Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:47, реферат
Успех обучения во многом зависит от развитости познавательных способностей человека - его внимания, памяти, восприятия, воображения и т.д. Общеизвестно, что традиционное обучение хоть в школе, хоть в вузе построено с опорой на память обучающихся. Такие же психические процессы, как воображение и мышление, служащие базой развития творческой активности и инициативы, являются побочным продуктом традиционного обучения.
В свою очередь неконструктивные социальные установки (типа "Чего от тебя можно ждать!"), ведущие к интенсивным негативным эмоциям (страха, вины, обиды и т.п.), детерминируют появление познавательных барьеров, затрудняют ситуацию взаимодействия и искажают восприятие партнера [14].
Таким образом можно утверждать, что переживания неотделимы от познавательного акта, поскольку "сознание - не только знание, но и переживание" [59].
На наш взгляд, сильнейшим социальным регулятором технологически организованной учебно-познавательной деятельности, главным механизмом её интенсификации является субъектность. Как справедливо отмечает Е.Н. Волкова, субъектность выражает определённую позицию личности и раскрывает те характеристики личности, которые определяют её отношение к деятельности [12]. Атрибутами субъектности, влияющими на интенсификацию познавательной деятельности, являются:
активность,
сознательность,
ответственность,
высокая самооценка,
готовность к саморазвитию и самоуправлению.
Для осознания себя субъектом собственной деятельности и отношений нужна специфическая внутренняя позиция личности. Б.С. Братусь, описывая внутренний план личности, способной к диалогическому взаимодействию, включил в него следующие свойства:
отношение к другому как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода "человек";
способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения;
творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;
потребность в позитивной свободе;
способность к свободному волепроявлению;
возможность самопроектирования будущего;
вера в осуществимость намеченного;
внутренняя ответственность
стремление к обретению общего смысла своей жизни.
Такая внутренняя позиция личности и обеспечивает способность к саморазвитию [9].
Вопрос о субъектах в
Внедрение образовательных технологий
требует становления
Как видим, интенсификация учебно-познавательной деятельности - это реальность, основанная на социальной обусловленности психики человека, реальность, воплощенная в более совершенных средствах познавательной деятельности. Но средства деятельности - не единственный источник интенсификации. Решающую роль играют также оптимизация психологических механизмов, создание организационно-педагогических условий деятельности, рациональное использование ТСО. Эффективность учебного процесса за счет интенсификации познавательной деятельности - это не один какой-либо фактор, это комплексный процесс с использованием всех возможных факторов, их рациональная система. Интегративно-многофакторная интенсификация учебно-познавательной деятельности зависит в первую очередь от оптимизации всей психологической структуры обоих субъектов, поскольку все факторы педагогического процесса преломляются в их психике и в конечном итоге влияют на эффективность обучения.
Интенсификацию учебно-
Родившись, технологический подход создал и иную педагогическую культуру. Взамен триады "дидактика - общая методика - методика" на педагогическом ландшафте обозначились: "философия образования", обосновывающая новые целевые приоритеты; "образовательная политика", выясняющая, чему учить (в социальном смысле); "образовательная технология", указывающая не только как учить с гарантированным достижением результата, но и решающая при этом ещё и проблему стратегии развития личности и создания для этого адекватных средств и условий.
Существует точка зрения, согласно которой "технология появляется там и тогда, когда производство переходит на определённый уровень: от ремесленного и цехового к промышленному. В этом случае и эффективность производства определялась различными факторам: в цеховом производстве - личной техникой работы самого ремесленника, в машинном производстве - прежде всего качеством технологических процессов. Поэтому термин "педагогическая техника" - это как раз "дотехнологическое" понимание педагогического процесса [6].
Это не вполне так. В основе любой
технологии обучения всегда лежит определенная
психологическая теория (или комплекс
теорий), степень адекватности которой
природе усвоения знаний и предопределяет
эффективность этой технологии. Преподаватель
призван обществом выполнять две функции:
способствовать становлению студентов
как профессионалов и повышать их социальную
адаптивность и профессиональную мобильность,
для чего развивать их субъектность и
инициировать творческую активность.
Чтобы реализовать эти задачи, педагог
должен быть психологически подготовлен
и методически обучен для использования
технологий в своей работе. По сути, это
должен быть профессионал новой формации,
выученный на основе новой педагогической
идеологии в специальной системе подготовки
и переподготовки, специалист с высоким
уровнем субъектности и развитой рефлексии,
позволяющей ему анализировать, осмысливать
и перестраивать свою профессиональную
деятельность. Так что речь должна идти
скорее не о педмастерстве, а о педагогическом
профессионализме, функциональной грамотности.
Появление образовательных технологий,
требующих отхода от узкого, просветительского
понимания своих функций, изменило представление
о педагогической культуре: сейчас востребован
вузовский преподаватель с другой типологической
структурой личности. Это должен быть
субъект лабильный, способный к саморазвитию
и самоопределению в ситуации подвижного,
постоянно меняющегося и открытого социальному
заказу образования; субъект, понимающий
своё социальное предназначение, принимающий
педагогическую деятельность в качестве
важного акмеологического приоритета;
субъект, способный и готовый к постоянному
переобучению и обновлению, к преодолению
собственной функциональной неграмотности.
В этом, другом масштабе измерения, педтехника
действительно есть "дотехнологическое"
понимание педпроцесса. Мера субъектности
педагога, масштаб его личности, его профессионально-
Новые образовательные технологии, чтобы быть эффективными, должны отвечать следующим требованиям:
1) учитывать естественные психологические свойства человека и его интеллекта;
2) опираться на внутренние ресурсы личности, а не на принуждение;
3) интенсифицировать побудительные мотивы творческого развития личности в её стремлении к актуализации, которое К. Роджерс считает врожденным желанием "проявить себя, свои возможности с целью сохранить жизнь и сделать человека более счастливым, а его жизнь более разносторонней и удовлетворяющей его" [47].
Высокие технологии в материальной сфере в своей мощи содержат огромный разрушающий потенциал, вот почему они требую высоких и тонких технологий воспитания, общения (культуры, нравственности), так как "голые" (предметные) знания при бездуховности обучаемых способствуют не столько "изощрению ума", сколько его извращению, изворотливости (отсюда проблемы хакерства, компьютерного хулиганства, грязные технологии в политике). Вспомним С.Т. Шацкого, который предупреждал: легко научить ребёнка считать, сложнее сделать это так, чтобы с этим своим умением он не начал обсчитывать других людей. Вспомним К.Д. Ушинского: "Развитие головы и бессилие характеров, способность понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания".
Итак, использование новых обучающих
технологий как интегративно-комплексных
средств позволяет достичь
Реализация социального заказа в новых социокультурных условиях:
соблюдение интересов
соблюдение интересов общества, т.е. подготовка специалистов в какой-либо области, социально и профессионально адаптированных в условиях социальной неопределённости;
соблюдение интересов личности, т.е. подготовка активных, инициативных и думающих индивидов, готовых к самостоятельной познавательной деятельности, способных к саморазвитию, что позволяет им профессионально адаптироваться на рынке труда.
Интенсификация всех
уровней учебно-
повышение качества обучения за счет специфики в отборе и представлении содержания (модули, учебные пакеты, проекты, структурно-логические схемы и под);
повышение эффективности за счёт средств когнитивной визуализации учебного материала;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности за счёт привлечения возможностей дидактических игр, приёмов фасилитации, мотивации аффилиации, работы в зоне ближайшего развития и др.;
углубление межпредметных
развитие творческого мышления, во-первых, за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, во-вторых, за счёт овладения метаумениями, поскольку любая технология требует от студентов навыков учебно-интеллектуального труда и высокой степени самостоятельности;
развитие опыта участия в групповом взаимодействии и коммуникативных способностей за счёт использования в рамках технологии диалоговых средств, совместных проектов, учебных дискуссий, тренингов, индивидуально-групповых форм обучения, поскольку все технологии основаны на активном эмоционально окрашенном общении учеников друг с другом и с учителем.
Развитие личности обучающегося:
подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения метаумениями и приёмами интеллектуального труда;
развитие системных обобщённых знаний и способов деятельности: конструктивных, организационных, коммуникативных, гностических, что дает возможность выхода на творческий уровень;
расширение предметной области обучения за счет возможностей компьютерного моделирования, теоретического проектирования, решения межпредметных задач, что способствует развитию системного мышления;
развитие способностей к сотрудничеству, кооперации, принятию нового;
развитие содержательной и исполнительской
самостоятельности в
Развитие личности педагога:
развитие методологической грамотности и профессиональной компетентности;
формирование педагогической функциональной грамотности;
обретение способности сопротивляться эмоциональному выгоранию и профессиональным деформациям;
появление многоуровневой рефлексии, способствующей профессионально-личностному росту.
Судя по очевидным приметам ХХI век будет веком небывалого динамизма, в том числе повышения интеллектуального потенциала человека. Уже сегодня общество ставит задачу - создать целую индустрию образования как тип расширенного воспроизводства знаний. Это же в свою очередь потребует в ультимативной форме перехода вузов в новое качественное состояние, адекватное прогрессу общественного развития и новой социокультурной ситуации, поскольку интеллектуальный потенциал нации закладывается в учебных источниках. У учебного заведения только тогда есть стратегия развития, когда оно имеет:
адекватный кадровый потенциал
с новым педагогическим менталитетом,
способный принять
Информация о работе Учебно-познавательная деятельность студентов