Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:41, контрольная работа

Краткое описание

1. Определение понятия «Культурно-гигиенические навыки». Виды культурно-гигиенических навыков.
2. Методика формирования культурно-гигиенических навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

0385842_2CA9E_kontrolnaya_rabota_po_pedagogike_formirovanie_kulturno_gigie.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

- приучать заботиться  о своем здоровье и здоровье  окружающих;

-  формировать навыки личной гигиены;

-  дать знания о  здоровой пище;

-  ориентировать детей  на здоровый образ жизни;

-  дать элементарные  знания о том, что такое инфекционная  болезнь, что нужно делать, чтобы  ей не заразиться.

Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного  возраста», разработанная кандидатами  психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л. Князевой. Авторы эотмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:

 

1. Ребенок и другие  люди. 
2. Ребенок и природа. 
3. Ребенок дома. 
4. Эмоциональное благополучие ребенка. 
5. Ребенок на улицах города. 
6. Здоровье ребенка.


Содержание последнего раздела «Здоровье ребенка» представляет научный интерес, поскольку позволило  выявить, какое содержание работы предлагают авторы в этом разделе, каков его  объем, какими средствами предлагают его  решать. Так, авторы, содержание раздела направляют на формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Ребенок должен знать свое тело, научиться заботиться о нем, не вредить своему организму.

Педагог, работающий по этой программе, должен рассказать детям, как устроен организм человека, как работают основные системы и органы (опорно-двигательная, мышечная, пищеварительная, выделительная, кровообращение, дыхание, нервная система, органы чувств). Важно при этом сформировать у ребенка умение прислушиваться к своему организму, помогать ему, ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы, говорящие о состоянии всех органов и систем.

Также существуют различные  методические пособия. Они достаточно широко представлены в педагогической теории. Наиболее ценными являются пособия, представляющие несколько средств оздоровления детей в условиях детского сада, содержащие подробные характеристики нетрадиционных способов оздоровления. К таким пособиям относятся работы Ю.Ф. Змановского и его коллег, методические рекомендации А.И. Баркан, Л.И. Латохиной, Б.В. Шеврыгина, Н.В. Цыбуля, Т.Д. Фершаловой и др.

Если проанализировать содержание современных программ для  дошкольных учреждений,то можносделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей. Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех программ для дошкольных учреждений:

- Научить детей определять свое состояние и ощущения.

- Сформировать активную  жизненную позицию

- Сформировать представления  о своем теле, организме.

- Учить укреплять и  сохранять свое здоровье

- Понимать необходимость  и роль движений в физическом  развитии.

- Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

- Уметь оказывать элементарную  помощь при травмах.

- Формировать представления  о том, что полезно и что  вредно для организма. 


 

Практическое задание:

 

Жизнь детей дошкольного возраста – игра. 
 Интереснее она проходит в сопровождении образного слова: стихотворения или потешки:

1)Доброе утро:

Б.Белова

С ДОБРЫМ УТРОМ! 
Почему, встречаясь утром, 
Говорим мы: 
«С ДОБРЫМ УТРОМ»? 
Потому что утром — солнце,  
Темной ночи больше нет,  
И свободно в окна льётся  
Добрый-добрый,  
Мирный свет. 
С добрым утром, люди,  
Взрослые и дети!  
Радостно и дружно  
Будем жить на свете!

 

А.Кузнецова

Кто умеет утром сам, 
Просыпаться по часам? 
– Я умею по часам, 
Просыпаться утром сам!

Я умею на кроватке 
Простыню расправить гладко. 
И у скомканной подушки 
Кулачком задвинуть ушки. 
 

2) «Умывание»:

 

  • Утром звери просыпались, 
    Чисто звери умывались. 
    Лишь Медведь не умывался, 
    Неумытым он остался. 
    Стали мы его купать, 
    С головою окунать. 
    Плачет Мишенька: - Простите! 
    И меня вы отпустите! 
    Я большой, 
    Я буду сам - 
    Умываться по утрам!

 

  • Водичка, водичка, 
    Умой моё личико, 
    Чтобы глазоньки блестели, 
    Чтобы щечки краснели, 
    Чтоб смеялся роток, 
    Чтоб кусался зубок.

 

  • Кран, откройся!  
    Нос, умойся!  
    Мойтесь сразу,  
    Оба глаза! Мойтесь, уши,  
    Мойся, шейка!  
    Хорошенько! Хорошенько! 
    Мойся, мойся,  
    Обливайся! Умывайся! 
    Грязь, смывайся! Убирайся!

 

  • Пара-пара-паровоз 
    Мало пара нам привез, 
    А без пара Ваньке - 
    Не помыться в баньке.

 

  • – Я сегодня утром рано, 
    Умывалась из-под крана! 
    Я сама теперь умею 
    Вымыть личико и шею.

 

 

 

 

3) «Расчесывание»:

  • Расти, коса, до пояса, 
    Не вырони ни волоса. 
    Расти, косынка до пят – 
    Все волосыньки в ряд. 
    Расти, коса, не путайся – 
    Маму, дочку, слушайся.

 

  • Под окном лиса поёт, 
    Петушка гулять зовёт: 
    "Петя, Петя, петушок, 
    У тебя есть гребешок, 
    Приходи на мостик, 
    Расчеши мне хвостик»

 

4) «Приятного аппетита»:

В.Берестов  
А у нас есть ложка  
Волшебная немножко. 
На тарелочке – еда. 
Не оставит и следа! 
Кликнем ложку нашу –  
Подберет всю кашу! 
 
Это - ложка, 
Это - чашка. 
В чашке - гречневая кашка. 
Ложка в чашке побывала - 
Кашки гречневой не стало!

 

Ю.Кушак

Прискакала к Маше, 
Попросила каши. 
- Ты не жмурься, 
А ложку возьми, 
Да себя и меня покорми: 
Маше ложечка, 
И мне немножечко! 
Маше ложечка, 
И мне немножечко! 
Приятного аппетита!  
Приятного аппетита!  
Приятного аппетита!

 

 

 

 

5) «Уход за вещами»:

А у нас сегодня - стирка... 
Вместе с мамочкой вдвоем. 
Все игрушки постираем, 
Их в порядок приведем. 
 
Мишка был таким чумазым, 
Видно где-то, там, в лесу - 
Лапки очень перемазал... 
Следы меда - на носу... 
 
И пушистый наш котенок - 
Весь испачкался в трубе. 
Стал он черным, как чертенок. 
Ох,- хлопот доставил мне! 
 
Даже мячик искупали. 
Он так мыться не хотел.. 
Мы за мылом... он из ванной - 
Убежать от нас успел. 
 
Все красивы, все прекрасны.. 
И секрета - вовсе - нет! 
Надо всем купаться чаще, 
Это просто - мой совет!

 

Раз, два, три, четыре, пять, 
Собираемся гулять,  
Завязали Катеньке 
Шарфик полосатенький.

 

 

 

6) «Спать пора»:

  • Баю-баюшки-баю… 
    Л. Мей  
    Баю-баюшки-баю,  
    Баю Машеньку мою.  
    Что на зорьке-то заре,  
    О весенней о поре,  
    Пташки вольные поют,  
    В темном лесе гнезда вьют.  
    Соловей-ка соловей,  
    Ты гнезда себе не вей:  
    Прилетай ты в наш садок,-  
    Под высокий теремок,  
    По кусточкам попорхать,  
    Спелых ягод поклевать,  
    Солнцем крылья обогреть,  
    Маше песенку пропеть.  
    Баю-баюшки-баю,  
    Баю Машеньку мою!  
     
    Спать пора 
    П. Воронько  
    Спать пора. 
    Наступает ночка.  
    Ты устала, дочка.  
    Ножки бегали с утра,  
    Глазкам спать давно пора.  
    Ждет тебя кроватка.  
    Спи, дочурка, сладко.

 

  • Мы купили куколку, 
    Куколку-баюкалку. 
    Ночью спит она и днем, 
    С ней скорее мы уснем.

 

Таким образом, делаем следующие  выводы: для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить  о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков  у детей, воспитания привычки к здоровому  образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее условие, необходимое  для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и  последовательности формирования культурно-гигиенических  навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

     1. Белостоцкая,  Е.М. Гигиенические основы воспитания  детей от 3 до 7 [Текст]: учеб.пособие/Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова.  -М.: Просвещение,1991.

     2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,1985.

     3. Буре, Р.С.  Воспитатель и дети  [Текст]: учеб.пособие/  Р.С. Буре, А.Ф. Островская .- М.: Просвещение, 2006.

     4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова  - М.: 1991.

     5. Воспитателю  о работе с семьёй [Текст]: Н.Ф.  Виноградова; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.- 56с.

     6. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин/ сост.В.И. Калугина.- М.: Правда,1990.-608с.,ил.

     7. Дуброва,  В.П. Педагогическая практика  в детском саду [Текст]: В.П. Дуброва,  Е.П. Милашевич. - М.: издат. центр  «Академия», 1998. – 123с.

     8. Запорожец, А.В. Психология и педагогика игры дошкольника [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ А.В. Запорожец.- М.: Просвещение, 1966.

    9.  http://festival.1september.ru/articles/571778/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста