Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:24, реферат
Заикание является довольно распространенным речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего дошкольного возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности в целом и в дальнейшем препятствует развитию большого количества характеристик ребенка, препятствует развитию его социальной адаптации.
Человеческая личность представляет собой совокупность общественных отношений и проявляет себя в совместной деятельности с другими людьми. У некоторых заикающихся межличностные отношения нарушены в силу развивающихся речевых расстройств, у других — даже не могут сформироваться.
1. Характеристика заикающегося ребёнка……………………….……..3
2. Методика игровой деятельности для преодоления заикания…….…4
3. Отношение заикающихся детей к игре и коллективу играющих…...5
4. Игровые принципы в коррекционной работе с заикающимися детьми:
- Принципы системности, последовательности и учета возраста…..7
- Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся………11
- Учет структуры дефекта ……………………………………...……..15
- Принцип поэтапности ………………………………………...……….16
5.Заключение……………………………………………………...………17
6.Список используемой литературы……………………………………..18
Игры-драматизации, занимающие третье место в системе игр, формируют у детей умение быть в коллективе и общаться в нем, что облегчают готовые тексты. Стремление к самостоятельности у детей данного возраста наиболее в полной мере удовлетворяется в играх-драматизациях прозы и творческих играх, отражающих школьную тематику. Эти игры готовят детей к общению в сложных ситуациях с повышенными требованиями к речи: в классном и школьном коллективе, в конфликтных ситуациях со сверстниками, в общении с незнакомыми людьми и т. п.
Принцип учета индивидуальных особенностей заикающихся позволяет использовать игры таким образом, чтобы нормализовались моторные функции заикающихся детей, развивались их общительность, подражательность, повышалась игровая активность и т. д.
Например, в зависимости от состояния моторики логопед дифференцированно подбирает подвижные игры. С детьми, не владеющими мячом, он проводит игры с простыми движениями, в которых дети катают мяч по полу, передают соседу через круг, затем катят мяч одной ногой и прыгают на другой и т. п. В игры вводится элемент соревнования («Кто быстрее?», «Кто ловкий?», «Кто первый?»), что создает возможность оценить свой результат через оценку деятельности товарища.
Логопед продумывает окончание
подвижной игры, чтобы осуществить
плавный переход от состояния
активности к состоянию покоя, при
котором нормализуется ритм дыхания
и сердечной деятельности, постепенно
снижается нервное возбуждение.
Например, для заторможенных, необщительных
детей с преимущественно
Индивидуальный подход осуществляется
и при развитии у детей подражательности.
В начале логопед с помощью
дидактических игр «Кто внимательней?»,
«Обезьянки», «Сделай, как я» и др.
выявляет детейс полным и творческим
подражанием и через них
Учитывая степень
Необщительные дети привлекаются
к деятельности постепенно: логопед
предлагает детям назначить такого
ребенка помощником дежурного; в
играх с пением с ним поет логопед
или кто-либо из активных детей; в
играх-драматизациях
Развитию общительности служит анализ игр, планируемых логопедом для занятия. Зная состав детей в группе, логопед определяет в каждой игре активность роли, которая зависит от количества ее связей с другими ролями (чем меньше связей, тем ниже активность), и характер взаимоотношений, возникающих между детьми при исполнении роли. Например, логопед выделяет в играх самую активную роль (учитель в классе, воспитатель в детском саду, командир корабля, продавец в магазине и т.д.) и намечает на эту роль общительного ребенка с высокой игровой активностью, а в помощь ему — того ребенка, которого надо активизировать в поведении. И логопед выделяет с этой целью такие роли, как староста в классе, няня в детском саду, помощник командира на корабле, кассир в магазине. По ходу игры логопед может изменить ситуацию: «Заболел командир корабля в дальнем походе — корабль поведет помощник командира», если видит, что ребенок справится с более активной ролью. Если ребенок испытывает трудности при исполнении роли или остальные дети группы делают ему много замечаний по ходу игры («Так командир не говорит», «А ты не заметил сигнала маяка» и т. п.), то логопед может вновь изменить игровую ситуацию: «На самолете прилетел опытный врач и вылечил командира», «Корабль сделал остановку в иностранном порту» и т.д. Для себя логопед отмечает, что этому ребенку надо еще исполнить несколько ролей в качестве помощника другому ребенку.
Анализируя игры для будущего
занятия, логопед выделяет в них
и пассивные роли: ученики в
классе, дети в детском саду, матросы
на корабле, покупатели в магазине.
Это необходимо делать в начале коррекционного
курса. Контингент детей в группе
может быть таким, что все сначала
будут исполнять пассивные
С развитием общительности у заикающихся детей повышается игровая активность, и критерием оценки поведения детей в играх служат складывающиеся между ними отношения. Если дети самостоятельно организуют игры не только с равноправными участниками, но и такие, в которых есть управляющий и управляемые, и доводят игру до конца с последующей оценкой исполнения ими ролей, то можно говорить о высоком уровне игровой активности.
Следующий принцип — учет структуры дефекта — реализуется при комплектовании групп детей, а также на первых типах коррекционной работы. С детьми, имеющими тяжелую степень заикания, по необходимости проводятся индивидуальные занятия, облегчающие им вхождение в незнакомый коллектив. Кроме того, степенью заикания определяйся проведение того или иного вида игр. Вначале даются игры с простым речевым материалом и несложными правилами, с жизнеутверждающими мотивами, с сюжетами, в которых добро побеждает зло, они помогают отдельным детям преодолеть чувство страха, неуверенности, робости, вызывают у детей доброе и радостное настроение.
Коррекция нарушений звукопроизношения
у заикающихся детей требует
дополнительных занятий и проведения
специальных игр на развитие мимики
лица, речевого праксиса. С заикающимися
детьми 4—5 лет рекомендуется проводить
одновременную работу по устранению
заикания и недостатков
С заикающимися детьми 5—7 лет
коррекция нарушений
Принцип поэтапности в воспитании речи определяет структуру и организацию коррекционной работы. Игровая деятельность применяется на разных этапах различно. В период обследования логопед использует некоторые игры для выяснения структуры дефекта, психофизических и личностных особенностей детей, для определения характера их игровой деятельности. В период максимального 'ограничения речи (режим молчания и шепотной речи) тщательно подобранные игры помогают логопеду и воспитателю затормозить неправильные речевые проявления и создать условия для воспитания облегченных форм речи — сопряженной и отраженной. Далее осуществляется переход к вопросно-ответной речи, которая воспитывается также постепенно — от полных ответов на вопрос до умения вести диалоги различной сложности. Это создает базу для перехода к самостоятельной речи — подготовленной (пересказ, рассказ) и неподготовленной (речь в творческих играх по замыслу самих детей). Закрепление навыков активного общения осуществляется в играх-представлениях, творческих играх с речевым материалом любой сложности, на занятиях по программному материалу, в свободной игровой и неигровой деятельности детей.
Заключение
Использование игровой деятельности в устранении заикания опирается на дидактические принципы: ведущая роль взрослого (логопеда, воспитателя, родителей) последовательность игр — от простых, с готовыми правилами, к творческим, доступность речевого материала в играх. Реализация данных принципов позволяет последовательно усложнять речевой материал, сюжеты и методику проведения игр. В игровой деятельности формируется умение управлять своим поведением через освоение в процессе игр правил, выработанных взрослыми. Следовательно, игровая деятельность становится средством воспитания детей под влиянием целенаправленного, преднамеренного руководства. Это свойство игровой деятельности позволяет использовать ее и в коррекционной работе с заикающимися детьми. В процессе игровой деятельности естественно, топко и ненавязчиво воспитывается поведение заикающихся детей и корригируется их речевая функция. Исправляется не речевое нарушение само по себе, а воспитывается речевая деятельность в структуре игровой деятельности и в связи с ней. Заикание - сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося.
Список используемой литературы: