Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:40, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена коммуникативно-прагматическому описанию устных и письменных жанров в военном деловом общении в целях оптимизации речевого общения военнослужащих в учебно-профессиональной сфере. Общение осуществляется посредством языка/речи и реализуется в различных типах дискурсов/текстов, Каждая сфера речевого общения характеризуется определенным набором типизированных, стандартизированных и структурированных образцов текстов, именуемых в данной работе речевыми жанрами
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1. Речевое общение и его разновидности
1.2.Разновидности речевого общения
1.3.Основные единицы речевого общения
ГЛАВА 2.Военная сфера речевого общения
2.1. Особенности военной сферы речевого общения
2.2.Характеристика военной сферы речевого общения
2.3.Компоненты военной сферы речевого общения
2.4. Компоненты коммуникативных ситуаций применительно к военной
сфере речевого общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2.ВОННАЯ СФЕРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Особенности военной сферы речевого общения
Характеристики
военной сферы речевого общенияРечевое
общение непосредственно
2.2. Компоненты военной сферы речевого общения
Военная сфера речевого общения подразделяется на обиходно-бытовую, производственную, социально-культурную, научную, административно-юридическую и учебно-профессиональную. Обиходно-бытовая сфера предполагает неофициальное общение на широкий круг тем. Цель участников общения заключается в необходимости наладить те или иные стороны быта (жилье, питание, санитария, досуг и т.д.). В основном, местом, в котором может состояться такое общение, является общежитие для военнослужащих либо казарма. Количество участников общения может варьироваться несколько и т.п. Распределение ролей так же разнообразно: курсант/друг курсант/друг; капитан/начальник курса ,курсант (-ы)/подчиненный (-ые); капитан/начальник курса майор/начальник курса и т.п. Следует отметить, что даже в обиходно-бытовой сфере общения сохраняется соблюдение субординации, диктуемое именно военной сферой, и в то же время допустимы более свободные взаимоотношения, позволяющие употреблять разговорные, просторечные, ненормированные и даже бранные выражения. Вышеназванные особенности отношений между участниками речевой коммуникации частично допустимы и в производствен)чой сфере. Под производственной военной сферой общения будем понимать сферу с коммуникативными отношениями, возникающими в процессе работы, а работой для военнослужащих является бой (включающий подготовку к ведению, ведение боя и результат/анализ результатов) либо имитация боя, которая, по сути, является подготовкой к бою. Целью коммуникантов является организация совместной боевой деятельности, побуждение к действию. Количество участников коммуникации может соотноситься несколько. Первый адресат в данной схеме чаще всего является ретранслятором, т.е. информация (например, указания к действию), полученная и возможно уточненная первым адресатом на этапе, где распределение ролей начальник «-подчиненный, передается второму адресату, который чаще всего является36 коллективным, отсюда и количество слушающих намного больше. На этапе много объем информации адресанта больше, чем у адресата, от которого ожидаются лишь реплики: «Так, точно!», «Есть!» либо «Никак нет!».Социально-культурная сфера общения включает комплекс ситуаций и тем, затрагивающих не только военную сферу. Цель общения в данной сфере - расширить кругозор, заинтересовать, привлечь к чему-либо и т.п. Например, если состоится выступление на общечеловеческую тему в клубе, где вход бесплатный, значит, распределение по местам будет происходить в соответствие с воинскими званиями: чем выше звание, тем ближе к сцене место в зале. Если по окончании выступления кто-либо хочет задать вопрос, то вопрос начинается с представления: называется не только фамилия, должность, но и воинское звание. Как видим, совмещение социально-культур ной и военной сфер, дает такой своеобразный тип не только речевого, но и этикетного общения.В научной сфере целью общения является информировать, убедить, доказать и т.п. Однако поскольку научное общение происходит в военной среде, научная конференция будет проводиться в соответствии с требованиями и научной, и военной сфер общения. Например, генерал-лейтенант объявляет о начале научной конференции: «Товарищи, офицеры!» Все присутствующие в зале офицеры встают. Второй раз произнесенное «Товарищи офицеры!» обозначает 'можно сесть'. Только после такого своеобразного приветствия конференция может быть объявлена открытой. Выступающий с докладом обязан назвать своё воинское звание, фамилию, должность в начале выступления и так же по завершении доклада после слов «Доклад закончил». (Например, «Доклад закончил, полковник Петров») Далее все, как на обычной научной конференции.В административно-юридической сфере решаются проблемы, связанные с организацией труда, определением правовых отношений и т.п. Целью такого общения может являться назначение на должность, обоснование к присвоению воинского звания, отчисление и т.п. В данной сфере требуется37 наиболее строгое соблюдение формальных отношений, обусловливающих и речевое поведение коммуникантов. Даже если один из участников общения пытается подравнивать социальные роли, другой будет строго придерживаться заданной роли. Например, заместитель начальника факультета полковник вызывает подчиненного и выражает свое пожелание капитану Иванову в оказании помощи в подготовке и проведении какого-либо мероприятия: «Капитан Иванов, не могли бы вы оказать техническую помощь Анне в данном мероприятии?» Такое не совсем официальное высказывание сопровождается и соответствующими неофициальными невербальными средствами общения, как то: улыбка, похлопывание по плечу, либо придерживание за локоть адресата и т.п. Адресат в свою очередь будет вести себя строго официально, как того требует его роль подчиненного. Более того, достаточно мягкая просьба будет восприниматься им как приказ: «Капитану Иванову оказать техническую помощь...». Выбора у адресата нет, и ответить он может только «Есть!» либо «Никак нет!» с последующим объяснением в официальной форме причины отказа.Учебно-профессиональная сфера общения также предполагает официальные отношения, поэтому будет предпочтительным строгое соблюдение социальных ролей преподаватель/обучающийся (курсант). Цель общения в учебно-профессиональной сфере дать знания, объяснить, получить знания, сформировать навык и т.п. Количество участников и распределение ролей может быть разнообразным, что связано с ситуациями и жанрами общения в данной сфере. Учебно-профессиональная сфера предполагает подготовку будущих специалистов во всех сферах деятельности военнослужащих, следовательно, данная сфера общения пересекается со всеми сферами общения. Освоение профессии военнослужащего предполагает не только изучение определенного набора предметов, освоение тех или иных навыков и умений, но и вживание в мир, где правила унификации, действия по приказу и без раздумья распространяются на все области человеческой жизни. Социологические и социально-психологические исследования курсантов как общности, ока-38 завшейся в особых условиях социализации, подтверждают наше предположение о том, что нет существенной дистанции между общественным, частным и личным. В.А. Луков и Д.Л. Агранат говорят о «курсантском духе», который имеет три тесно связанных между собой составляющие: «ареал профессии, курсантской учебы, военного порядка; зона казармы; сфера «личной жизни» [Луков, Агранат 2005, 10].С нашей точки зрения, плац и полигон - это производственная сфера, которая воспитывает будущего специалиста-офицера, способного выполнять боевые задачи и организовывать боевые действия. Помимо умений ведения боевых действий необходим навык управления коллективом, организации работы, взаимодействия с другими организациями, что затрагивает административно-правовую сферу военного общения, в которой реализуются речевые навыки по составлению, оформлению, пониманию руководящих документов, документов, позволяющих/запрещающих выполнять что-либо, т.е. документов административно-правовой сферы. Например, для перехода на другую должность требуется характеристика, автобиофафия; для поездки в другой город, в отпуск - рапорт, приказ, командировочный лист и т.п.; по прибытии в другое место необходимо поставить отметку в военкомате (прибыл/убыл).Получение будущей специальности сопровождается не только практическими навыками, но и теоретическими знаниями, так что курсант невольно оказывается участником общения и в научной сфере: доклады на научных конференциях, чтение и публикация научных статей, написание военно-научных, курсовых и дипломных работ.
Обиходно-бытовая сфера курсантов - это казарма, в которой общение несколько вычленено из рамок военной среды, здесь немного (и ненадолго) можно позволить себе выйти из роли курсанта и побыть просто молодым человеком и просто другом. Частью профессиональной подготовки является заучивание текстов различных жанров: приказов, устава, инструкций и т.п. и это оказывает влияние на речь в быту - происходит перенос в сферу быто-вого общения элементов делового общения, точнее, языковых средств, ха-рактерных для делового общения военнослужащих, которые и позволяют отличать речь военнослужащего даже в гражданских сферах. Например, «Как-то раз Игорь М. попросил Антона П., чтобы тот его подстриг. Но тот собирался в увольнение и отказал в просьбе. На помощь вызвался Сергей С. и тут же приступил к делу. В процессе стрижки Игорь объяснял, что у него завтра увольнение и свидание с девушкой, что ему необходимо быть на высоте...» [Пример из Лукова, Граната 2005, 134] Неуместные в бытовой сфере словосочетания «отказал в просьбе», «в прогрессе стрижки», «необходимо быть на высоте» и многие другие используются военнослужащими естественно и не вызывают удивления или комического эффекта, который был бы в гражданских сферах.Воспитание будущего офицера невозможно без организации культур-но-досуговой работы, которая специально планируется и выполняется совместно с отделом по воспитательной работе. Посещение выставок, музеев, организация вечеров, посвященных различным знаменательным датам, концертов художественной самодеятельности и т.п. способствует развитию навыков речевого общения военнослужащих в социально-культурной сфере.Общение будущего специалиста не ограничивается одной только учебно-профессиональной сферой, т.к. формируется новая языковая личность в рамках нового (незнакомого) социального института со своими правилами и законами, которые необходимо соблюдать и учитывать.Взаимодействие учебно-профессиональной сферы общения с другими сферами можно представить в виде следующей схемы.Из схемы 2 видно, что военная учебно-профессиональная сфера общения связана со всеми сферами общения. Участнику коммуникативного общения в учебно-профессиональной сфере необходимо уметь ориентироваться в каждой из сфер: определять социальные и психологические роли собеседника, выбирать соответствующее речевое поведение, владеть стереотипами стилей, жанров, речевых средств общения.В связи с ограниченностью доступа ко всем военным сферам общения и нецелесообразностью рассмотрения такого обширного материала в рамках одной работы, представляется актуальным в настоящем исследовании остановиться на особенностях учебно-профессиональной сферы общения, так как41 именно в данной сфере наиболее гармонично сочетаются все сферы военного общения, что позволит сделать более обоснованные выводы и получить теоретически и практически значимые результаты.
2.3. Компоненты
коммуникативных ситуаций приме
Понятие коммуникативной
ситуацииРечевое общение
Коммуникативную
ситуацию следует отличать от некоммуникативной,
которая имеет место в
Типичные коммуникативные ситуации, возникающие в конкретной сфере речевого общения, имеют закрепленные за каждой коммуникативной ситуацией типичные формы речевого общения, иными словами речевые жанры. Исследование форм речевого общения в типичных для военной сферы коммуникативных ситуациях и закономерностей их реализации позволит оптимизировать речевое общение военнослужащих в военной учебно-профессиональной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Военная сфера общения весьма специфична в силу ряда социальных факторов. Жизнь военнослужащих обособлена и ведется по своей внутренней модели (жизни), закрепленной законодательно. Учебно-профессиональная сфера предполагает подготовку будущих специалистов во всех сферах деятельности военнослужащих, следовательно, данная сфера общения пересекается со всеми сферами общения. Освоение профессии военнослужащего предполагает не только изучение определенного набора предметов, приобретение тех или иных навыков и умений, но и вживание в мир, где правила унификации, действия по приказу и без раздумья распространяются на все области человеческой жизни. Общение будущего специалиста не ограничивается одной только учебно-профессиональной сферой, т.к. формируется новая языковая личность в рамках нового (незнакомого) социального института со своими правилами и законами, которые необходимо соблюдать и учитывать.Каждая сфера речевого общения имеет набор типичных коммуникативных ситуаций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Формирование лидерских качеств у курсантов-пограничников