Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 22:20, курсовая работа
Здоровье - весьма всеобъемлющее, многозначное слово. Здоровье человека, взрослого или ребенка, школьника или студента - это неотъемлемая часть полноценной жизни, чистой, радостной, успешной, без болезней и страданий, той жизни, которой только достоин человек. Здоровье каждого- это общественное достояние. Здоровье в настоящее время, к сожалению, есть не у каждого. Это единство физических и духовных качеств человека, важнейшими предпосылками которых является формирование правильного характера, развитие инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Все мы знаем, что «в здоровом теле - здоровый дух».
Введение
I. Теоретические основы организации процесса формирования здорового образа жизни у младшего школьника при изучении
1.1 Анализ литературы по исследовательской работе
1.2 Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ
1.3 Составляющие здорового образа жизни
II. Психолого-педагогические основы формирования потребности к здоровому образу жизни у школьников
2.1 Психофизиологические особенности младшего школьного возраста в формировании потребностей к здоровому образу жизни
2.2 Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в процессе обучению естествознанию
2.3 Система приемов формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников в процессе обучения
Список использованной литературы
2.2 Возможности формирования позитивного отношения к ЗОЖ у младших школьников в процессе обучению естествознанию
Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки.
В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно - действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.
Деление школьного периода обучения ребенка на 3 этапа (начальный, средний и старший школьный, безусловно, оправдано, но, наш взгляд, необходимо выделить в начальном этапе ещё период наибольшего напряжения адаптационных механизмов ребенка (особенно - 6 летнего) к условиям систематического обучения (первые пол года или год). Здесь умение педагога в работе с детьми или их отсутствие могут сыграть позитивную или негативную роль, заложить в ребенке интерес или нежелание учиться, а также укрепить базис здоровья или ослабить его.
Важную роль играют и склонность ребёнка к обучению, его способности, его готовность, резерв адаптации. Именно поэтому в последние годы практикуется дошкольное тестирование детей (наряду с оценкой здоровья) на определение уровня развития речи, психики, моторики. Для 6-летних детей следует установить продолжительность уроков до 30 - 35 минут соответственно в первом и втором полугодии, а после 2-3 уроков необходимо проводить занятия в виде организованных спортивных игр и развлечений на воздухе. В середине же третьей четверти, наиболее длительной и утомительной, желательно провести недельные каникулы. Возможно, что подобная организация учебной деятельности необходима и для некоторых 7-летних детей.
Необходимо постепенно формировать новый жизненный стереотип, школьный режим дня. В среднем адаптация детей к начальной школе длиться 3-16 недель. Завершение адаптации характеризуется устойчивым функционированием систем организма и успешной учебной работой.
В целях обеспечения психофизиологических процессов адаптация детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре-3 урока по 35 минут, со 2-й четверти - 4 урока по 35 минут, со 2-го полугодия - в соответствии с максимально допустимой недельной нагрузкой. Для учащихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.
Таким образом, обучение должно ставить трудные, но разрешимые задачи и поэтому способствовать развитию психофизиологических функций.
Следует особо отметить, что именно в младший школьный период формируются навыки здорового образа жизни, навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем человека. Как указывают эксперты ВОЗ, у детей происходит постепенный переход от безоговорочного принятия норм поведения и правил, установленных взрослыми, к стадии критической оценки этих норм, когда ребенок непосредственно осуществляет самостоятельный выбор, наблюдается период смятения в отношении своего „я"; дети склонны к глубоко эмоциональным взаимоотношениям со своими сверстниками и очень нуждаются в их одобрении, наблюдается отчужденность от родителей; отмечается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда обретается или предоставляется правовая и социальная независимость.
Все это требует особого подхода к детям со стороны родителей, учителей и близких. При этом необходимо помнить, что стремление младших школьников к самостоятельности есть естественная форма социальной адаптации и самореализации, поэтому необходимо избегать мелочной опеки, частых мелких приказаний, следует давать более серьезные поручения, пути решения которых ребенок должен найти сам. Основными формами психических расстройств у ребенка являются неврозоподобные состояния и неврозы. С целью профилактики необходима психогигиена умственного труда школьника, чередование умственного и физического труда с периодами активного отдыха или физическими упражнениями.
В тех же случаях, когда нервно - психические расстройства являются проявлением педагогической или микросоциальной запущенности, основное значение для коррекции поведения ребенка приобретают коррекционно-педагогические и социальные меры (воздействие на родителей, оздоровление семейной обстановки, отношения со сверстниками и другие).
Изучение образа жизни детей свидетельствует о том, что отрицательные явления в физическом развитии, функциональные нарушения. сердечно - сосудистой системы и нервно - психические расстройства в значительной степени связаны с гиподинамией, неправильным питанием и неадекватным физическим воспитаем.
Одной из главных задач здоровье сберегающей педагогики в начальной школе является воспитание учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Этому должно способствовать формирование ценных ориентации, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через собственное «Я», его ценность жизни, не только для себя, но и для близких. Реализация поставленных целей может быть выполнена путем осознания здоровья как ценности:
Здоровье как общественная ценность рассматривается в двух аспектах:
-нравственном (как одно из наиболее важных и требующих бережного отношения к себе свойств личности) и экономическом (для индивида и для общества).
Рассматривая здоровье как собственность индивида, следует обращать внимание детей на ответственность за сохранность этой собственности.
Еще одна острая задача воспитательного процесса - формирование мотивации здорового образа жизни. Здесь возможно решение ситуационных задач, как в прямой постановке, так и путем доказательств от противного. В свою очередь знания о своем здоровье делают процесс воспитания адекватным запросам ребенка, личностно - ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознание глубиной сущности человека, его характера, поступков.
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной воспитательной работе в учебное и внеурочное время. Современные усилия педагога и учащихся в создании и реализации мотивации здорового образа жизни становятся успешными лишь на фундаменте целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов.
Возможности формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников существуют в учебном процессе:
1.Изменение образовательного «поля» ребенка на уровнях технологий, содержания, структуры урока и образовательного процесса в целом.
2.Новое сознание, связанное с новым, валеологическим образованием и ребенка, и учителя, так как именно оно не только позволяет понять проблемы внутреннего мира, но и показывает их пути решения.
Школа может и должна способствовать формированию потребности к здоровому образу жизни.
Сохранить здоровье ребенка, значит, создать здоровый генофонд, предупредить появление неудачников, запрограммированных общественным институтом-школой. Формирование потребности в сохранении здоровья необходимо рассматривать как важнейший момент успешной помощи подрастающему поколению в личностном развитии, в формировании общего потенциала здоровья, способности к самовоспитанию во всех сферах интимной жизни человека.
2.3 Система приемов формирования потребности в здоровом образе жизни у младших школьников в процессе обучения естествознанию
Известно, что длительное статистическое напряжение у детей семи-девяти лет приводит к нарушению подвижности нервных процессов, нарушению артериального давления, падению его, что может провоцировать обморочные состояние, нарушению кислородного обмена.
Не дожидаясь этих грозных симптомов, при первых же признаках переутомления учитель должен действовать. Необходимо тут же сообщить родителям и показать ребенка врачу.
Возможно несколько дней отдыха, пребывания вне школы, полностью восстановят силы ребенка. Однако бывают случаи, что ребенку требуется более серьезное лечение, перевод на другие формы обучения (санаторная школа, домашнее обучение, обучение в спецшколе, например для детей с нарушением зрения, слуха, нервной системы.
Для профилактики переутомления в школе нужно соблюдать следующие условия:
1) не допускать нарушения учебного процесса;
2)следить за соответствием учебной нагрузки возрастным и индивидуальным возможностям ребенка;
3)строго соблюдать
К середине дня, недели, четверти, года отмечается так называемый «эффект врабатывания». Именно на эти временные периоды можно планировать максимальный объем нагрузки, как по содержанию, так и по количеству.
Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей физической подготовленности и работоспособности.
Домашние задания занимают важное место в двигательном режиме младших школьников. Они увеличивают двигательную активность учащихся только при условии, если дети систематически их выполняют.
Необходимо использование физических упражнений в разнообразных формах для удовлетворения двигательной активности, которая является одним из компонентов здорового образа жизни.
Педагогические наблюдения, экспериментальные исследования и опрос учителей позволяет сделать ряд рекомендаций по содержанию организованных перемен. Главное, чтобы нагрузка в играх была умеренной, соответствовала физической подготовленности и функциональным возможностям младших школьников. Рекомендуется использовать игры-поединки. По ходу игры дети могут по своему желанию „войти" в неё и „выйти". Другие дети могут с интересом наблюдать со стороны.
Неплохо использовать простые, уже знакомые детям, командные игры средней и малой заинтересованности, в которых можно быстро менять состав участников и также быстро выявлять победителей; игры-аттракционы, задания с попаданием мяча в баскетбольное кольцо или в цель, подбрасывание колец и так далее.
Не рекомендуется использовать игры, носящие остроконфликтный характер, вызывающие большой игровой азарт („Борьба за мяч", „Перестрелка", „ Футбол"), после которых у детей наблюдается чрезмерное возбуждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей учебной деятельности.
Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддержанию дисциплины и соблюдению правил той или иной игры.
Заканчивать активные игры и упражнения надо за 5 минут до следующего урока. За это время у детей снижается частота пульса, нормализуется дыхание, они успевают умыться, привести себя в порядок, подготовиться к уроку.
У детей младшего школьного возраста имеется большое многообразие режимных моментов, прямо и косвенно влияющих на величину двигательной активности. Определяющее значение имеют организованные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гимнастика, физкультминутки, игры на переменах, „час здоровья", уроки физкультуры, спортивный час в группах продленного дня, занятия в секциях.
Включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления.
Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. При составлении расписания уроков необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в течение дня и учебной недели. У младших школьников наиболее высокая работоспособность отмечается на 1 и 2 уроках, затем к 3-му и, особенно, к 4-му она снижается. Длительность непрерывного чтения в начальной школе от 8-10 мин. (1-2 класс) до 15 минут (3 класс), самостоятельное чтение желательно проводить в начале урока или в середине и чередовать его с пересказом, прослушиванием записей, разговором с педагогом. Для письменной работы оптимальная продолжительность 3-5 минут.
Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, возможности компьютера, презентаций, схем, муляжей, приборов, разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, но такой вид работы должен быть регламентирован по времени. Нежелательно повторять применение современных информационных технических средств на нескольких уроках подряд, а после таких уроков нельзя давать нагрузку на зрительный анализатор .