Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для по "Логопедии".
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Речевой дефект ринолалика
с самого рождения обусловливается рядом
причин. В первую очередь обеспечение
жизненно важных функций дыхания и питания
приводит к специфическому положению
тела языка (с чрезмерно поднятым корнем).
Такое положение языка ведет к нарушению
его функциональных возможностей, с одной
стороны, и к дефектной компенсации нарушения
— с другой (во время речи в артикуляцию
вовлекаются мышцы лица, лба, возникают
многообразные синкинезии).
При ринолалии отмечается формирование
атипичного специфического дыхания, развитие
гиперназализации и дефекты артикуляции
звуков.
В картине речевого нарушения ведущим
является дефектное звукопроизношение,
вторично может страдать лексико-грамматический
строй речи, фонематический слух, письменная
речь.
Механизм нар-я при открытой ринолалии:
При нормальной фонации во время
произнесения всех звуков речи, кроме
носовых, у человека происходит отделение
носоглоточной и носовой полости от глоточной
и ротовой. Эти полости разделяются нёбно-глоточным
смыканием, вызываемым сокращением мышц
мягкого нёба, боковых и задних стенок
глотки. Одновременно с
движением мягкого нёба при фонации происходит
утолщение задней стенки глотки (валик
Пассавана), которое способствует контакту
задней поверхности мягкого нёба с задней
стенкой глотки. Во время речи
мягкое нёбо непрерывно опускается и поднимается
на разную высоту в зависимости от произносимых
звуков и темпа речи. Сила нёбно-глоточного
смыкания зависит от произносимых звуков.
Она меньше для гласных, чем для согласных.
Самое слабое нёбно-глоточное смыкание
наблюдается при согласном в, самое сильное — при с, обычно в 6-7 раз сильнее, чем
при а.
При нормальном произнесении назальных
звуков м, м', н, н' воздушная струя свободно проникает
в пространство носового резонатора.
Наличие врожденных небных расщелин глубоко отражается на всем развитии ребенка: это дети болезненные, соматически ослабленные, у них часто отмечается снижение слуха. При ринолалии дефект речи может сопровождаться отклонениями в развитии высших психических функций. Эти больные характеризуются своеобразными особенностями развития личности и формирования деятельности. У детей с врожденными расщелинами имеются серьезные функциональные расстройства (сосания, глотания, внешнего дыхания и др.), которые снижают сопротивляемость к различным заболеваниям. Они нуждаются в систематическом врачебном наблюдение и лечение. По состоянию психического развития дети с расщелинами, составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным, психическим развитием; с задержкой умственного развития; с олигофренией (разной степени). У некоторых детей имеют отдельные неврологические микропризнаки: нистагм, легкая асимметрия глазных щелей, носогубных складок, повышение сухожильных и перистальных рефлексов. В этих случаях ринолалия осложняется ранним поражением цент нервной системы. Значительно чаще у детей наблюдаются функциональные нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость и др.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность.
Расщелины – пороки сложной этиологии. В их возникновении играют роль генетические и внешние факторы или их совместное действие в раннем периоде развития эмбриона. Различают биологические факторы (грипп, краснуха, токсоплазмоз); химические факторы (ядохимикаты, кислоты и др.); эндокринные заболевания матери, психические травмы и профессиональные вредности. Также влияние алкоголоя и курения. Критическим периодом для несращения верхней губы и нёба является 7-8-я недели эмбриогенеза.
Выучить классификацию!
Принципы(в тетради):
Комплексности Ринолалия, возникающая на почве врожденных
расщелин верхней губы и неба, является
сложным речевым нарушением, требующим
комплексного медико-психолого-
Органические нарушения в
Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произношения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта.
В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки: нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, выявить уровень снижения слуха.
Консультация педиатра требуется
для решения вопроса о
Возможные органические и функциональные нарушения в состоянии ЦНС своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога.
Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля.
Многоплановости
Напрвленности
принцип индивидуального подхода и дозированной нагрузки Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае.
принцип наглядности и эмоциональности обследования
Приёмы:
приняты четыре общих этапа работы:
I. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или к операции уранопластики.
II. Активизация нёбно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а также приучение ребенка к новым киностезиям.
III. Устранение носовою оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.
Полная автоматизация новых навыков.
Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально в процессе работы.
Приступать к
Прежде всего, необходимо тщательно обследовать ребенка, чтобы выявить индивидуальные особенности речевого развития. На основании этих данных составляется индивидуальный план коррекционно-воспитательной работы.
В обследование входят: 1) описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта; 2) обследование общего речевого развития; 3) изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка, связанных с дефектами" внешности и речи.
Развитие речевого дыхания. (в тетр. + дополнить)
Нормализация двигательной функции органов артикуляции является необходимой предпосылкой для воспитания правильного произношения.
Приступая к постановке согласных звуков, следует придерживаться определенного порядка. Коррекция начинается с формирования артикулем глухих звуков: губно-зубного фрикативного [ф] и губно-губного взрывного [п].
Работа начинается с беззвучного показа артикуляции, избегая называния фонемы. Нельзя говорить ребенку, какой звук мы будем учиться произносить. Патологический стереотип произношения, как правило, бывает настолько сильно закреплен, что ребенок произносит звук по-старому. Беззвучный показ артикуляции используется и в дальнейшем при постановке остальных согласных, чтобы предотвратить воспроизведение дефектных артикуляций.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи.
Причина: чаще всего органические изменения в носовом пространстве (вызываются болезненными явлениями, в результате которых затрудняется носовое дыхание) или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Механизм: В процессе артикуляции звуков
м, м' н, н' носоглоточный затвор остается
открытым и воздух проникает в носовую
полость. Если же носовой резонанс отсутствует,
эти фонемы звучат как ротовые б,б',
д, д .
Кроме произношения носовых согласных
звуков при закрытой ринолалии нарушается
произношение гласных. Оно приобретает
неестественный, мертвый оттенок.
Смешанная ринолалия – состояние речи, хар-ся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра.
Причина: сочетание непроходимости носа и недостаточность небно-глоточного контакта ф-го и орг-го происхождения.
Ф: Ребенка просят приблизить нижнюю губу к верхним зубам, осуществляя при этом длительный направленный выдох, отработанный на подготовительном этапе. У детей с небно-глоточной недостаточностью, когда снижена подвижность мышц мягкого неба, а ротовой выдох является слабым и непродолжительным, приходится зажимать крылья носа, чтобы уменьшить утечку воздуха в носовые ходы. Только таким путем можно создать необходимое внутриротовое давление и помочь ребенку ощутить требуемые кинестезии. Этот прием применяют в течение первых занятий (2-3) и с каждой последующей тренировкой уменьшают механическую помощь, доводя ее до легкого прикосновения. Таким образом удается снизить утечку воздуха в нос. Лучше стараться вызвать звук непосредственно в слоге, чтобы избежать трудностей при переходе к сочетанию с гласным.