Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:25, доклад

Краткое описание

Цель работы:
Сформировать лексико-грамматический строй речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Основные задачи:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование правильного произношения;
• подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
• развитие навыков связной речи.

Вложенные файлы: 1 файл

05-21_Docum_1 (3).doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Использование такого подхода в работе с детьми логопатами позволяет автоматизировать звуки, многократно повторить и запомнить большое количество речевого материала, компенсировать недостатки смысловой стороны речи.

Новизна.

  • теоретические вопросы логопедии становятся доступны воспитателям групп компенсирующей направленности;
  • осуществление комплексного планирования в рамках лексико-тематического цикла;
  • интеграция образовательных областей в соответствии с лексико-тематическим планированием;
  • игры и упражнения являются уникальной формой развития грамматического строя речи, так как работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. 

Технология организации коррекционной работы воспитателя в дошкольном учреждении по развитию речи.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. 

 
 

 

 
Понедельник

 
Вторник

 
Среда

 
Четверг

 
Пятница

 
Утро

 
- активизирование общения (рассказывание  из личного опыта решение проблемных  ситуаций) 
 
-   индивидуальная работа по развитию речи (грамматический строй речи) 
 
- индивидуальная работа по ФЭМП 
 
-мало- подвижная игра

 
- составление рассказов по картине (серия картин) 
 
- дидактическая игра (ознакомление с окружающим) 
 дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование 
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика 
 
- подвижная игра 
 
- индивидуальная

работа по развитию мелкой 

моторики рук

 
-игры-эксперименты 
 
- развивающие игры (на развитие психологических процессов) 
 
- мало-подвижная игра 
 
- разучивание стихов и сценариев 
 
- театрализованные игры (настольная, пальчиковая)  

 

индивидуальная работа по развитию речи (грамматический строй речи)

 
- беседы (социальная нравственная  характеристика) 
 
-развивающие игры (логическое мышление, воображение) 
 
- подвижная /игра 
 
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика 
 
- дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование

 
- беседы по ОБЖ (проблемные ситуации) 
 
- игры и забавы (народные хороводные) 
 
- конструктивные игры 
 
-индивидуальная работа по

развитию речи (грамматический строй речи)

 
Про- 
 
гул- 
 
ка

 
- наблюдение (погода) 
 
- подвижные игры 
 
- коллективный труд 
 
по уборке участка 
 
- индивидуальная работа по развитию движений

 
- наблюдение (неживая природа) 
 
-подвижные игры 
 
- индивидуальная работа по развитию движений 
 
- трудовые поручения

 
- наблюдения (растения) 
 
- подвижные игры 
 
-подвижные игры (природа) 
 
- индивидуальная работа по развитию движений

 
- наблюдение (труд взрослых) 
 
- подвижные игры  
 
- труд 
 
- игры с выносным материалом 
 
- индивидуальная  работа по развитию движений              

 
- наблюдения (животные, птицы) 
 
- подвижные игры 
 
- индивидуальная работа по

развитию движений 
 
- труд подгруппой

 
Вечер

 
- сюжетно-ролевая игра 
 
- дидактическая игра по обучению элементам грамоты 
 
- индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим 
 
- дидактическая игра по ФЭМП 
 
- опытническая деятельность

 
- индивидуальная работа по ИЗО (лепка и обыгрывание предметов) 
 
- подвижная игра-эстафета 
 составление рассказов по картине (серия картин) 
- индивидуальная работа по развитию фонематического слуха, элементов звуков, анализа слов 

дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование

Творческая мастерская 
- драматизация сказок (мини-спектакли) 
 
-дидактические игры (внимание, память, моторика рук) 
 
-индивидуальная работа по ФЭМП 
 
-работа с художественной литературой

дидактическая игра на расширение словарного запаса, словообразование

 
- индивидуальная работа по ИЗО (художественная творческая деятельность) 
 
- подвижная игра 
 
- дидактическая игра (на активизацию словаря) 
 
-индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук  
 
- дидактическая игра на ознакомление с окружающим миром

 
-хозяйственно-бытовой труд 
 
-индивидуальная работа на развитие памяти, внимания, мышления 
 
-конструирование и обыгрывание построек 
 
- индивидуальная работа по ФЭМП 
театральный час: 
- музыкально-спортивное развлечение


 

 

 Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов в группе компенсирующей направленности, была выработана следующая модель комплексной педагогической технологии формирования  речи  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Краткое описание составления планирования коррекционной работы воспитателя.

- определяется лексическая тема  и речевые цели на неделю  в соответствии с общеобразовательными  и коррекционными целями текущего  периода обучения;

- совместно с логопедом расписывается план специальных занятий воспитателя по развитию речи, определяется набор лексического материала по формированию лексико-грамматических категорий;

- подбор текста (стихотворения, загадки, небольшие рассказы для пересказа);

- подбор речевых игр, сюжетно-ролевая игра её цели и содержание диалогов;

- подбор игр и упражнений  по развитию ВПФ. Особое внимание  уделяется развитию мышления, речеслуховой  памяти, пространственному и временному  восприятию.

Ожидаемые результаты

Воспитатель

Дети

- осуществление  совместной деятельности с ребёнком;

- теоретические  вопросы логопедии становятся  доступны и понятны;

- разработка  и пополнение картотек для  коррекции речи;

-  систематический обмен опытом;

- возможность  проследить динамику речевого  развития детей в структуре  грамотного оформленного рассказа. 

- обеспечение  достаточной речевой практика  как основы усвоения важных  закономерностей языка, освоение  языка как средства общения;

Коррекционное формирование включение в «речевой арсенал» детей языковых средств для построения связных высказываний;

- подготовка  к процессу школьного обучения, который совершенно не мыслим  без свободного владения ребёнком  связной речью;

- пересказ текстов  по опорным картинкам обеспечивает  предварительное обучение составления  плана устного и письменного высказывания в школе.


 

  

Условия работы.

- разработка комплексно-тематического  планирования по лексическим  темам;

- разработка конспектов занятий  по коррекционной направленности;

- подбор картинного материала, игр и упражнений ( в соответствии  с лексической темой), текстов для заучивания и пересказа соответствующих уровню речевого развития детей;

- необходимость работы по адаптированию  художественных текстов.

Прогнозируемые результаты.

Опыт работы может быть применён как воспитателями коррекционных групп так и педагогами общеразвивающих групп.

 

 

 

 

Список литературы 

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2002.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей.- СПб., 2007
  3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М., 2000.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001.
  5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – спб.: детство-пресс, 2004.
  6. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений: Альбом дошкольника. – М.: гном и Д, 2003.
  7. Выготский Л. С. Развитие устной речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи./А.Н.Гвоздев - М., 2001.
  9. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  10. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции./Е.Ф.Соботович. -М., 2003. - 158с.
  11. Сохин, Ф.А. Формирование языковых обобщений в процессе речевого развития//Вопросы психологии. - 1959. -№5.-С. 112-123.
  12. Филичева .Т.Б.Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста /Т.Б.Филичева - М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им.М.А.Шолохова,2000

  

 


 



Информация о работе Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР посредством дидактических игр