Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

В образовательном процессе необходимо принимать во внимание не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности. Так, например, учителю необходимо помнить, что дети меланхолического (слабого) типа очень медлительные, не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы.

Содержание

1. Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе.
2. Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание образования.
3. Сущность и содержание базовой культуры личности. Аксиологический аспект базовой культуры личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика контр..doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Содержание учебной программы  более подробно раскрывается в учебниках  и других учебных пособиях. Материал в учебнике структурирован по главам, параграфам, темам. Для облегчения усвоения материала даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, таблицы, графики и т.д. Кроме информативного материала в учебник включаются вопросы и задания, имеющие целью помочь ученику осмыслить и обобщить материал, указывается литература для самообразования. Учебник выполняет ряд функций.

Информационная функция призвана обеспечить детей необходимой и достаточной информацией, способствующей формированию мировоззрения, духовному развитию учащихся и практическому освоению мира. Мотивационная функция заключается в создании стимулов к изучению предмета, в воспитании интереса и позитивного отношения к учению. Трансформационная функция связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптируется в соответствии с дидактическими принципами научности, систематичности, последовательности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с практикой и др. Систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета. Функция закрепления и самоконтроля связана с предоставлением возможности повторного изучения материала, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов. Интегрирующая функция состоит в том, что учебник помогает ученику приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук. Координирующая функция способствует привлечению разнообразных средств обучения (справочники, карты, иллюстрации, фильмы и т.п.) в процессе работы над материалом учебника. Воспитательно-развивающая функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на детей. Обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает умения и навыки, необходимые для самообразования.

Структура учебника включает в себя текст и внетекстовые, вспомогательные  компоненты (вопросы, упражнения, задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы, шрифтовые выделения, иллюстративный материал и подписи к нему, предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели и другие).

Учебное пособие служит вспомогательным  средством обучения, в котором  учебный материал представлен расширенно и более детализировано. К учебным  пособиям относятся хрестоматии, сборники упражнений, тестов, рабочие тетради, атласы, словари, справочники и другие. Учебно-методический комплекс по предмету включает учебную программу, учебники и учебные пособия, а также методические пособия для учителя, электронные ресурсы, видео- , аудио-  и другие средства обучения.

Вывод по второму вопросу.

Таким образом, характеризуя нормативные  документы, мы видим, что в каждом документе есть свои четко поставленные регламенты (цели, задачи), которые определяют всю сущность образовательного процесса. Но все они в той или иной степени переплетаются друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность и содержание базовой  культуры личности. Аксиологический  аспект базовой культуры личности

Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

Базовая культура личности – это  необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.

Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты, новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую, гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал, к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности – можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность – нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.

Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей ценности.

В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды, условия их гармоничного развития.

В этой связи базовый комплекс культуры личности определим, как способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принцип и способы своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, художественной и др.) и социального поведения. Иначе говоря, базовый компонент культуры поведения человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, что открывает возможность достижения гармонии с собой и окружающей жизнью.

Базовый компонент культуры в системе  целей воспитания вынуждает по-новому относиться к самому воспитателю. Так, совершенно очевидно, что если мы будем передавать духовные ценности от первого поколения к другому в готовом, завершенном виде, ни о какой культуре не может быть и речи. Тут может возникнуть конфликт « отцов и детей».

По сути, аксиология рассматривает  ценности, прямо или косвенно влияющие на поведение человека, определяя специфику межличностных отношений. Согласно научным исследованиям, совокупность ценностей отражается на поведенческих особенностях индивидуума, одновременно влияя на его жизнь и принятие решений.

Монументальным основанием аксиологии является интерпретация понятия «ценность». Впервые о выделении категории ценности заговорил Иммануил Кант, однако впоследствии это понятие развивалось и толковалось с разных позиций. В итоге пришли к единому мнению, что ценности определяют идеалы добра, правды и красоты. При этом наметилась тесная связь ценностей с мировой культурой, объединяя в одно целое – искусство, науку, право и религию. Именно с этих позиций и исходит утверждение о том, что ценности определяют вектор человеческой жизни.

Каждый человек руководствуется определенными ценностями, формирующими его представление о мире. Законопослушные граждане следуют требованиям правовых норм, люди с религиозными взглядами не могут преступить предписания священных книг. Творческие и научные люди в личной жизни не могут нарушить определенных постулатов – ценностей, которые связаны с их работой. Общими же для всех людей являются ценности добра, правды и красоты. Именно из такой трактовки ценностей исходит аксиология при определении их значения для человека.

Отдельным проявлением социологии является возникшая сравнительно недавно педагогическая аксиология, которая специализируется на изучении ценностей в образовании. Эта отрасль общей аксиологии рассматривает процесс воспитания личностных качеств и ценностных ориентаций. Ценностью для педагогической аксиологии выступает социальная составляющая – адаптация человека в обществе в процессе его воспитания.

Особое внимание педагогическая аксиология уделяет процессу формирования у  подрастающего поколения общих  гуманистических ценностей, которые в дальнейшем оказывают основное влияние на взаимоотношения человека с окружающими. Вырабатываются методы, способы и приемы наиболее эффективного привития таких ценностей. Исследователи этой области знаний полагают, что наиболее важным фактором является учет личностных качеств, жизненной обстановки и других обстоятельств, связанных с подростком. Именно они влияют на формирование ценностей. Задачу педагогической аксиологии они видят в том, чтобы не пресекать естественное развитие личности, но органично дополнять его.

Вывод по третьему вопросу.

Таким образом, базовая культура личности – это та неотъемлемая часть структуры  личности, благодаря которой человек  получает способность к жизненному самоопределению, то, что помогает ему  открывать возможности достижения гармонии с собой и окружающей средой.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для педвузов / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
  2. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
  3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. М.А.Данилова, М.Н.Скаткина. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.
  4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д: Феникс, 1997.– 477 с.
  5. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
  6. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические труды: в 2 т. / К.Д.Ушинский. – М.: Педагогика, 1974. – 440 с. – 2 т.

 

 

 

 

 


Информация о работе Учет индивидуальных особенностей человека в образовательном процессе.