Устное народное творчество в детской субкультуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:42, реферат

Краткое описание

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмыслено прошлое - далекое и близкое. Культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - устное народное творчество в детской субкультуре.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Исследователи русских детских  игр отмечают, что во все времена  они выполняли важные социальные функции. Игры - своеобразная школа  ребенка. В ней свои «предметы», «дисциплины». Одни из них развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают к сообразительности, вниманию. Они заставляют детей в равной степени подчиняться воле всех. Игры проникнуты принципом справедливости, оценкой по заслугам. Дети осознают связь с коллективом, обретают привычку подчинения общепринятым установлениям и порядкам. «В новейшей педагогике эта функция игры называется средством «социализации» ребенка, приучением его к соблюдению этических норм, правил».

Словесная игра отличается от спортивной и драматической игры тем, что  почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения. Весь интерес в слове и выражен словом. Словесная игра - и не поэтическое произведение, дающее наслаждение своей формой и содержанием, а игра, состязание. «В словесной игре, как и в любой игре, имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда сильнейший (искуснейший)».

Словесные игры издавна известны на Руси. В некоторых из них зримы  следы первобытных состояний  человека. Интересна с этой точки зрения игра «Курилка». Играющие садятся рядом друг с другом и зажигают тонкую лучину. Потом ее тушат и, пока огонь еще тлеет, передают из рук в руки до тех пор, пока не погаснет. Тот, в чьих руках она потухает, должен исполнить какое-либо приказание. Передавая лучину, все поют хором:

Жил-был курилка,

Жил-был душилка,

Уж у курилки,

Уж у душилки,

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Не умри, курилка,

Не умри, душилка!

Уж у курилки,

Уж у душилки.

Ножки маленьки,

Душа коротенька.

Жив, жив курилка.

Жив, жив душилка!

В основе игры лежит стремление сохранить  огонь. В глубокой древности умение поддерживать огонь, сохранять его  в любых условиях было необходимым  качеством человека в его борьбе за существование.

Важнейшее место в жизни принадлежит  коммуникативно-речевой деятельности. Игра подготавливала детей к этой деятельности. Например, игра «Барыня» имеет организованное вступление:

Вам барыня прислала голик да веник,

 Сто рублей денег.

Что хотите, то берите,

Черно с белым не носите,

«Да» и «нет» не говорите.

Не смеяться, не улыбаться,

Губки бантиком не делать…

Вы поедете на бал?

Основной текст создается каждым играющим и показывает достоинства  и недостатки вступивших в единоборство игроков, имеющих на своем вооружении только слово. Роли играющих не одинаковы: один нападающий (ведущий), другой защищающийся (ведомый). Правила игры даются во вступлении, и нарушивший их защищающийся проигрывает. Педагогическая направленность и развивающий аспект очевиден. Играющие должны подчинить эмоции рассудку (не смеяться, не улыбаться - воспитание воли), в любой критической речевой ситуации помнить запреты (не носить черное и белое, не говорить да и нет - мнемоническая, заданность), научиться быстро формулировать свои мысли (задавать вопросы, быстро отвечать на вопросы), уметь создавать речевые ловушки и умело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевой реакции. Строгая регламентация правил игры и ролевая обусловленность поведения соперников - это требования социума. Самоутверждение в нем обеспечивается победой в состязании. Состязание двоих играющих является одновременно игрой и школой красноречия для них самих и для окружающих.

При всем разнообразии словесных игр  и видимой бытовой функции - позабавить себя и своих товарищей за счет своего оппонента - на первый план выдвигаются педагогические функции: познавательная, коммуникативно-вечевая (школа речевого общения), нравоучительная (умение приспосабливаться к требованиям социума), мнемоническая.

Словесные игры являются интересными  произведениями детского искусства. Об их безусловной ценности свидетельствует то, что почти все известные в XIX веке игры этого типа сохраняются и в современной детской среде. Бытуют игры «Испорченный телефон», «Барыня», «Красочки», «Садовник» и др..

Комизм ситуаций, юмор всегда привлекали детей. Кстати, чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Детское стремление к юмору реализовано в игре «Чепуха». Игроки выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый загадывает какой-либо предмет (облака, самолет, бык и т.д.). Приходит водящий, его цель назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Он задает вопросы, играющие отвечают.

1. - Чем ты сегодня умывался?

- Облаками.

2. - Что ты сегодня ел?

- Самолет.

3. А вы что съели?

- Быка.

Бык вполне съедобен. Проигравший  идет водить. Эта игра вызывает бурный восторг, обилие шуток, требует находчивости, остроумия, развивает у детей чувство юмора. Особые виды детских словесных игр развивали сообразительность, умение внимательно слушать друг друга и четко выговаривать слова, хорошо говорить. К ним можно отнести поддевки, остроты и скороговорки («чистоговорки»).

- Тебе поклон послала.

- Хто?

- Маша.

- Кака Маша?

- Свинья наша.

- Скажи медь

- «Медь»

- Твой отец - медведь.

Безобидной и веселой словесной  игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. В скороговорках  предлагается выговорить слова с  нарочитым скоплением трудно произносимых слогов.

Ошибки в произношении вызывают смех.

Перепелка перепелят Варвара варила, варила,

Прятала от ребят. Да не выварила.

«В скороговорках открывается  простор детскому словотворчеству, играя, дети одновременно развивают  органы артикуляции». Своеобразными  словесными упражнениями являются молчанки - стихотворный уговор молчать, а также голосянки - соревнование в вытягивании на одном дыхании гласных звуков в конце стишка.

Шел молчан

По всем городам:

Кто стукнет-брякнет,

За волосы драть,

До слез добивать,

Последнее слово-тпру.

 Молчанка вырабатывает в  детях ценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями, подчинять разуму свои желания.

Неотъемлемой частью детских игр  являются считалки, жеребьевки, приговорки.

Считалки - рифмованные стишки, состоящие  из слов и созвучий со строгим соблюдением ритма, для распределения ролей и очередности в игре. Считалка произносится в форме пересчета, а жеребьевка в форме вопроса.

Раз, два, три -

Поди водить ты!

 

Наливное яблочко

Или золотое блюдечко?

Основная функция считалки и  жеребьевки - организация детского коллектива в игре. Ими поддерживается строгий порядок, дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. Считалка обеспечивает в игре полное равноправие участников. Приговорки не только организуют игру, а сопровождают ее. Ход игры является их содержанием.

Словесные игры, скороговорки были вызваны  к жизни едва ли не исключительными  педагогическими надобностями народа, они обретали эстетический характер. Эстетический характер предопределял  незатухающий интерес к ним детей  определенных возрастных групп, способствовала интенсификации мыслительной деятельности, развитию памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребенка.

Художественная структура детских  словесных игр является универсальным  средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, «инструментом» умственного развития и нравственного воспитания детей.

Активно бытуют в детской среде  загадки - «иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать». Многие загадки построены на метафоре, сравнении. Выделяют следующие типы загадок:

· загадки - иносказания (Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана.);

· загадки - описания (Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит.);

· загадки - вопросы;

· загадки - задачи.

Загадки развивают наблюдательность, реактивность, ассоциативность мышления. Развивая мышление, загадки знакомят ребенка с окружающим миром, наблюдательность - привлекают внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, схватывающего только внешние их признаки. Загадки - вопросы (Что на свете всего мягче?) требуют от отгадывающего неординарного мышления. Необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, с которым согласились бы все. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Загадки - задачи являются своего рода тестами на сообразительность: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» Арифметический ответ: осталось на дереве две вороны. Однако, нисколько, т.к. одну - убил, а две улетели. Загадки развивают, активизируют мыслительную деятельность, носят обучающий характер.

Произведения детского фольклора как особой области детской субкультуры могут обеспечить вектор движения от педагогики повседневности к педагогике развития, с которым современные ученые, психологи связывают стратегическую линию модернизации отечественного образования. Именно развивающее образование способно быть развивающимся, т.е. подлинно современным - не только отвечающим динамичным реалиям нынешней социокультурной жизни, но и открытым в ближайшую и более отдаленную перспективу духовного роста человеческого сообщества.

 

Заключение

Детская субкультура выступает  результатом интеграции ребенка  в общество, вхождения в культуру, присвоения и преобразования социального  опыта. Она включает в себя специфические  детские ценности и установки, нормы  поведения, особые виды деятельности и коммуникации, характерные именно для детской среды.

Детская субкультура характеризуется  специфическими ценностями и установками, определяющими стиль поведения  детей; системой детского производства; системой правовой защиты. Занимая в общечеловеческой культуре подчиненное место, детская субкультура вместе с тем относительно автономна.

Восприятие детства как субъекта культуры и общества; признание культуротворческой функции детства как механизма  освоения культуры; социальный статус «мира детства» в «мире взрослых», определяющийся гуманистическими принципами взаимодействия; социальная ситуация развития детства, формирующая активную позицию ребенка к социальной действительности; наличие детской субкультуры - все эти социально-культурные факторы позволяют признать современного ребенка как субъекта историко-эволюционного прогресса, а детство - как самоценный и уникальный период в жизни человека. Самоценность и уникальность детства заключается в том, что это - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей мере зависит, каким человеком он станет.

Исследователями детской субкультуры в основном были фольклористы, поэтому предметом их интереса, прежде всего, были тексты детского фольклора. Детский фольклор является особой областью детской субкультуры, ее феноменом.

Все исследователи русского фольклора выделяют детский фольклор - поэтические произведения, столетиями передававшиеся от поколения к поколению, приобретшие содержание и форму, наиболее полно соответствующую законам детской эстетики. Однако их мнения расходятся в подходах к классификации.

Все ученые и методисты находят детский фольклор средством влияния на формирование и развитие личности ребенка, его взросление. Выделяют детские словесные игры в качестве самостоятельного поэтического жанра и видят в них огромный потенциал для развития мышления, памяти, речи, нравственности, что детские словесные игры - это средство народной педагогики. Так Г.С. Виноградов утверждал, что «у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения».

Произведения народного творчества знакомят детей с жизненным опытом многих поколений, мудростью и поэтической  фантазией народа, выражающей мечту  о преобразовании жизни, веру народа в торжество справедливости и добра, глубокую любовь к родной земле и ее народу. Что большое воспитательное воздействие на детей оказывают малые жанры фольклора. Так колыбельные песни покоряют нежностью, сказочностью, мелодичностью; прибаутки и небылицы обостряют внимание к окружающей действительности, к реальным отношениям предметов и явлений; заклички, приговорки, игровые припевы формируют поэтическое отношение к природе, к жизни; считалки, скороговорки помогают вырабатывать правильную речь, развивать память.

Особая роль в возрождении детского фольклора отводится преподавателям русской словесности.

 

Библиография

  1. Алиева Т., Кудрявцев В. Еще раз о природе детской субкультуры. Статья первая. // Дошкольное воспитание. 1997. - № 3. - С. 87 - 91.
  2. Алиева Т., Кудрявцев В. Еще раз о природе детской субкультуры. Статья вторая. // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 4. - С. 64 - 68.
  3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 220 с.
  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001. - 726 с.
  5. Арзамасцева И.Н. Детская литература. Учебник для вузов. - М.: Академия Высшая школа, 2000. - 472 с.
  6. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930. - 358 с.
  7. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1978. - 416 с.
  8. Зубарева Е.С. Детская литература: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 399 с.
  9. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 400 с.
  10. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор. Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 320 с.
  11. Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. - С.-Пб.: Издательство союз, 2000. - 176 с.
  12. Козак О.Н. Простые словесные игры. - С.-Пб.: СОЮЗ, 1998. - 96 с.
  13. Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Онтогенез субъекта деятельности. // Сборник научно-методических статей. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - С. 33 - 56.
  14. .Кулешов Е.В., И. Антипова. Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. / М.: ОГИ, 2003. - 448 с.
  15. Кравцова Н.И. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических факультетов пед. ин-тов - М.: Просвещение, 1971. - 284 с.
  16. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. - М.: Высшая школа, 1981. - 224 с.
  17. Левин В.А. Таинственный сундук. Методические рекомендации. // Методика. Рабочие тетради учителя. - М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995. - С. 46 - 75.
  18. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.
  19. Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1. - С. 74 - 81.
  20. Новикова А.М., Кокорев А.В. Русское народное поэтическое творчество. - М.: Высшая школа, 1969. - 520 с.
  21. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 236 с.
  22. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 576 с.
  23. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. - М.: Лабиринт, 2002. - 464 с.
  24. Психология. Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. - М.: ПБОЮЛ М.А.Захаров, 2001. - 584 с.
  25. Русская детская литература. Учеб. пособие для библ. фак. ин-ов культуры. / Под редакцией Ф.И.Сетина. - М.: «Просвещение», 1972. - 367 с.
  26. Русская литература для детей: Учеб.пособие. / Под ред. Т.Д.Полозовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
  27. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., автор вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. - М.: «Просвещение», 1990. - 335 с.
  28. Савицкая Т. Ребенок в культуре XX века. // Знание - сила. - 1995. - №4. - С. 109 - 114
  29. Селиванов Ф.М. Хрестоматия по фольклору. - М.: Просвещение, 1972. - 304 с.
  30. Чубарьян А. Культурология в образовании как новое направление в науке. // Учительская газета. - 2004. - № 22. - С. 21.
  31. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М.: Издательство «Детская литература», 1968. - 510 с.
  32. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: «Просвещение», 1978. - 357 с.

Информация о работе Устное народное творчество в детской субкультуре