Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель ― вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Спириной А.А. правки.docx

— 72.79 Кб (Скачать файл)

В развитии трудовой направленности ребенка среднего дошкольного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к труду, что выражается в отказе от работы, но заметен интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат.

Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показать результат какого – либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми. Видя наглядный результат труда, дети стремятся работать как взрослые, по- настоящему. Но и в этих работах ребенка в первую очередь еще интересует и удовлетворяет не результат деятельности, а сам процесс трудовых действий.

Для поддержания интереса по уходу за растениями и формирования правильных представлений важно использовать не рассказы и показы картинок, а сам факт роста и развития растений, направить внимание воспитанников на необходимость ухода за ними. Так, в процессе ухода за растениями детей настойчиво подводят к установлению зависимости состояния растений от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Ребята утомляются тогда, когда длительное время, занимаются одним делом, находятся в одной позе, пользуются оборудованием, не соответствующим их возрастным возможностям, выполняют большой объем работы в быстром темпе.

Особенностью трудовой деятельности детей данного возраста является то, что полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке. В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действиям. Они почти безразлично относятся к тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушая взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т.д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхний слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающиеся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане.

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, священный долг человека, фундамент личностного развития. Современное производство требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.

Проблемой становления трудовой деятельности у детей дошкольного возраста рассматривается в трудах таких педагогов как Р.С. Буре, В.Г. Нечаева, Г.Н. Година. В работах С. А. Козловой раскрываются наглядные методы, которыми пользуются воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых. Как средство развития нравственных качеств - трудолюбия, заботливости, исследовали Р. С. Буре, Т. А. Маркова. Труд как вид детской деятельности исследовался Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Д. И. Сергеева.

Идея организации детского труда, который может служить могучим средством духовного развития подрастающего поколения, прочно вошло в теоретический фонд дошкольной педагогики. Но такие вопросы, как содержание и место труда, связь его с другим видами деятельности, роль педагога в труде детей, прошли сложный путь становления.

 

1.2 Особенности формирования  навыков по уходу за растениями  у детей среднего дошкольного  возраста.

Детский сад имеет возможность для раннего приобщения детей к труду в природе. В процессе совместной деятельности с взрослыми, во время выполнения обязанностей в дежурном уголке природы или работая на огороде, в цветнике, дошкольники приобретают разнообразные трудовые навыки, осваивают приемы ухода за растениями.

От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должен овладеть воспитанник его группы. Трудовые умения и навыки, которыми овладевает ребенок дошкольного возраста, различны. Характер трудовых навыков обусловлен спецификой того или иного вида труда, его конкретным содержанием.Педагогу необходимо знать, какими навыками должны овладеть дети его группы. Для целенаправленного формирования трудовых навыков воспитателю важно знать  рациональные способы действий для каждого вида труда.Навыки должны приобретаться детьми  путем наблюдения за работой взрослых в быту.Однако наблюдение не влияет на собственные трудовые действия детей, так как дошкольники не могут самостоятельно выделить способ выполнения действий, характер движений.

В детском саду дети рано привлекаются к простейшей работе. Впервые со способами действия ребенок знакомит взрослый, который походу совместной работы показывает, подробно объесняет его.Таким образом, воспитатель, проговаривая все действия ребенка, детально объясняет характер каждого, раскрывает их последовательность, побуждает к проверки.

Обучая малышей трудовому процессу, воспитатель определяет, из каких отдельных действий он слагается и в какой последовательности выполняется. Например, педогаг в совместной с детьми деятельности объясняет, как протирать листья фикуса: « Расправить тряпочку на правой ладожке, левую подложить под лист и провести по нему трямочкой от черенка к концу листа». Малыши слушая объяснение, тут же вместе с воспитателем выполняют каждое действие. В такой совместной деятельности у детей сразу формируется рациональные способы выполнения работы.

Своевременное формирование рациональных и единых для всех способов действий в дальнейшем послужит условием воспитание культуры труда, положительного отношения к непривлекательным трудовым процессам.

Дальнейшее осмысление и обобщение трудовых действий происходят через коллективное обучение. С этой целью проводят специальные занятия для всех детей одновременно, на которых объясняют единые способы действий и их последовательность, а так-же социальный смысл деятельности.

В самостоятельной работе детей также важно фиксировать их внимание на совершаемых движениях. Для этого воспитатель предлагает ребятам рассказать о предстоящем движении, всем вместе проанализировать его. Старшие дошкольники успешно с этим справляются. Рассказ о движении  помогает детям лучше его осознать, т.е. обеспечивает осмысление освоенного навыка.

Анализ и оценка движений помогают закрепить его правильное выполнение, предотвращают ошибки, формируют способность детей наблюдать за своими, а также за чужими операциями.

Таким образом, под влиянием упражнений дети достигают уровня, при котором они могут сравнивать и различать особенности движений, оценивать их качество, устанавливать связи между характером движения и получаемым результатом, стремятся к лучшему результату. Тем не менее, когда дети начинают работать, они переключают внимание в большей степени на результат работы и вновь допустают ошибки. Это объясняется неустойчевотью приобретенного навыка. Поэтому взрослый постоянно должен следить за правельностью премов работы, добиваясь прочного овладения нужными навыками.

В овладениями навыками можно выделить ряд этапов. На первых порах инструмент служит как бы продолжением руки ребенка, который пытается действовать им так, как он действует в сходной ситуации рукой, не считая с особкенностями орудия.

На следующем этапе ребенок постигает логику самого движения, обеспечить нужное перемещение инструмента еще не может, делает это неэкономно, со многими лишними движениями. Третий этап- правильное овладение тем или иным приемом. На этой ступени завершается формирование навыков, складывается движений, обеспечивающая умелое пользование инструментом.

Итак, основной путь формирования навыков- обучение. Однако в разных видах труда оно имеет особую специфику.

Сформированные трудовые навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включая в труд собственное побуждение, успешно его завершать.

О сформированности у ребенка того или иного трудового навыка воспитатель может судить по таким показателям: насколько самостоятелен при выполнении порученного дела, каково качество действий (быстрота, ловкость, качество труда). Чтобы реализовать в полном объеме трудовое обучение, воспитатель должен совершенствовать технику выполнения и отдельных трудовых действий, и процесса  целиком. Быстрота, точность, экономность, ловкость, красота движений – вот такие признаки должны характеризовать навыки трудовой деятельности детей.

Воспитатель должен формировать у детей не только прочные, но и гибкие трудовые навыки. При формировании трудовых навыков необходимо специально обучать детей выполнению конкретных действий. Обучение организуется идентично в каждой возрастной группе. Основным методическим приемом формирования навыков являются показ выполнения элементарных действий и их последовательности.

Если воспитатели не интересуются результатом работы детей, они быстро теряют интерес к повседневному труду. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что было сделано хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом, сумеют в следующий раз сделать работу лучше.

Не следует хвалить детей за то, что похвалы не заслуживает. Только объективная оценка помогает укрепить у них желание делать все сами, стремление работать лучше, преодолевать трудности, добиваться результата.

Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведение того или оного трудового действия. Вначале к работе педагог привлекает по желанию 2-3 детей, а затем они работают поочередно.

Дети сажают корнеплоды с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Весной нужно привлекать детей к устройству огорода и цветника, рыхлению граблями перекопанной земли, очищению ее от земли и палок, разметке борозд для посева. Дети могут также посеять крупные семена и семена средней величины (огурцов, свеклы, редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия. Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.

На пятом году жизни детей продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю; при этом выясняют, кому надо больше воды – большому или маленькому растению. Следует так же учить ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки опираясь на внешний вид растений.

Дети уже знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно обрызгивать из пульверизатора.

При обучении детей рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

Растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходство и различие по форме, величине, окраске листьев и цветков. Весной можно внести луковичные растения. В процессе работы воспитатель напоминает о соблюдении правил выполнения работы, предлагает детям поучить друг друга, отмечает аккуратность работы.

В трудах В.Г.Нечаевой определен объем навыков по уходу за растениями у детей средней группы детского сада. Они включают в себя:

Полив растений. При поливе растения  ребёнок должен совершить следующие операции: определить потребность растения в поливе (на глаз или ощупыванием почвы); правильно взять лейку (ведущей рукой удерживается ручка лейки и направляется её носик, другой рукой поддерживается дно лейки); направлять носик лейки к краю цветочного горшка, вести носик вдоль по окружности горшка, по мере полива наклоняя лейку ниже; после первого полива сделать паузу, определить требуется ли дальнейший полив (выступила ли вода в цветочном поддоне).Ребенок должен точно  определять потребность растения в данном уходе, точно удерживать лейку, носиком лейки касаться края горшка и вести лейку вдоль по окружности  всего горшка,  точно определять необходимое воды при поливе, не расплёскивать воду, наполнять лейку водой для дальнейшего отстоя. Убирать инвентарь на место.

Рыхление. При рыхлении почвы ребёнок должен совершить следующие операции: определить состояние почвы и потребность растения в данном уходе: взять палочку (кошки) сверху, определить амплитуду движения, медленно неглубоко рыхлить землю, стараясь не повредить корневую систему. Ребенок должен точно  определять потребность растения в данном уходе,  координирует движение руки и силу нажима при рыхлении, движение плавные, слитные. Рыхлит неглубоко, чтобы не повредить корневую систему. Начинать от края горшка и передвигать к средине, земля не высыпать через край, после рыхления очищать палочку от земли и класть на место.

Протирание листьев растений. При протирании крупнолистных растений ребёнок должен совершить следующие операции: определить растение нуждающееся в данном уходе, взять тряпочку намочить её, расправить, положить на ладонь одной руки листочек и поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу, прополоскать тряпочку. Протирать следующий лист. Ребенок должен точно определять потребность растения в данном уходе. Координировать движение руки и глаза, а также силу нажима. Брать тряпочку, мочить её, отжимать, чтобы не капала вода, расправлять  на ладони, класть на ладонь другой руки листочек и осторожно протирать в одном направлении от черешка к концу, прополаскивать тряпочку и продолжать действия в такой же последовательности. Прополаскивать тряпочку и вешает сушить.

Информация о работе Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста