Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 21:41, курсовая работа
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….. 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
1.1. Основные функции и социальный статус семьи ……………………..…..5
1.2. Современная модель семьи и ее особенности ……………………………12
1.3. Сущность социальных проблем современной семьи ……………………15
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
2.1. Деятельность социального педагога по работе с семьей …………….….18
2.2. Формы социально-педагогической деятельности помощи семье ………20
2.3. Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей…………………………………………………………………………… 23
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ …………………………………………………………………….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.[11]
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.
Помощь в координации направлена на активатизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
2.2. Формы социально-
В зарубежной практике накоплен богатый опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.
Среди краткосрочных
форм ученые выделяют кризисинтервентную
и проблемно-ориентированную
Крисисинтервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.
Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.
Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача социального педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.[12]
Социальный педагог
выступает в качестве посредника
между семьей и специалистами, работающими
с ней. Также, социальный педагог
оказывает образовательную
Проблемно-ориентированная модель основывается на том, что в определенных условиях большинство проблем люди могут решить, или хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога – создать такие условия.
Проблемно-ориентированная модель предписывает решать выбранную для работы проблему совместными усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие для решения проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.
Долгосрочные формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.
Основные задачи психосоциального подхода состоят в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.
В условиях низкой мотивации
обращения семей именно за социально-педагогической,
психологической помощью
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и прочее. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.[13]
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Групповые методы работы
дают возможность родителям
Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг – являются универсальными, то есть используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.
2.3. Квалификационная
характеристика социального
Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей составлена на основе постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20 марта 1991 года № 70.
Должностными обязанностями семейного социального педагога являются посредничество в системе взаимодействия личности, семьи и общества; влияние на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, в среде сверстников, в школьно-семейном воспитании.
Семейный социальный
педагог призван изучать индивидуально-психологические
и возрастные особенности детей и родителей,
их склонности и интересы, круг общения,
условия жизни, семейный уклад, семейные
традиции, психолого-педагогическую культуру
родителей, микроклимат классного коллектива,
взаимоотношения в социуме. Он осуществляет
контакт с медико-психолого-
Особо следует обращать внимания на семьи с факторами социального риска и выявлять межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, отклоняющиеся нормы поведения, помогать с опекой и попечительством. Семейный социальный педагог содействует «процессу энкультурации, то есть включению ребенка в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им различных образцов культуры языка, специфических культурных навыков поведения, идейно-нравственной системы, культуры мышления и чувствования, деятельности и общения».
Критерии деятельности семейного социального педагога – повышение психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме.
В квалификационной характеристике перечень необходимых семейному социальному педагогу знаний. Он должен знать тенденции развития современной семьи, этику и психологию семейной жизни; закономерности развития личности детей м подростков, их потребности, мотивы; функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи семье; социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой осуществляется работа; основы трудового законодательства; принципы организации семейного досуга, общения, организации свободного времени; методику диагностических исследований и развития; программирование своей работы в социуме; методы работы с семьей и педагогически запущенными подростками, оказания помощи и поддержки.
Конечно, внедрение инновационных форм и технологий обучения во многом зависит от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание ролевых игр и сборников ситуационных задач, создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат. Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации, наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов – воспринять эти знания.14
Семейный социальный
педагог должен иметь 11-ю, 12-ю и
высшую категории. Обязательно наличие
высшего образования у
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
Формирование и развитие
семьи на Дальнем Востоке явилось
одним из направлений его колонизации,
поскольку семья была стабилизирующей
основой образующегося
Исторический анализ архивных, документальных и научных источников и литературы позволил выделить определяющий фактор формирования и развития семьи на Дальнем Востоке – государственную политику органов власти Российской Империи по заселению и освоению региона.
Ее направленность отражена в законодательной базе переселенческого процесса. Законодательство представлялось в виде череды принятых законов, которые порой противоречили друг другу, и тем самым наносили ущерб переселенческому делу, тормозили его.
Вместе с тем, оно развивалось логичным путем: законы регламентировали помощь и поддержку государства семьям переселенцев в местах выхода, в пути и в местах водворения.[15]
Во второй половине ХIХ века законодательство способствовало переселению зажиточных крестьянских семей, которые с предпринимательским подходом относились к проблемам освоения восточной окраины. В начале ХХ века под давлением выступлений обезземелевших крестьян в европейской части России правительство приняло законы, способствовавшие переселению на восток многочисленных семей крестьянской бедноты, которые надеялись только на государственную помощь.
Именно в этот период
в освоении региона окончательно
закрепилась дотационная
Формирование семьи на Дальнем Востоке осуществлялось под влиянием внешних и внутренних факторов. Внутренним фактором стали семейные переселения в пределах Российской Империи из западных губерний на восток. Внешним фактором явились непланированные российскими властями проникновения на восточную российскую территорию азиатских иммигрантов – выходцев из Китая, Кореи и Японии.
Развитие семьи проходило под воздействием экономических, природно-климатических, социально-демографических и культурных условий среды обитания.
Основной формирующейся семьи стали этнические группы семьи восточных славян, азиатских иммигрантов и коренных народов.
Изучение многочисленных источников и литературы дает основание сделать вывод о том, что в изучаемый исторический период на Дальнем Востоке образовалась многочисленная группа восточнославянских традиционных патриархальных семей. Они состояли из представителей русского, украинского и белорусского этносов.
На Дальний Восток
переселенцы прибывали в
Сравнительный анализ восточнословянских и иммигрантских семей показал, что культура этих народов была совершенно различной.
Информация о работе Формирование и развитие семьи на Дальнем Востоке