Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 05:14, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме.
2. Рассмотреть понятие индивидуализации обучения.
3. Определить цели индивидуализации в обучении.
4. Рассмотреть особенности мышления и темперамента учащихся младших классов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы учёта индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе. 6
1.1 Понятие индивидуализации обучения 6
1.2 Роль учителя младших классов в процессе обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей 20
Глава 2. Анализ практического опыта организации процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников 24
2.1 Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте 24
2.2. Мотивация младших школьников с учетом особенностей их темперамента 26
Заключение 29
Литература 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе_.docx

— 68.52 Кб (Скачать файл)

У меланхоликов необходимо развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей.

Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественной). Важно учитывать это в процессе воспитательной и коррекционной работы.

Таким образом, изучив различные стороны индивидуальности ребёнка, мы приходим к выводу, что, используя эти знания в совокупности, педагог может строить свою работу с классом гораздо эффективнее, чем в условиях отсутствия какой бы то ни было дифференциации. Зная особенности мышления ученика в сочетании с его темпераментом, педагог может формировать комфортные малые группы с учетом соотношения сил и совместимости темпераментов, для реализации самых различных учебных задач. Большую помощь в учебном процессе могут оказать командообразующие игры, как в составе малых групп, так и всего класса в целом. Подобные игры учат детей эффективно использовать качества своей личности, способности и прочие особенности в рамках общего процесса, что позволяет выявить свои сильные стороны, учиться друг у друга, а также создаёт благотворный микроклимат в коллективе.

  Заключение

 

Проделав  работу, мы можем сделать следующие  обобщения.

Успешное  развитие познавательной активности и  самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс  организован как интенсивная  интеллектуальная деятельность каждого  ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении  знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Зная  особенности условно-рефлекторной и психической деятельности учеников класса, можно правильно выбирать темп учебной работы, определять объём  содержания уроков, виды и формы  организации труда учащихся, обеспечивать рациональное и эффективное использование  их сил и возможностей.

К особенностям учащихся, которые в первую очередь  следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:

- обучаемость,  т.е. общие умственные способности,  а также специальные способности;

- учебные  умения;

- обученность,  которая состоит как из программных,  так и внепрограммных знаний  и навыков;

- познавательные  интересы (на фоне общей мотивации).

Учёт  названных показателей при индивидуализации обучения важен для всех учащихся. В отдельных случаях к этим особенностям при индивидуальном подходе  к детям добавляются такие  факторы, которые в отношении  данного ребёнка оказывают специфические  влияния на его учебную деятельность.

Учитывая  индивидуальные особенности каждого  ребенка учитель должен дифференцировать содержание дидактического материала, разнообразить виды деятельности, создавать  контрольно-оценочные материалы  для самоконтроля ученика, постоянно  менять и дополнять средства обучения, использовать средства других образовательных  учреждений и культурных центров: музеев, центров детского творчества, библиотек, системы дополнительного образования  и т.п.

Учителю следует быть предельно тактичным  и внимательным в случае физиологических  особенностей ребенка, таких как, к  примеру, леворукость, или же заикание, дальтонизм, или отставание в физическом развитии. Любое необдуманное вмешательство может нанести непоправимый вред. Важно выработать у ребенка эффективную стратегию поведения при наличии данных особенностей, и обеспечить атмосферу понимания и эмпатии в детском коллективе.

Педагог должен понимать и учитывать, что  каждый человек по-своему ценен и  уникален. Главное помочь ребенку  распознать свою уникальность, направляя его на путь личностного развития и максимального раскрытия своего творческого потенциала.

 

 

Литература

  1.      Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990.
  2.       Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении.М., Педагогика. 2010. №7.
  3.        Бутузов И.Т. Дифференцированное обучение – важное дидактическое средство эффективного обучения школьников. М., 2008.
    1.        Венгер, Л.А,  Мухина В.С  Психология   М, Просвещение 1988.
    1.        Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Под. ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой.  М., 2005.
    2.        Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 2006.
    3.       Воспитание и развитие детей в процессе обучения. Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 2007.
    4.        Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1978.
    5.         Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.-М.: «Юрайт» 2002.
    6. Годфруа Ж Что такое психология М., Мир 1992.
    7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.
    8. Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 2008.
    9. Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 2008.
    10. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. М., 2006.
    11. Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. Вопросы психологии. 2005.- №2.
    12. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 2009.
    13. Климов И. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 1969.
    14. Крутецкий, В.А Психология.  М: Просвещение 1988.
    15. Леви В. Искусство быть другим. М.: Молодая гвардия, 1980.
    16. Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий,  М., 1976.
  1.          Немов, Р.С.  Психология. М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.
  1.          Онищук В.А. Урок в современной школе.  М.: Просвещение, 1981.
  2.          Постникова Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы. Начальная школа. 2005.№7-8
  3.          Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 2005.
  4.           Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996.
  5.           Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении. Начальная школа. 2006.- №11.
  6.        Суворова Г.Ф. Реализация индивидуального подхода к учащимся. Начальная школа. 2007. - №1.
  7.         Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.
  8.         Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2010.
  9.          Шумакова Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. Развитие творческой активности школьников./Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 1991.

 

 

 

1 Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М., 2006

2 Воспитание и развитие детей в процессе обучения. Сост. Л.Ф. Мельчаков. М., 2007

3 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.,2006

4 Венгер, Л.А,  Мухина В.С  Психология   М, Просвещение 1988

5 Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990

6 Немов, Р.С.  Психология.  М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999.

7 Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности, - М.; ФиС, 1978

8 Небылицин В. Д., Психофизиологические исследования индивидуальных различий,  М., 1976

9 Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 2005

10 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2010.

11 Индивидуальные варианты развития младших школьников. Под. ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. М., 2008

12 Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах. М., 2006.

13 Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 2008.

14 Онищук В.А. Урок в современной школе.  М.: Просвещение, 1981

15 Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю\. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996

16 Калмыкова З.И. Темп продвижения как один из показателей индивидуальных различий учащихся. Вопросы психологии. 2005.- №2

Леви В. Искусство быть другим. М.: Молодая гвардия, 1980.

17

18 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974

 


Информация о работе Учет индивидуальных особенностей детей в период обучения в начальной школе