Устранение заикания у детей в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:24, реферат

Краткое описание

Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию большого количества характеристик ребенка, препятствует развитию его социальной адаптации.
Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений и проявляет себя в совместной деятельности с другими людьми. У некоторых заикающихся межличностные отношения нарушены в силу развивающихся речевых расстройств, у других — даже не могут сформироваться.

Содержание

1. Характеристика заикающегося ребёнка……………………….……..3

2. Методика игровой деятельности для преодоления заикания…….…4

3. Отношение заикающихся детей к игре и коллективу играющих…...5

4. Игровые принципы в коррекционной работе с заикающимися детьми:
- Принципы системности, последовательности и учета возраста…..7
- Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся………11
- Учет структуры дефекта ……………………………………...……..15
- Принцип поэтапности ………………………………………...……….16

5.Заключение……………………………………………………...………17
6.Список используемой литературы……………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

устранение заикания у детей в игре.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Игры-драматизации, занимающие третье место в системе игр, формируют у детей умение быть в коллективе и общаться в нем, что облегчают готовые тексты. Стремление к самостоятельности у детей данного возраста наиболее в полной мере удовлетворяется в играх-драматизациях прозы и творческих играх, отражающих школьную тематику. Эти игры готовят детей к общению в сложных ситуациях с повышенными требованиями к речи: в классном и школьном коллективе, в конфликтных ситуациях со сверстниками, в общении с незнакомыми людьми и т. п.

Принцип учета  индивидуальных особенностей заикающихся позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность и т. д.

Например, в зависимости  от состояния моторики логопед дифференцированно  подбирает подвижные игры. С детьми, не владеющими мячом, он проводит игры с простыми движениями, в которых  дети катают мяч по полу, передают соседу через круг, затем катят мяч  одной ногой и прыгают на другой и т. п. В игры вводится элемент  соревнования («Кто быстрее?», «Кто ловкий?», «Кто первый?»), что создает возможность  оценить свой результат через  оценку деятельности товарища.

Логопед продумывает окончание  подвижной игры, чтобы осуществить  плавный переход от состояния  активности к состоянию покоя, при  котором нормализуется ритм дыхания  и сердечной деятельности, постепенно снижается нервное возбуждение. Например, для заторможенных, необщительных  детей с преимущественно тоническим заиканием средней и тяжелой  степени, с низкой игровой активностью  логопед подбирает игры, повышающие жизненный тонус и активизирующие деятельность детей. Для детей с  обилием сопутствующих движений логопед отбирает подвижные игры, развивающие и укрепляющие отдельные  группы мышц. В этих играх целенаправленное выполнение требуемого движения исключает  другие, случайные. Детям с преимущественно клоническим заиканием легкой и средней степеней, отличающимся повышенным эмоциональным возбуждением и достаточным уровнем игровой активности, полезны игры со спокойной ходьбой (на носках, пятках, на внешней и внутренней поверхностях стопы, с перестроениями по одному в шеренгу, колонну, по два и т. п.).

Индивидуальный подход осуществляется и при развитии у детей подражательности. В начале логопед с помощью  дидактических игр «Кто внимательней?», «Обезьянки», «Сделай, как я» и др. выявляет детейс полным и творческим подражанием и через них проводит требования соблюдения правил в играх, задания, поручения. Дети охотнее подражают  своим сверстникам, чем взрослым, и быстрее усваивают необходимые  умения при проведении игр. Они становятся лидерами в отдельных играющих группах. С другими детьми логопед нужное действие закрепляет в нескольких однотипных играх (например, на развитие слухового  и зрительного внимания, памяти), а затем создает такие условия, чтобы нужное действие дети повторили  самостоятельно: предлагает игровой  материал, выкладывает его в последовательности совершаемых действий, подсказывает сюжет игры и т.д.

Учитывая степень общительности  каждого ребенка, логопед в начале коррекционного курса назначает  водящим, дежурным на занятии не того, у кого меньше судорог в речи, а того, кто хорошо контактирует с детьми, может предложить игру, организовать сверстников на оформление игрового уголка, подбор атрибутов  для игры и т.п. При этом логопед  учитывает неигровые привязанности  и симпатии детей, так как положение  заикающегося ребенка в играх  зависит прежде всего от его личностных качеств, а не от степени выраженности судорог. Знание дружеских отношений  между детьми помогает созданию коллектива играющих.

Необщительные дети привлекаются к деятельности постепенно: логопед  предлагает детям назначить такого ребенка помощником дежурного; в  играх с пением с ним поет логопед  или кто-либо из активных детей; в  играх-драматизациях стихотворений  ребенок выполняет действия вместе с другими и слова роли говорит  с одним-двумя детьми; в играх  с однотипными действиями такой  ребенок уже участвует самостоятельно, например, в роли зайки, стоя в кругу, под пение детей выполняет  требуемые движения; в творческой игре о космонавтах показывает движениями состояние невесомости в группе детей, затем в паре и, наконец, самостоятельно; в подвижной игре с правилами  также сначала участвует в  коллективных действиях, например, в  игре «Волк и гуси» вместе со всеми  прибегает к пастуху, спасаясь от волка, затем помогает пастуху пасти  и звать домой гусей или  помогает волку ловить гусей, и после  многократного повторения игры логопед  предлагает ребенку роль волка или  пастуха.

Развитию общительности  служит анализ игр, планируемых логопедом  для занятия. Зная состав детей в  группе, логопед определяет в каждой игре активность роли, которая зависит  от количества ее связей с другими  ролями (чем меньше связей, тем ниже активность), и характер взаимоотношений, возникающих между детьми при  исполнении роли. Например, логопед  выделяет в играх самую активную роль (учитель в классе, воспитатель  в детском саду, командир корабля, продавец в магазине и т.д.) и намечает на эту роль общительного ребенка  с высокой игровой активностью, а в помощь ему — того ребенка, которого надо активизировать в поведении. И логопед выделяет с этой целью  такие роли, как староста в классе, няня в детском саду, помощник командира  на корабле, кассир в магазине. По ходу игры логопед может изменить ситуацию: «Заболел командир корабля в дальнем  походе — корабль поведет помощник командира», если видит, что ребенок  справится с более активной ролью. Если ребенок испытывает трудности  при исполнении роли или остальные  дети группы делают ему много замечаний  по ходу игры («Так командир не говорит», «А ты не заметил сигнала маяка» и т. п.), то логопед может вновь изменить игровую ситуацию: «На самолете прилетел опытный врач и вылечил командира», «Корабль сделал остановку в иностранном порту» и т.д. Для себя логопед отмечает, что этому ребенку надо еще исполнить несколько ролей в качестве помощника другому ребенку.

Анализируя игры для будущего занятия, логопед выделяет в них  и пассивные роли: ученики в  классе, дети в детском саду, матросы  на корабле, покупатели в магазине. Это необходимо делать в начале коррекционного курса. Контингент детей в группе может быть таким, что все сначала  будут исполнять пассивные роли, а лишь логопед — активную роль. Кроме того, такие массовые роли в играх надо выделять для повторения игр во второй половине дня с воспитателем. Под его руководством дети всей группой  исполняют, например, роли покупателей  в магазине: выбирают игрушки, приносят их воспитателю, рассматривают их вместе с ним. В этой ситуации все участники  равноправны, между ними возникают  отношения партнерства. В роли кассира  выступает воспитатель: между ним  и покупателями устанавливаются  отношения управления-подчинения. Дети учатся общению между покупателями и кассиром. Затем назначаются  дети на роли кассиров в несколько  отделов: отдел мягкой игрушки, отдел  резиновой игрушки, отдел кукол, машин и т.д. Отношения управления-подчинения возникают уже между самими детьми, и управляющий (кассир) руководит  игровым действием. Далее можно  выбрать Заведующего отделом  игрушки, директора магазина, директора  фабрики игрушек и т.д., т.е. постепенно увеличивать количество связей между  ролями, тем самым повышая активность роли, и усложнять сюжет игры, в которой заикающийся ребенок  общается уже с несколькими действующими лицами, выполняет разные действия и учитывает ответные действия партнеров.

С развитием общительности  у заикающихся детей повышается игровая активность, и критерием  оценки поведения детей в играх  служат складывающиеся между ними отношения. Если дети самостоятельно организуют игры не только с равноправными участниками, но и такие, в которых есть управляющий  и управляемые, и доводят игру до конца с последующей оценкой  исполнения ими ролей, то можно говорить о высоком уровне игровой активности.

Следующий принцип — учет структуры дефекта — реализуется при комплектовании групп детей, а также на первых типах коррекционной работы. С детьми, имеющими тяжелую степень заикания, по необходимости проводятся индивидуальные занятия, облегчающие им вхождение в незнакомый коллектив. Кроме того, степенью заикания определяйся проведение того или иного вида игр. Вначале даются игры с простым речевым материалом и несложными правилами, с жизнеутверждающими мотивами, с сюжетами, в которых добро побеждает зло, они помогают отдельным детям преодолеть чувство страха, неуверенности, робости, вызывают у детей доброе и радостное настроение.

Коррекция нарушений звукопроизношения  у заикающихся детей требует  дополнительных занятий и проведения специальных игр на развитие мимики лица, речевого праксиса. С заикающимися детьми 4—5 лет рекомендуется проводить  одновременную работу по устранению заикания и недостатков звукопроизношения. На фронтальных занятиях с детьми, имеющими одинаковые нарушения звукопроизношения, большое внимание в этом возрасте уделяется развитию общих речевых  навыков. На индивидуальных занятиях осуществляется постановка звуков, их автоматизация, дифференциация, развивается фонематическое восприятие. Проводятся дидактические  игры на определенный звук, на развитие дыхания, голоса, артикуляции, игры со звукоподражаниями и т. д. В работе со звуками соблюдаются требования, необходимые для нормализации речи заикающегося: логопед и ребенок говорят на мягкой атаке голоса, плавно, соблюдая паузы, не нарушая темпа дыхания и речи. На фронтальных занятиях по устранению заикания логопед и воспитатель контролируют произношение детей с нарушенными звуками.

С заикающимися детьми 5—7 лет  коррекция нарушений звукопроизношения  начинается с момента обследования на индивидуальных занятиях и продолжается на протяжении всего курса обучения параллельно с фронтальными занятиями. На логопедических и воспитательных занятиях проводится работа не только по нормализации звукопроизношения, но и по развитию лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы. Игровая деятельность применяется на разных этапах различно. В период обследования логопед использует некоторые игры для выяснения структуры дефекта, психофизических и личностных особенностей детей, для определения характера их игровой деятельности. В период максимального 'ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) тщательно подобранные игры помогают логопеду и воспитателю затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облегченных форм речи — сопряженной и отраженной. Далее осуществляется переход к вопросно-ответной речи, которая воспитывается также постепенно — от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создает базу для перехода к самостоятельной речи — подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей). Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх-представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.

Заключение

Использование игровой деятельности в устранении заикания опирается  на дидактические принципы: ведущая роль взрослого (логопеда, воспитателя, родителей) последовательность игр — от простых, с готовыми правилами, к творческим, доступность речевого материала в играх. Реализация данных принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррекционной работе с заикающимися детьми. В процессе игровой деятельности естественно, топко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. –– 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
  2. Ворошилова Е. Л. Коррекция заикания у дошкольников. - Изд.: Сфера, 2012 г. -64 с.
  3. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - Изд.: Секачев В. Ю.2011 г. -16 с.
  4. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - Изд.: АСТ, Астрель. Серия: Библиотека логопеда. 2009 г.- 224 с.
  5. Исагулиев П. И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания. - Изд.: НИИ школьных технологий. 2009 г. -112 с.
  6. Лохов М. И., Фесенко Ю. А.Если у ребенка заикание...Изд.: Детство-Пресс. Серия: Советы специалистов родителям. Коротко и доступно. - 2011 г. -64 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Устранение заикания у детей в игре