Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:39, доклад
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения, основанные на связи открытого одностороннего типа (например, отношения учителя к обществу и своей профессии через выполнение долга) и на связях многосторонних, касающихся взаимоотношений учителя с учащимися и другими участниками педагогического процесса.
Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и др
Учитель и ученики
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения, основанные на связи открытого одностороннего типа (например, отношения учителя к обществу и своей профессии через выполнение долга) и на связях многосторонних, касающихся взаимоотношений учителя с учащимися и другими участниками педагогического процесса.
Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и др. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений учителя выступают прежде всего учащиеся, их родители, коллеги, руководители коллектива, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методом и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели.
Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель — ученики», «учитель — педагогический коллектив», «учитель — родители учащихся», «учитель — руководители школы».
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности.
Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений и коммунистической нравственности, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь.
Как показал опрос 2095 абитуриентов, поступавших в ЗГУ в 2001 г., учитель является главным лицом, оказавшим влияние на выбор их трудового пути. На вопрос «Кто оказал (что оказало) на вас наибольшее влияние при выборе профессии?» 45,5 % опрошенных ответили: учителя школы и классный руководитель.
Среди учителей немало истинных воспитателей, приобщающих детей не только к знаниям, но и к добру, красоте, оказывающих решительное влияние на формирование их идеалов, жизненных позиций.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.
Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого — сочетание разумной требовательности и доверия к нему.
Только небольшая часть учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди этих учителей есть люди, смирившиеся со своим педагогическим бессилием, есть и такие (их единицы), которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами. Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе нравственных отношений между учителем и учащимися.
Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению, эти требования должны помочь детям получить глубокие и прочные знания, стать достойными людьми. Иными словами, свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования, посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно-психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходит данное требование.
К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил.
В отношениях учителей к трудным детям можно наблюдать несколько подходов. Одни учителя не скрывают своего нерасположения к ним и порой бесцеремонно изолируют их от детского коллектива. Другие, соблюдая внешнюю благопристойность, безжалостно расправляются с ними руками родителей, нередко привлекая к этой моральной экзекуции и учащихся. Третьи терпеливо и настойчиво помогают ребенку обрести веру в людей, добрым умным словом, чуткостью и вниманием залечивают его душевные раны.
Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание — это сложный динамичный процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия. Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Но они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать природу противоречий и конфликтов.
Противоречия процесса нравственного воспитания в социалистическом обществе вызваны главным образом морально-психологическими факторами, а также силой устаревших традиций, закрепленных на уровне микросреды, в которой протекает жизнедеятельность растущего человека. Можно условно выделить несколько категорий противоречий:
- несоответствие
нравственного опыта
- несовпадение сформированных в предшествующем опыте интересов и стремлений с целями воспитания;
- несоответствие
престижных устремлений
- отсутствие
у воспитанника достаточно
- несовпадение
личных интересов и стремлений
ребенка с интересами
- несоответствие
уровня педагогической
В разрешении противоречий, как и во всей деятельности учителя, его помощниками должны быть не только знание жизни, хорошая интуиция, чистая совесть, но и дар предвидения, основанный на знании норм морали и законов развития детской психики.
В педагогической морали зафиксированы специфические, ставшие традиционными нормы, рожденные в процессе педагогического труда, которые нередко приводят к возникновению субъективных противоречий и конфликтов. Так, одна из них требует поддержания авторитета учителя перед учащимися при любых обстоятельствах.
Неукоснительное ее соблюдение вынуждает учителя кривить душой, оправдывая своего коллегу, когда тот не нрав, обвинять учащихся и неуважении к нему. Кроме того, существует еще одна норма, порожденная все той же заботой о защите авторитета учителя: запрещение учащимся высказывать критические замечания по адресу учителя. Не случайно эти нормы называют спорными.
Мы можем запретить учащимся высказывать на собраниях свое мнение об учителе, но мы не в силах запретить им думать и давать оценку поступкам старших, обсуждать их действия в кругу сверстников. В результате процесс формирования мнений учащихся об отдельных учителях оказывается педагогически неуправляемым. Это приводит иногда к тому, что требовательный учитель кажется им несправедливым, а попустительствующий шалостям и недостаткам — добрым.
Строгость и требовательность учителя — необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка. Отсутствие у него жизненного опыта, неспособность к систематическим волевым усилиям, направленным на преодоление личных желаний во имя интересов коллектива, вынуждают воспитателей предъявлять ему высокие требования. Но педагогическая требовательность будет помогать ребенку преодолевать слабости при условии, если учитель будет учитывать его потенциальные возможности. Заниженные требования расхолаживают ребенка, тормозят развитие способностей; завышенные — вселяют чувство неполноценности и побуждают его избегать тех видов деятельности, в которых он обнаруживает перед сверстниками свои недостатки и слабости.
Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся, является требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственный поступок нередко отождествляют с действием. Однако действие — это лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение человека к кому-нибудь или чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке
Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений. Нервозность в конфликтных ситуациях, категоричность в оценках поступков учащихся способствуют лишь нагнетанию нездоровой нравственной атмосферы.
Учитель и родители
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Еще французские просветители, социалисты-утописты обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Она «включает в себя совокупность тех элементов и аспектов общественной среды, с которыми отдельный индивид вступает в прямой контакт в процессе своей деятельности в продолжение всей жизни — от рождения до смерти» [3,440]. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это — семья.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель — родители ученика», нужно исходить из того, что семья — важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток па формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.
Как показывают наблюдения, чаще всего под активным влиянием учителей оказываются родители так называемых трудных детей, которые приносят в школу негативный опыт своего поведения в семье. А если ребенок внешне не проявляет отклонений от моральных норм, учитель не беспокоится за его судьбу, мало интересуется его домашним воспитанием, взаимоотношениями в семье. Вряд ли такую практику взаимодействия семьи и школы можно считать приемлемой, эффективной в деле формирования высоконравственной личности.
Нравственные отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика — частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота (не только об ученике, но и друг о друге), взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника.
Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. И в том и в другом случае учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям следует знать педагогические и нравственные требования учителя. Без этой взаимоознакомленности невозможно осуществлять педагогическое управление нравственным развитием детей, успешно претворять один из принципов педагогики: принцип единства требований семьи и школы. Этот принцип основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за судьбу детей, на взаимной любви к ним.
Проблема нравственных отношений семьи и школы с особой остротой встает в настоящее время. Современные родители не те, что в преобладающем большинстве были два-три десятилетия тому назад. Все больше и больше становится родителей, которые имеют среднее и высшее образование. Учитель перестал быть для них единственным источником педагогических знаний. Радио и телевидение, газеты и журналы предоставляют родителям обширную педагогическую информацию. При этом надо иметь в виду, что воспитание детей — один из наиболее массовых видов деятельности, которым занимается практически все население. Это — одна из причин того, что некоторые отцы и матери приписывают себе право поучать учителя, как надо воспитывать их сына или дочь.