Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Определение понятия «Культурно-гигиенические навыки». Виды культурно-гигиенических навыков.
2. Методика формирования культурно-гигиенических навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

0385842_2CA9E_kontrolnaya_rabota_po_pedagogike_formirovanie_kulturno_gigie.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Вариант 1.

 

Тема:   Формирование культурно-гигиенических навыков  у детей                                      

             дошкольного возраста.

 

 

 

 

План.

 

1. Определение понятия  «Культурно-гигиенические навыки».  Виды культурно-гигиенических навыков.

2.   Методика формирования культурно-гигиенических навыков.

 

В качестве практического  задания ко второму вопросу подобрать  потешки,  пословицы, поговорки, стихотворные произведения для воспитания культурно-гигиенических  навыков по направлениям «Доброе  утро», «Умывание». «Расчёсывание», «Приятного аппетита», «Уход за вещами», «Спать пора».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение понятия  «Культурно-гигиенические навыки».  Виды культурно-гигиенических навыков.

.КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ  НАВЫКИ - понятие, употребляемое в дошкольной педагогике. Навыки личной гигиены, поддержания в порядке одежды и обуви, окружающей обстановки, культуры внешних действий, еды.

Культурно-гигиенические  навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.

Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, являясь частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением. Недопустимы дурные примеры, такие, как ковыряние в носу — весьма распространенная вредная привычка детей, часто перенимается от взрослых. То же следует сказать и о ковырянии в ухе, которое может вызвать травму уха, нарушение слуха, кровотечение. А если еще знать о том, что удалять серу из уха не надо, что частое ее удаление способствует появлению серных пробок, закупоривающих слуховой проход и нарушающих слух, то соблюдение гигиенических правил даст хорошие результаты.

Необходимо разъяснять детям вред привычек держать во рту  мелкие предметы, грызть карандаши, ручки  — ведь они могут попасть в горло, дыхательные пути, пищевод, что очень опасно. Вредная привычка втягивать слизь из носа в глотку и полость рта (шмыгать носом) довольно распространена у детей. Такая манера при насморке и гайморите ведет к попаданию инфекции через слуховую трубу в среднее ухо и его воспалению.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать  у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться  понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.  
           При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. 

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков  у детей необходимо:

 
1) Обеспечить постоянное, без всяких  исключений, выполнение ребенком  установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но  не менее важно помочь ребенку,  особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

 
2)  Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

 
3)  В дошкольном возрасте дети  должны усвоить, что мыть руки  надо перед едой, после пользования  уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

 
4)  К  навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;

 
5) Закреплять умения пользоваться  расчёской, носовым платком. Нужно  приучать детей при кашле, чихании  отворачиваться, прикрывать рот  носовым платком;

 
6)  Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.

 

2. Обзор методик здоровье сберегающей  педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении: 

На современном этапе развития образования существует несколько  концепций физического развития детей дошкольного возраста. В  основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры, в собственном смысле слова.

Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе « Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни» «Бодрствование», «Сон», « Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений». Постепенно ребёнок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

Программа авторского коллектива под  руководством Л.А. Венгер «Развитие», в  которую заложены два теоретических  положения. Теория А.В.Запорожца о  само ценности дошкольного периода  развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию. И концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка.    А   

М.Д. Маханева и доктор психологических  наук О.М.Дьяченко в 2000 году разработали  методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе  « Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе « Развитие» и ряд дополнительных программ с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханева обращает большое внимание на правильное питание детей. На необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания : «которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении»

 М.Д. Маханевой разработаны:

А) Гигиенические факторы:

- режим, питание, гигиенические  процедуры. 
Б) Средства физического воспитания: 
- закаливание (специальные меры закаливания, беседы) 
- физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения,

- физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики, плавание).

   

В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук и Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла в 2000 году развивающая педагогика оздоровления. Их «Программно-методическое пособие» отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:

- приобщение к физической  культуре. 
- развивающая форма оздоровительной работы.


Они критикуют устоявшийся  подход к физкультурно-оздоровительной  работе дошкольников, говорят о необходимости  кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. В.Т.Кудрявцев и Б.Б.Егоров указывают на ряд противоречий существующих на современном этапе.

Роль движений в целостном  психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и  потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Они вынесены на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе.

Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости.

 Материалы В.Т. Кудрявцева  и Б.Б. Егорова продолжают идеи  физиологов 

А.А.Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов - А.В.Запорожца и В.П. Зинченко, педагога П.С. Лесгафта, философа Э.В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф. Змановского.

Авторы программы исходят  из того, что: ребенок- это целостный  духовно- телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь  значимых для него природно - и социально -экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект усматривается в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно - игровой деятельности. Общая цель данной программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Одним из его зачинателей был российский ученый -педиатр и педагог Ю.Ф. Змановский.

Названному направлению присущ ряд отличительных черт:

1.Представление о здоровом ребенке  как эталоне и практически  достижимой норме детского развития.

2.Здоровый ребенок рассматривается  в качестве «целостного телесно-духовного  организма».

3.Оздоровление трактуется не  как совокупность лечебно-профилактических  мер, а как форма развития, расширения  психофизиологических возможностей  детей.

4.Индивидуально-дефферинцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко /Украина/ в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить  однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.

Чем коренным образом  система Н.Н. Ефименко отличается от других Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Д.В. Хухлаевой, Ю.В. Змановского, Л.В.Карманова. в 10 профессиональных заповедях:

1. «Следуй логике природы» (педагогика должна быть естественной). 
2. «Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающей спирали». 
3. «Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях», подбирай подготовительную часть занятия в соответствии с «эволюционной гимнастикой». 
4. «Деление занятий на 3 части должно быть не формальным, а по физиологической сути». 
5. «Театр физического воспитания дошкольников», играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя – обучать». 
6. «Физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями». 
7. «Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования». 
8. «Создавай тренажеры сам». 
9. «Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции».

В программе «Основы  безопасности дошкольников» В.А. Ананьева,  в  разделе  «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей их нужно:

Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста