Характеристика нетрадиционных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 10:59, реферат

Краткое описание

В педагогической литературе существуют различные классификации методов обучения. Но мы остановимся на группах методов с точки зрения обеспечение продуктивного образования, то есть методы обучения, которые мы сегодня будем называть нетрадиционные. Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют учащимся:

Вложенные файлы: 1 файл

В педагогической литературе существуют различные классификации методов обучения.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Метод "Если бы...". Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится, например: увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство мира, взаимосвязь его составляющих, фундаментальные основы различных наук.

Метод образной картины воссоздает такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта будто бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить свою картину природы или всего мира, то есть выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности. Предлагая такое задание 2-3 раза в год можно оценить изменения в картинах мира учащихся, внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннеса", балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качествам, свойства, части объектов и изобразить, скажем: горячий снег, вершина пропасти, черный свет.

"Мозговой  штурм ". Основная задача метода - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается "штурм" с разминки - быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения, и - старт.

Каждый может высказать свои идеи, дополнить и уточнить. К группам прикрепляется эксперт, задача которого - фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. "Штурм" длится 10-15 минут. Для "штурма" предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Например: как определить длину медной проволоки, намотанной на катушку, не разматывая ее?

Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерация контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любах критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

На основе данного метода могут быть построены отдельные занятия. Перед "мозговой атакой" учеников необходимо познакомить с правилами ее ведения. Лучше, если соответствующие памятки будут розданы каждой группе.

Правила "мозговой атаки"

1. Во время "мозгового штурма" нет ни  начальников, ни подчиненных - есть  ведущий и участники.

2. "Мозговой  штурм" не терпит шаблонного  мышления. Необходимо полное освобождение от стереотипов и традиций. Юмор и раскованность помогают вдохновению.

3. Полная  свобода воображения. Как бы фантастична  и невероятна ни была идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением.

4. Рекомендуется задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей. Важно поощрять и поддерживать партнеров.

5. Категорически  запрещены взаимные критические  замечания и промежуточные оценки. На стадии обсуждения ничего не отвергается. Даже если кому-то не нравятся предлагаемые идеи, лучше сказать "Да, но можно еще и по-другому..."

6. Свои мысли  следует формулировать тщательно  и коротко. Чем больше будет  выдвинуто идей, тем лучше.

7. Помните: оптимизм и уверенность удесятеряют  умственную энергию человека!

Процедура "мозгового штурма" состоит из следующих этапов:

1. Формулировка  учебной проблемы, обоснование задачи  для поиска ее решения. Определение  условий и правил коллективной  работы. Формирование нескольких рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая будет оценивать и отбирать наилучшие идеи.

2. Разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы  и задачи тренировочного характера. Цель этого этапа - помочь учащимся освободиться от неловкости, стесненности, скованности.

3. "Штурм" поставленной проблемы. Еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждения. Генерирование идей начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах. Каждый высказывает вслух свои идеи. Запрещается критиковать предлагаемые идеи, можно только дополнять и комбинировать их. К каждой группе прикрепляется эксперт, задача которого фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. "Штурм" длится 10-15 минут.

4. Оценка  и отбор наилучших идей группой  экспертов.

5. Сообщение  о результатах "мозговой атаки". Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их публичная защита.

Метод синектики базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные, символические, фантастические.

Метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.

Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение -изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

Методы организации учения являются методы представленые достаточным количеством отдельных методов, которые объединены в группы.

Методы ученического целеполагания: выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; составление учениками собственных таксономии образовательных целей и задач; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.

Методы ученического планирования. Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определенный период - урок, день, неделю, или - на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный; простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменятся; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.

Методы нормотворчества. Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности - эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения ее элементов, установление субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулированиз правил и законов.

Пример заданий, развивающих методологические, педагогические, рефлексивные способности в процессе нормотворчества. Составить инструкции: "Как произнести слово", " Как изучать слово", "Как решать задачу" и другое.

Методы самоорганизации обучения: работа с учеником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и другое. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и другое.

Методы взаимообучения. Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступные им набор педагогических методов.

Метод рецензий. Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты -необходимые условия самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем. Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Для составлений рецензий используются схемы следующего типа:

Схема рецензии устного выступления:

что понравилось в выступлении, о чем рассказано наиболее удачно. Как построено выступление, общая структура и логика изложения. Полностью ли раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров. Замеченные неточности, ошибки, противоречия. Возражения выступающему. Дополнения к выступлению. Замечания и пожелания выступающему. Общая оценка выступления.

Схема рецензии, текста учебника, книги или статьи: чему посвящен изученный текст? Что заинтересовало в тексте и почему? Что является в нем самым главным? Каковы основные направления изложения?

Какая новая информация или необычные позиции обнаружены в тексте? Понятно ли раскрыта содержание текста? Какие места в нем наиболее трудные? Какие вопросы возникли при чтении? О чем бы хотелось узнать дополнительно? Каков вывод из прочитанного?

Схема рецензии решенной задачи: о каких объектах и процессах идет речь в задаче? Зачем ее необходимо решать? Какими методами решалась задача? Могут ли быть другие пути ее решения? Какие явления, понятия, законы, формулы были использованы при решении задачи? В чем практическое применение данной задачи? Каков вывод из решенной задачи?

Рецензии учащихся оцениваются с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

Методы контроля (тестовый метод). Контроль качества обучения  по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Преимущества тестового контроля:

  • объективность оценки, так как в тестовом контроле влияние субъективных факторов исключается;
  • эффективность - можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
  • надежность - тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
  • дифференцированная способность - в тестах содержится задание различного уровня;
  • реализация индивидуального подхода в обучении - возможность индивидуальная проверка и "самопроверка знаний";
  • сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения.

В систему заданий тестового типа должны входить задания обучающего и развивающего характера. К обучающим тестовым заданиям относятся задания на формирование понятий, приемов решения задач, которые лежат в основе построения этих тестовых заданий; к развивающим - задания, основанные на использовании приемов мыслительной деятельности (это задания на анализ, синтез, сравнение и обобщение).

Предполагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения. Система включает тесты следующих видов:

  • базовые тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмических уровнях;
  • диагностические - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения, учебные возможности обучаемого;
  • тематические тесты - тесты для проведения в конце изучаемой темы, позволяют зафиксировать объем и уровень ее усвоения;
  • итоговые - тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы.

 


Информация о работе Характеристика нетрадиционных методов обучения