Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 11:37, реферат
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, – в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
– характером образовательной системы;
– организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
– особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
– личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
– спецификой учебного предмета.
Учебная мотивация………………………………...……………………3
Сущность учебных мотивов…………………………………...……..3
Источники учебной мотивации...........................................................4
Классификация учебных мотивов…………………………...……5
Характеристики и функции учебной мотивации…………………....9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…………11
СОДЕРЖАНИЕ
Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью,
так и динамичностью.
Доминирующие внутренние
мотивы определяют устойчивость учебной мотивации,
иерархию ее основных подструктур. Социальные
мотивы обусловливают постоянную динамику
вступающих в новые отношения друг с другом
побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации
«есть не простое возрастание положительного
или усугубление отрицательного отношения
к учению, а стоящее за ним усложнение
структуры мотивационной сферы, входящих
в нее побуждений, появление новых, более
зрелых, иногда противоречивых отношений
между ними».
Учебная
мотивация определяется как частный вид
мотивации, включенный в определенную
деятельность, – в данном случае деятельность
учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация позволяет развивающейся
личности определить не только направление,
но и способы реализации различных форм
учебной деятельности, задействовать
эмоционально-волевую сферу. Она выступает
в качестве значимой многофакторной детерминации,
обусловливающей специфику учебной ситуации
в каждый временной интервал.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
– характером образовательной системы;
– организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
– особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
– личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
– спецификой учебного предмета.
Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:
– внутренние;
– внешние;
– личные.
К внутренним источникам учебной
мотивации относятся познавательные и
социальные потребности (стремление к
социально одобряемым действиям и достижениям).
Внешние источники учебной
мотивации определяются условиями жизнедеятельности
обучаемого, к которой относятся требования,
ожидания и возможности. Требования связаны
с необходимостью соблюдения социальных
норм поведения, общения и деятельности.
Ожидания характеризуют отношение общества
к учению как к норме поведения, которая
принимается человеком и позволяет преодолевать
трудности, связанные с осуществлением
учебной деятельности. Возможности –
это объективные условия, которые необходимы
для развертывания учебной деятельности
(наличие школы, учебников, библиотеки
и т.д.).
Личные источники. Среди
названных источников активности, мотивирующих
учебную деятельность, особое место занимают
личные источники. К их числу относятся
интересы, потребности, установки, эталоны
и стереотипы и другие, которые обусловливают
стремление к самосовершенствованию,
самоутверждению и самореализации в учебной
и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и
личных источников учебной мотивации
оказывает влияние на характер учебной
деятельности и ее результаты. Отсутствие
одного из источников приводит к переструктурированию
системы учебных мотивов или их деформации.
На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:
– социальные (осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребность в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);
– познавательные (интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и др.);
– личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом среди сверстников, подражание референтным соученикам, стремление к персонализации или транслированию и эстафированию личностных свойств и др.).
М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
– мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
– мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
Широкие социальные мотивы:
– мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
– мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
Узколичные мотивы:
– стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
– желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
Отрицательные мотивы:
– стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
По
мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные
и социальные мотивы. Если у школьника
в ходе учения преобладает направленность
на содержание учебного предмета, то можно
говорить о наличии познавательных мотивов
К познавательным мотивам относятся такие,
как собственное развитие в процессе учения;
действие вместе с другими и для других;
познание нового, неизвестного.
К социальным мотивам — такие мотивы,
как понимание необходимости учения для
дальнейшей жизни, процесс учения как
возможность общения, похвала от значимых
лиц. Они являются вполне естественными
и полезными в учебном процессе, хотя их
уже нельзя отнести полностью к внутренним
формам учебной мотивации.
Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:
– учеба как вынужденное поведение;
– процесс учебы как привычное функционирование;
– учеба ради лидерства и престижа;
– стремление оказаться в центре внимания.
Эти мотивы могут оказывать и заметное
негативное влияние на характер и результаты
учебного процесса. Наиболее резко выражены
внешние моменты в мотивах учебы ради
материального вознаграждения и избегания
неудач.
Одной из основных задач учителя является
повышение в структуре мотивации учащегося
удельного веса внутренней мотивации
учения.
По мнению Марковой А.К., и познавательные,
и социальные мотивы могут иметь разные уровни.
Уровни познавательных мотивов:
– широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями);
– учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);
– мотивы самообразования (
Уровни социальных мотивов:
– широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения);
– узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию) в отношениях с окружающими, получить их одобрение);
– мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Как указывает А.К. Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в
учебном процессе. Например, широкие познавательные
мотивы проявляются в принятии решения
задач, в обращениях к учителю за дополнительными
сведениями; учебно-познавательные –
в самостоятельных действиях по поиску
решения, в вопросах, задаваемых учителю
по поводу разных способов работы; мотивы
самообразования обнаруживаются в обращениях
к учителю с предложениями рациональной
организации учебного процесса, в реальных
действиях самообразования.
Широкие социальные мотивы проявляются
в поступках, свидетельствующих о понимании
учеником своего долга и ответственности;
позиционные мотивы – в стремлении к контактам со сверстниками и в получении
их оценок, в инициативе и помощи товарищам;
мотивы социального сотрудничества –
в стремлении к коллективной работе и
к осознанию рациональных способов ее
осуществления. Осознанные мотивы выражаются
в умении школьника рассказать о том, что
его побуждает, выстроить мотивы по степени
значимости; реально действующие мотивы
выражаются в успеваемости и посещаемости,
в развернутости учебной деятельности
и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных
заданий или отказе от них, в стремлении
к заданиям повышенной или пониженной
сложности и т.д.
2. Характеристики и функции учебной мотивации
Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов.
Таблица 1. Качества мотивов учения
Содержательные характеристики |
Динамические характеристики |
|
|
Сила
учебного мотива выступает показателем
непреодолимого стремления учащегося
и оценивается по степени и глубине осознания
потребности и самого мотива, по его интенсивности.
Сила мотива обусловлена как физиологическими,
так и психологическими факторами. К первым
следует отнести силу мотивационного
возбуждения, а ко вторым - знание результатов
учебно-познавательной деятельности,
понимание ее смысла, определенная свобода
творчества. Кроме того, сила мотива определяется
и эмоциями, что особенно ярко проявляется
в детском возрасте.
В свое время Дж. Аткинсон предложил формулу для подсчета силы
мотива (стремления): М = П х В х З, где: М
– сила мотива, П – мотив достижения успеха
как личностное свойство, В – субъективно
оцениваемая вероятность достижения поставленной
цели, З – личностное значение достижения
этой цели.
Устойчивость учебного мотива оценивается
по его наличию во всех основных видах
учебно-познавательной деятельности учащегося,
по сохранению его влияния на поведение
в сложных условиях деятельности, по его
сохранению во времени. По сути, речь идет
об устойчивости (ригидности) установок,
ценностных ориентации, намерений учащегося.
Можно выделить следующие функции учебных мотивов:
– побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность учащегося, его поведение и деятельность;
Информация о работе Характеристики и функции учебной мотивации