и культуре, расширяет словарный запас, обогащает  внутренний мир детей и углубляет  их взгляд на окружающий мир, дает много  возможностей для самовыражения. Традиционная игра открывает много нового в отношениях между детьми и взрослыми, побуждает их к продуктивному сотворчеству, благоприятно сказываясь на психоэмоциональной сфере тех и других.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в необозримо разнообразных играх. В игре удовлетворялась жажда действования, предоставлялась обильная пища для работы ума, сердца и воображения, воспитывались умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя. В играх был залог полноценной душевной жизни в будущем. Не игравший в детстве ребенок никогда, став взрослым, не развернет своих человеческих потенций. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребенок будет жить долгие годы.

Игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Для игр характерно нравственно ценное содержание. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Проведение игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

По мнению психологов, подлинно демократические  отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. Положительное влияние на взаимоотношения взрослых и детей оказывают игры с правилами - традиционное средство народной педагогики.

До наших дней дошло множество  детских русских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси. Посредством народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.

Современные дети с удовольствием играют в русские народные игры. Они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Игры объединяют детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.

В детских играх с правилами  наиболее ярко прослеживается любовь русского человека к веселью, удальству. Среди них много игр, цель которых - развеселить, позабавить. Это игры - шутки, забавы с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами.

Информация о работе Устное народное творчество в детской субкультуре