Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 11:03, курсовая работа
Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста. Конечная цель ― вырастить цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал игрушку ― можешь играть). Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы.
Из 5 детей принявших участие в диагностировании, в уходе за растениями принимали участие все дети. Аня Т. последовательность действий часто нарушена, грубые недочёты. Никита Г. И Настя Г. незначительно нарушали последовательность действий, были неточности в движении рук. Настя В. и Андрей К. выполняла все операции последовательно и точно.
Серия №2
Организация совместного труда педагога и детей по уходу за растениями.
Цель 2-й серии:
определить количество и
Условия: В
трудовом уголке на видном
месте размещался инвентарь
Оборудование: лейки,
палочки для рыхления, ножницы
для обрезания сухих и
По ходу деятельности фиксировались действия детей
Оценивалось: количество освоенных действий, последовательность и точность операций.
Результаты наблюдений были занесены в таблицу:
Имя ребёнка |
Полнота действий |
| ||
Количество выполняемых действий |
Последовательность операций |
Точность операций |
Самостоятельность действий | |
Аня Т |
1.Полив растений 2.Протирание листьев 3.Рыхление земли |
Последовательность действий часто нарушена. Не определяет потребность растения в данном уходе. Повторяет действия только после показа педагогом. По указанию педагога подготавливает, и убирает оборудование после работы. |
Неправильно направляет носик лейки, резко наклоняет лейку, выливает воду в одно место сразу. Лейку держит на вытянутой руке. Не точно определяет состояние почвы, амплитуду движения, рыхлит не аккуратно, не осторожно.
Действия неточные, зачастую неправильный хват тряпки при протирании и оставлял непротёртыми области на листе, забывает споласкивать тряпку. |
Не проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя. |
Никита Г |
1.Полив растений 2.Протирание листьев 3. Сбор сухих и пожелтевших |
Последовательность действий незначительно нарушается, меняет местами совершение операций. По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы |
Самостоятельно не
определяет потребность Оставляет непротёртые области на листьях. Но достаточно активно включается в процесс. |
Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя. |
Настя Г |
1.Протирание листьев 2.Сбор сухих и пожелтевших 3.Рыхление земли 4.Полив растений 5.Опрыскивание |
Последовательность действий незначительно нарушается. По напоминанию педагога подготавливает для себя и убирает оборудование после работы. |
Движения недостаточно уверенные. Оставлял непротёртые места на листьях. Не точно определяет состояние почвы, амплитуду движения, рыхлит не аккуратно, неосторожно.
Немного просыпал землю из горшка. Затруднялся в определении необходимого количества воды при поливе. Резко нажимал на
опрыскиватель и чрезмерно |
Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с подсказкамии помощью воспитателя. |
Андрей К |
1.Опрыскивание растений 2.Протирание листьев 3.Рыхление земли 4.Сбор сухих и пожелтевших листьев. 5.Полив |
Выполняет операции последовательно, не пропуская и не меняя местами. В напоминаниях и указаниях не нуждается. |
Правильно ориентировал опрыскиватель на растение, разбрызгивал воду равномерно, движения плавные, не пропускает отдельные листья. Точно определяет состояние почвы, амплитуду движения, рыхлит аккуратно, осторожно.
-Координирует движения руки и глаза, движения плавные, слитные. -Все операции совершает точно. |
Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия с минимальной помощью воспитателя, использует инвентарь в процессе трудовых операций. |
Настя. В |
1.Опрыскивание растений 2.Рыхление земли 3.Протирание листьев 4.Полив |
Выполняет операции последовательно, не пропуская и не меняя местами. В напоминаниях и указаниях не нуждается. |
Правильно ориентировала опрыскиватель на растение, разбрызгивала воду равномерно, движения плавные, не пропускает отдельные листья. -Точно определяет состояние почвы, амплитуду движения, рыхлит аккуратно, осторожно. -Координирует движения руки и глаза, движения плавные, слитные. -Все операции совершает точно. |
Проявляет инициативу в уходе за комнатными растениями; выполняет действия без подсказки и помощи воспитателя, использует инвентарь в процессе трудовых операций. |
Из 5 детей принявших участие в диагностировании, Настя В. и Андрей К. выполняла все операции последовательно и точно. Никита Г.и Настя Г. последовательность действий незначительно нарушалась, были неточности. Аней Т. последовательность действий грубо нарушалась, точность операций неудовлетворительная.
После проведения методик был осуществлён качественный и количественный анализ диагностических данных.
Качественный
анализ полученных данных
Настя В. и Андрей К. освоили все действия по уходу за растениями, последовательно осуществляли нужный уход, правильно определяли потребность растений в уходе. Чётко и последовательно осуществляла действия, подготавливали и убирали инвентарь на место. По результатам диагностирования Настю В. и Андрея К. можно условно отнести к высокому уровню сформированности навыков по уходу за растениями.
Настя Г. и Никита Г. при осуществлении ухода за растениями действовали с подсказки воспитателя или ориентируясь на других детей. Допускали неточности при выполнении действий. Незначительно нарушали последовательность операций, не придавали значения результату, им больше был интересен процесс выполнения действий. Это позволило условно отнести Настю Г. и Никиту Г. к среднему уровню сформированности умений ухода за растениями.
Аня Т. не владеет действиями по поливу растений, протиранию крупных листьев, сбору сухих листьев, рыхлению почвы. Потребность в уходе за растением не определяет, неохотно включается в деятельность по предложению и подсказке взрослого; целостное действие распадается на отдельные составляющие, не доводит начатое дело до конца. Повторяет движения только после показа педагога. Поэтому она были условно отнесена к низкому уровню сформированности навыков по уходу за растениями.
Количественный анализ результатов обследования дал следующую картину:
На высоком уровне – два ребёнка –Настя В. и Андрей К.;
На среднем уровне - два ребёнка - Настя Г. и Никита Г.;
На низком уровне – один ребенок – Аня Т.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения работы по формированию навыков ухода за растениями у детей средней группы в последующей работе.
Аню Т., находящуюся на низком уровне, необходимо упражнять в поливе растений, протирании крупных и опрыскивании мелких листьев, привлекать к сбору сухих листьев, рыхлению почвы. Необходимо провести опыты и эксперименты, для того чтобы ребенок понял потребность растений в уходе, провести беседы – знакомство о растениях, привлекать к наблюдению за трудом других детей, в частности за Настей В. и Андреем К., чаще давать поручения по уходу за растениями и организовывать в совместную деятельность (педагог – дети, дети - дети). Подводить итоги после проведённой работы, давая положительные оценки, чтобы вызвать у ребенка интерес к труду.
Настю Г. и Никиту Г., находящихся на среднем уровне, необходимо упражнять в совершении последовательных и точных действий по уходу за растениями.
Настю В. и Андрея К., которые находятся на высоком уровне, нуждаются в дальнейшем совершенствовании навыков труда по уходу за растениями. Желательно Настю В. и Андрея К. включать в совместный труд с другими детьми в качестве организатора, старших товарищей.
Заключение
Проблема формирования навыков труда в природе (ухода за растениями) у детей дошкольного возраста является актуальной в развитии личности ребёнка дошкольника, и достаточно изучена в отечественной педагогической литературе. В настоящее время изучением этой проблемы занимаются: Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, С.Л.Николаева. В их исследованиях определены основные понятия, формы и методы, особенности формирования навыков по уходу за растениями. Как указывает большинство авторов, овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель, обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания дошкольников. Формирование навыков по уходу за растениями осуществляется поэтапно, в соответствии с общепсихологическим механизмом формирования навыков: от овладения детьми отдельными операциями действия к сочетанию и объединению отдельных движений в единое действие и автоматизации движений. Авторы указывают, что основным условием формирования навыков является организующая и сопровождающая деятельность взрослого с детьми, переводящая ребенка от этапа к этапу.
В процессе опытно-экспериментальной работы был использован диагностический инструментарий из исследований Н.В. Кузьминой, Г.Н. Годиной, позволивший выявить сформированности навыков по уходу за растениями у детей среднего дошкольного возраста. В ходе выполнения диагностических заданий использовались изолированные условия, исключающие научение детей действиям через подражание, что позволило получить относительно точные данные.
Результаты диагностирования показали, что необходимо продолжение работы по формированию навыков ухода за растениями у детей средней группы в последующей работе.
Список литературы
Информация о работе Формирование навыков труда в природе у детей среднего дошкольного возраста