Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:29, контрольная работа
В образовательном процессе необходимо принимать во внимание не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности. Так, например, учителю необходимо помнить, что дети меланхолического (слабого) типа очень медлительные, не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.
1. Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе.
2. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание образования.
3. Сущность и содержание базовой культуры личности. Аксиологический аспект базовой культуры личности.
Содержание учебной программы более подробно раскрывается в учебниках и других учебных пособиях. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т.д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, указывается литература для самообразования. Учебник выполняет ряд функций.
Информационная функция
Структура учебника включает в себя
текст и внетекстовые, вспомогательные
компоненты (вопросы, упражнения, задания,
памятки или инструктивные
Учебное пособие служит вспомогательным средством обучения, в котором учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео- , аудио- и другие средства обучения.
Вывод по второму вопросу.
Таким образом, характеризуя нормативные документы, мы видим, что в каждом документе есть свои четко поставленные регламенты (цели, задачи), которые определяют всю сущность образовательного процесса. Но все они в той или иной степени переплетаются друг с другом.
3. Сущность и содержание базовой
культуры личности. Аксиологический
аспект базовой культуры личнос
Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.
Базовая культура личности – это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.
Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую, гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности – можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность – нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.
Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.
В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития.
В этой связи базовый комплекс культуры
личности определим, как способность
человека самостоятельно вырабатывать
руководящие принцип и способы своей деятельности
(интеллектуальной, практически-
Базовый компонент культуры в системе целей воспитания вынуждает по-новому относиться к самому воспитателю. Так, совершенно очевидно, что если мы будем передавать духовные ценности от первого поколения к другому в готовом, завершенном виде, ни о какой культуре не может быть и речи. Тут может возникнуть конфликт « отцов и детей».
По сути, аксиология рассматривает ценности, прямо или косвенно влияющие на поведение человека, определяя специфику межличностных отношений. Согласно научным исследованиям, совокупность ценностей отражается на поведенческих особенностях индивидуума, одновременно влияя на его жизнь и принятие решений.
Монументальным основанием аксиологии является интерпретация понятия «ценность». Впервые о выделении категории ценности заговорил Иммануил Кант, однако впоследствии это понятие развивалось и толковалось с разных позиций. В итоге пришли к единому мнению, что ценности определяют идеалы добра, правды и красоты. При этом наметилась тесная связь ценностей с мировой культурой, объединяя в одно целое – искусство, науку, право и религию. Именно с этих позиций и исходит утверждение о том, что ценности определяют вектор человеческой жизни.
Каждый человек руководствуется определенными ценностями, формирующими его представление о мире. Законопослушные граждане следуют требованиям правовых норм, люди с религиозными взглядами не могут преступить предписания священных книг. Творческие и научные люди в личной жизни не могут нарушить определенных постулатов – ценностей, которые связаны с их работой. Общими же для всех людей являются ценности добра, правды и красоты. Именно из такой трактовки ценностей исходит аксиология при определении их значения для человека.
Отдельным проявлением социологии является возникшая сравнительно недавно педагогическая аксиология, которая специализируется на изучении ценностей в образовании. Эта отрасль общей аксиологии рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.
Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у подрастающего поколения общих гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с подростком. Именно они влияют на формирование ценностей. Задачу педагогической аксиологии они видят в том, чтобы не пресекать естественное развитие личности, но органично дополнять его.
Вывод по третьему вопросу.
Таким образом, базовая культура личности – это та неотъемлемая часть структуры личности, благодаря которой человек получает способность к жизненному самоопределению, то, что помогает ему открывать возможности достижения гармонии с собой и окружающей средой.
Список использованной литературы.
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе.