Формирование познавательной самостоятельности учащихся на уроках истории и обществознания на основе использования деятельностного п

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:50, доклад

Краткое описание

Работа содержит материал о новых подходах в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на новые стандарты.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад учителя истории.docx

— 29.77 Кб (Скачать файл)

2. Организация дискуссий  по спорным вопросам истории,  при подготовке к которым учащиеся  учатся анализировать исторические  документы, подбирать аргументы  для обоснования своей позиции,  формулировать вопросы, обращенные  к аргументам оппонента.

3. Подготовка эссе. Обучаясь  написанию эссе, школьники учатся  представлять собственную точку  зрения при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию  достоверными фактами, опираться  на мнения авторитетных исследователей  или предъявлять обоснованное  несогласие с ними.

4. Подготовка исследовательских  работ.

Современный урок истории  немыслим без документов, исторических первоисточников, произведений выдающихся историков. На основе исторических документов можно построить урок-практикум, организовать практические занятия. В качестве источников использую отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого; мемуары, дневники

современников, очевидцев  исторических событий; фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы; фрагменты  документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.); газетная информация и публицистические материалы;

справочные и статистические материалы. Подбор источников ведется  таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему.

Необходимо учитывать, что  самостоятельная работа учащихся с источниками знаний является более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами. Система заданий по работе с документами может быть ориентирована на воспроизводящий, преобразующий либо творческо-поисковый уровень познавательной деятельности в соответствии с возможностями каждого конкретного ученика.

Практика показала, что  использование документов делает урок более интересным, насыщенным, познавательным. Работа с документами как бы

приближает учеников к  изучаемым событиям, создает особый эмоциональный фон восприятия, что позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся.

Наработка умения анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать  и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике.

Критериями эффективности  обучения является уровень сформированности понятийного мышления обучающегося, его умение самостоятельно выявлять логические связи и закономерности, активно подходить к усвоению знаний. Учащиеся должны научиться обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

Комплексное использование  различных приемов повышения  эффективности уроков истории, «живой»  подход к изложению и интерпретации фактов, подлинный диалог с учениками позволят учителю истории сделать свой предмет красочным, заинтересовать учащихся, побудить их к активному поиску ответов, выработке собственных суждений и становлению нравственных позиций.


Информация о работе Формирование познавательной самостоятельности учащихся на уроках истории и обществознания на основе использования деятельностного п