Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 13:25, курсовая работа
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановить разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. Стоит только изменить свой образ жизни, и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Введение………………………………………………………………………….3
I. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни………………………………………7
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема………………………………………7
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни…………………………………………………………14
1.3 Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ ……………………………………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованных источников…………………………………………..28
-гибкость (учет новых
возможностей субъектов
-саморазвитие и взаимосвязи педагогических подсистем (воспитание, образование, развитие, управление) .
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства придается:
- приоритету в воспитании
ребенка общечеловеческих
- укреплению связей с
семьей, микрорайоном, городом, составление
совместных программ с
- реализации деятельского подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд) ;
- подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
- ориентированности родителей
на конструктивные, партнерские
взаимоотношения со
Реализация данных
направлений направлена на
Научно-методические
основы создания
Концепция Федеральных
государственных требований (ФГТ) предусматривает
создание условий для
Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление
физического и психического
- воспитание культурно-
- формирование начальных
представлений о здоровом
Содержание образовательной
области «Физическая культура»
направлена на достижение
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
- формирование у воспитанников
потребности в двигательной
Содержание образовательной
области «Безопасность»
- формирование представлений
об опасных для человека и
окружающего мира природы
-приобщение к правилам
безопасного для человека и
окружающего мира природы
-передачу детям знаний
о правилах безопасности
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей. В связи с этим, актуальной становится тема «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», применение которых возможно, если будет осуществляться корректировка технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; будет создано в ДОУ здоровьесберегающее пространство; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Выделяют три группы технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
НОД
Гимнастика пальчиковая
Гимнастика для глаз
Гимнастика дыхательная
Гимнастика бодрящая
Гимнастика корригирующая
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
НОД
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
Занятия из серии «Здоровье»
Самомассаж
Точечный самомассаж
3. Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Технологии коррекции поведения
Психогимнастика
Фонетическая ритмика
Очень важно, чтобы
каждая из вышеперечисленных
технологий имела
Таким образом, современные
подходы к организации
Заключение
Данное исследование посвящено рассмотрению проблемы формирования представлений детей старшего возраста о здоровом образе жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ухудшение здоровья населения страны в российском обществе приобрело глобальный характер и стал острой социально-педагогической проблемой, требующей незамедлительного решения. Эта проблема напрямую касается и российского образования, в новой парадигме которого выдвигаются задачи развития физически и психологически здоровой личности ребенка.
Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Из исследования видна связь образовательной области «Здоровье» с другими образовательными областями:
«Физическая культура»
Развитие физических
качеств и накопление
«Коммуникация»
развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека
«Познание»
формирование целостной
картины мира, расширение кругозора
в части представлений о
«Социализация»
Формирование первичных
ценностных представлений о
«Труд»
накопление опыта
«Чтение художественной литературы»
использование художественных произведений для обогащения и закрепления
содержания области «Здоровье»
«Художественное творчество»
использование продуктивных
видов деятельности для
содержания области «Здоровье»
«Безопасность»
формирование основ
безопасности собственной
Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.
Список использованной литературы
1.Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.
2. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.
3. Воробьева, М. Воспитание
здорового образа жизни у
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
5. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.
6. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
7. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
8. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-психологической культуры родителей / Т.Н.Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С. 63.
9. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
10. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
11. Карманова, Л.В. Занятия
по физической культуре в
12. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
13. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.
14. . Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
15. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с.
16. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.
17. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания детей / М.Маханева // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – с. 22 - 24.
18. http://www.edu.ru/db/mo/Data/