Формирование личности юриста в высшем учебном заведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Крат¬ко остановимся на характеристике этих этапов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Формирование правосознания и личности юриста в ВУЗЕ…………….5
Профессионально значимые качества личности юриста………………15
Заключение ……………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Магомедов А.М. юридическая психология 7.docx

— 35.25 Кб (Скачать файл)

Эти социально-психологические факторы в своей совокупности образуют ту внешнюю, реальную среду, в которой идет становление, совершенствование, развитие, проявление правовых идей, взглядов, воззрений, установок, ориентаций, переживаний, эмоций, чувств, представлений, обусловливающих содержание правовой психологии как важнейшей основы формирования в вузах МВД России высококлассных сотрудников органов внутренних дел. Социально-психологические факторы, вся система вузовского обучения и воспитания преследуют, помимо решения других важных задач, достижение такой важной цели, как формирование у каждого курсанта необходимой правовой психологии, без которой у будущих профессионалов не может сложиться и надежное профессиональное правосознание. Правовая психология курсантов вузов МВД взаимосвязана и с уровнем их нравственности. Будучи социально детерминированными, их нравственные качества всегда находятся в органическом единстве с компонентами психической регуляции, которые формируются, проявляются в межличностном общении и деятельности, выполняемой в условиях той или иной социальной группы.

Актуальной остается проблема гармоничного сочетания теоретической и практической составляющей аудиторных занятий с курсантами и слушателями в учебных заведениях МВД России. Своеобразным мостом от теоретических разработок повышения эффективности деятельности сотрудников милиции к практическому их внедрению может стать, по мнению В. А. Лефтерова, использование тренингов в системе профессиональной подготовки. Именно тренинги позволяют реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания обучающихся. У каждого специалиста необходимо развивать профессионально-психологические качества, профессионально-психологические умения, профессионально-психологическую стойкость, психологическую ориентированность личности работника (анализ и учет психологических аспектов деятельности), необходимые для рода его занятий. Вышеперечисленные компоненты являются основными составляющими профессионально-психологической подготовки. Сказанное подтверждают результаты исследования, которые показали, что действующими оперативными работниками (стаж оперативной работы от 6 до 25 лет) в процессе профессиональной деятельности недостаточно учитываются такие источники информации о другом человеке, как особенности речи, особенности поведения (внешние проявления, манера одеваться и т. п.), высказывание собеседником своего отношения к различным сторонам действительности. Наиболее вероятной причиной этого является недостаточная психологическая подготовка работников, потребность в которой высказали 80,65% опрошенных (в исследовании приняли участие 60 человек). Речь идет как о способах психологической защиты от негативного влияния среды, так и о способах психологического влияния на гражданина, т. е. способах преодоления его психологической защиты. Также имеется потребность в психологической подготовке, направленной на преодоление страха перед преступником. Причем потребность выражается именно в тренинговых формах подготовки, адаптированных к профессиональной деятельности сотрудника.

В дальнейшем процессе обучения курсантов, на старших курсах, приоритетным становится формирование готовности к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности в качестве специалиста, формирование психологической стойкости к работе в эмоционально сложных условиях и экстремальных ситуациях, при действии отрицательных факторов, умение преодолевать трудности, соблюдать личную безопасность в ходе выполнения профессиональных обязанностей. Внесение приобретенных знаний и умений в жизнь требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Как показывают результаты обратной связи, частично они утрачиваются, и только небольшая часть применяется в повседневной жизни. Вместе с тем психологическая подготовка курсантов, как важный компонент должного профессионализма и высокого уровня позитивного правового сознания будущих сотрудников органов внутренних дел, по мнению А. В. Мещеряковой, содействует практической адаптации курсантов МВД России к своей будущей профессиональной деятельности, в ходе которой должны позитивно проявиться не только деловые, но и нравственные, психологические, духовные качества сотрудника как носителя профессионального правосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессионально значимые качества личности юриста

Личность юриста, понимается и как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении.

В соответствии с традициями, сложившимися в российской общественной науке, личность рассматривается:

· на индивидуальном уровне (прокурор Иванов);

· как портрет профессиональной группы (личность судей);

· как социальный тип (личность юриста в конце XX века).

В структуре личности юриста выделяются такие группы свойств:

- мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

- интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, как типовых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

- психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

- физические свойства, т.е. возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность).

Каждое из названных свойств и их система должны рассматриваться с позиции задач профессиональной деятельности юриста, а именно необходимости обеспечения правовой безопасности, правовой стабильности, правовой рациональности жизни общества и поведения людей, с позиции соответствия личности юриста потребностям и надеждам общества.

К качествам, которые обеспечивают успешное выполнение профессиональной деятельности юриста относят:

- логическое, аналитическое мышление;

- высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины);

- хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);

- высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;

- вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);

- способность убеждения;

- коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);

- склонность к исследовательской деятельности;

- хорошие познания в разных областях наук;

- высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);

- способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;

- умение вести переговоры.

Личные качества, интересы и склонности:

- организованность;

- уверенность в себе;

- честность и порядочность;

- ответственность;

- аккуратность;

- эрудированность;

- деловая хватка;

- объективность;

- коммуникабельность;

- хорошая интуиция;

- эмоционально - психическая устойчивость;

- энергичность;

- настойчивость, принципиальность;

- стремление к самосовершенствованию;

- умение быстро восстанавливать работоспособность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- отсутствие интереса к выполняемой работе;

- нерешительность;

- неумение быстро принимать решения;

- неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям)4

- нечестность;

- непринципиальность;

- неспособность глубоко осмысливать происходящее;

- беспечность;

- непогашенная судимость;

- плохая дикция.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда других работников. Это налагает существенный отпечаток на личность человека. Его труд разнообразен, но всегда протекает в рамках дозволенного и через это нельзя переступать, хотя возникают ситуации, когда это необходимо.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда, при этом очень часто возникают отрицательные эмоции, которыми необходимо управлять и подавлять, не дать им выплеснуться наружу. Для этого необходим подбор кадров исходя из психологических, моральных и профессиональных характеристик каждого человека. Необходимо разрабатывать профессионограммы и профессиограммы для каждой конкретной юридической профессии, чтобы избежать ошибок при подборе сотрудников.

Деятельность многих юристов диктуется государством. Оно возлагает на органы юстиции определённые задачи, создаёт условия для подготовки и переподготовки юристов. Это очень важно, так как способствует более высокой квалификации сотрудников, более грамотному и квалифицированному решению дел, но и определяет повышенные требования к каждому работнику. Труд многих профессий сопряжён с наделением человека властными полномочиями, что требует от него чувства ответственности за свои действия.

Основная задача психологического юридического труда - выявление рациональных соотношений между требованиями, которые предоставляются законом и правовой свободой и наличием творческого, самостоятельного начала в юридической работе. В этом юридическая деятельность опирается на экспериментальные данные различных наук: психологии, социологии и др.

Много трудностей подстерегает юриста в процессе его деятельности, много профессиональных и общетеоретических знаний требуется от современного специалиста. Поэтому каждому, исходя из своих личностных характеристик, а так же собственного желания, необходимо подобрать наиболее подходящую профессию и приложить максимум усилий и стараний к выполнению своих профессиональных обязанностей. В этом случае не должно возникнуть серьёзных затруднений в выбранной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Романова Е.С. 99 популярных профессий. - СПб., Питер, 2003.

2. Воскобитова Л.А., Михайлова Л.П. Профессиональные навыки юриста. М., Дело, 2001.

3. Кобликов А.С. Юридическая этика. - М., Норма, 2004.

4.ВасильевВ. Л. Юридическая психология. СПб., 2000. 613 с.

5. Баранникова Н.В. Формирование правосознания у курсантов и слушателей юридических вузов системы МВД России // Психопедагогика в правоохранительной деятельности.2008. № 4(35). С. 6-9.

6. Гончаренко Г.С., Коноплева И. Н., Рахубовская Е. Ю. Адаптация: методические рекомендации. Ростов н/Д, 2002. 52 с.

7. Кожевникова Н.В. Социально-психологические методы исследования профессионального правосознания сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительной деятельности. 2009. № 3(38). С. 67-77.

8. Лефтеров В. А. Психологические тренинговые технологии в органах внутренних дел: монография. Донецк, 2007. 242 с.

9. Мещерякова А. В. Проблемы правовой психологии курсантов вузов МВД России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/ Д, 1999. 191 с.

 


Информация о работе Формирование личности юриста в высшем учебном заведении