Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)
  1. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Определение предмета педагогики высшей школы. Ее основные категории.

Предметом педагогики как  науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или  иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания 
 
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе. 
 
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». 
 
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование». 
 
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель: 
 
1) передает опыт, накопленный человечеством; 
 
2) вводит в мир культуры; 
 
3) стимулирует к самовоспитанию; 
 
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения. 
 
В свою очередь воспитанник: 
 
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры; 
 
2) работает над собой; 
 
3) обучается способам общения и манерам поведения. 
 
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. 
 
Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. 
 
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. 
 
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел». 
 
Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. 
 
При этом учитель: 
 
1 преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания; 
 
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; 
 
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). 
 
В свою очередь ученик: 
 
1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно; 
 
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить; 
 
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием. 
 
Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.  
 
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.  
 
Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:  
 
1) ценность развивающегося человека и общества; 
 
2) процесс обучения и воспитания человека; 
 
3) как результат последнего; 
 
4) как система. 
 
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива.

 

  1. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии.

Место педагогики в системе  наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение  всего периода своего существования  она была тесно связана со многими  науками, которые оказывали неоднозначное  влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и  оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями. В числе первых сложились связи  педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики. 
 
Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. 
 
Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. Это более трех столетий тому назад отмечал основатель педагогики Я.А. Коменский. Он писал, что даже столяр, чтобы изготовить стол, должен знать и учитывать породу дерева, его свойства, способы обработки. Неужели же человек настолько проще, чем дерево, что некоторые учителя считают возможным "формовать" его, не зная ни природы, ни свойств его души, ни способов воздействия на нее. 
 
Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями выдвигали все выдающиеся педагоги. 
 
В этой связи при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику. Однако, как отмечает В.В.Давыдов, психология хотя и должна учитываться, но она "не диктатор", поскольку жизнь педагогов и детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят конкретно-исторический характер, и потому при изменении социально-педагогических условий меняются и закономерности развития личности. 
 
Связи педагогики с другими науками не исчерпываются философией и психологией, общим моментом которых является изучение человека как личности. Педагогика тесно связана и с науками, изучающими его как индивида. Это такие науки, как биология (анатомия и физиология человека), антропология и медицина. 
 
Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов. Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано социальными механизмами регуляции. Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. 
 
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости. 
 
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии. Она разрабатывает во взаимосвязи с медициной систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности, которые облегчают процессы социализации, компенсирующие имеющиеся дефекты или снижающие их тяжесть. 
 
Развитие педагогики связано также с науками, изучающими человека в обществе, в системе его социальных связей и отношений. Потому неслучайно стали устанавливаться достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, психологией, социологией, экономикой, политологией и другими социальными науками. 
 
Отношения между педагогикой и экономическими науками сложны и неоднозначны. Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. 
 
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. 
 
Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. 

Педагогика органически  связана с психологией. Между  ними существует несколько “узлов”  связи. Главный из них – предмет  этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает “механизмы” управления развитием личности. Воспитание, образование  детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение  психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй “узел” связи двух наук –  показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Уровень знаний школьников регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, владению приемами познавательной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, приемами предметной эвристики и многим другим показателям. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения. Все это означает, что результатами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги и новообразования в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. 
 
Межнаучные коммуникации двух отраслей знания имеют место, далее, и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.). Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, расширяют научно-педагогическую лингвистику и позволяют преодолевать барьеры между педагогическим и психологическим языковым отражением явлений образования и воспитания. 
Своеобразным “мостом” между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности.

 

  1. Принципы и методы педагогического исследования

 

 

 

 Методы научно-педагогических исследований 
 
1. Метод сравнительно-исторического анализа литературы предполагает изучение вопроса в литературе, его истории, при этом анализируются все подходы. 
 
Нужно изучить, что накоплено наукой по этой проблеме (основные научные идеи, основные принципы научных исследований и т.п.). Для этого нужно тщательно подобрать литературу по теме исследования, отметить, на что обратить внимание в первую очередь. Всю литературу следует анализировать по следующим параметрам: 
 
1) как понимали разные ученые суть проблемы, изучаемого вопроса; 
 
2) какие определения давали субъекту исследования, какие признаки считали существенными и т.д.; 
 
3) в чем сущность данной проблемы у того или иного ученого, чем это можно объяснить; 
 
4) каково место данной проблемы в общей научной системе, в теории обучения (воспитания), в практике; 
 
5) как связано данное явление с другими родственными явлениями — основными и побочными; 
 
6) при каких условиях, по мнению ученых, оптимально протекает тот или иной процесс, то или иное явление; 
 
7) каковы внутренние движущие силы, механизм изучаемого процесса или явления, какова их динамика.  
 
Анализ заканчивается общими выводами ученых; эти выводы должны стать опорными позициями в исследовательской работе. Необходимо критически оценивать все, что сделано, показывать свое субъективное отношение к нему и свою точку зрения. Критический анализ имеющейся литературы должен опираться на анализ логический, структурный, фактологический, а не на личную точку зрения. Должна быть хорошая база знаний по данной проблеме, чтобы критиковать, спорить, полемизировать. 
 
2. ^ Метод моделирования является наглядно-образной характеристикой изучаемых процессов и явлений с помощью схем, чертежей, кратких словесных характеристик, описаний, иногда с помощью матриц, символов, математических формул и т.п. 
 
3. ^ Метод причинно-следственного анализа позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения. 
 
4. Педагогические наблюдения — это непосредственное и целенаправленное восприятие педагогического процесса в естественных условиях. Оно должно быть строго спланировано, предусматривать формы фиксации наблюдений. Наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными, открытыми и закрытыми, непрерывными и дискретными (прерывистыми), монографическими. Эффективным считается включенное наблюдение, когда исследователь активно участвует в деятельности наблюдаемых объектов (учитель с учениками). Скрытое наблюдение осуществляется через зеркальную (стеклянную) стену с или помощью телекамеры. 
 
5. Беседа вопросно-ответная и любая другая проводится по заранее спланированным вопросам, с определенной целью; фиксируется все: форма ответа, отношение к беседе, поведение при этом и т.д. 
 
6. ^ Анкетирование и интервью. При этом необходимо соблюдать следующие требования: 
 
— тщательный подбор точных и конкретных вопросов, наиболее точно отражающих изучаемое явление и дающих надежную информацию; 
 
— использование прямых и косвенных вопросов, позволяющих уточнить ответы и определить их правдивость; 
 
— однозначность заданных вопросов и отсутствие подсказки при их формулировками; 
 
— использование открытых (иногда отвечающий может высказать свое собственное мнение), закрытых анкет (с ограниченным вариантом ответов); 
 
— проверка подготовленной анкеты на небольшом числе испытуемых, внесение необходимых коррективов; 
 
— применение полярных анкет с оценкой в баллах (они хороши для самооценки). 
 
7. ^ Социометрический метод — изучаются личностные отношения. 
 
8. Метод рейтинга и самооценки используется при оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами). К экспертам предъявляются определенные требования: они должны быть компетентными, способными решать творческие задачи, положительно относиться к экспертизе, быть справедливыми, объективными, самокритичными. Для рейтинга могут использоваться полярные анкеты. Полезно использовать и методы самооценки. 
 
9. ^ Метод ранговых оценок — выявленные причины располагаются в порядке возрастания или убывания степени их проявления или те или иные признаки (явления) располагаются в зависимости от их значимости с позиции того, кто осуществляет оценку (например, расположить по степени значимости для испытуемых предложенные мотивы учения). 
 
10. ^ Метод обобщения независимых характеристик повышает объективность выводов. Суть его сводится к обработке исследователем информации, поступившей из разных источников. Например, изучая личность школьника, учитель получает сведения от родителей, других учителей, воспитателя ГПД, врачей, актива. 
 
11. ^ Метод педагогического консилиума — коллективное обсуждение результатов учебно-воспитательного процесса проводится по специальной программе с выводами. 
 
12. Метод изучения и анализа документации продуктов деятельности позволяет собрать конкретный и обширный материал для обобщения (изучение тетрадей, классного журнала, рисунков и других работ учащихся и т.п.). 
 
13. ^ Изучение и обобщение передового педагогического опыта дает исследователю материал, очень ценный для педагога-исследователя, для педагогической науки. 
 
14. ^ Статистический метод — в его пределах широко применяются следующие конкретные методики: 
 
регистрация — выявление определенного качества у явления данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества; 
 
ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности, определение места в этом ряду объектов; 
 
шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. 
 
Основные градации шкал: 
 
1) шкалы наименований (номинальные); 
 
2) шкалы порядка (или ранговые); 
 
3) интервальные шкалы; 
 
4) шкалы отношений. 
 
Шкалы наименований — самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Пример: список специальностей, перечисление характеристик учеников. 
 
В порядковых шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок» и т.п. 
 
«Сильные» шкалы — интервальная и шкала отношений. Интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными числами на шкале, а в шкале отношений еще определена и нулевая точка. Пример: шкалы термометров, вольтметров и т.д. (Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. – М., 1977.) 
 
15. Педагогический эксперимент. Констатирующий эксперимент дает возможность изучить существующие педагогические явления; при уточняющем эксперименте проверяется гипотеза; при формирующем эксперименте (преобразующем, созидательном) на основе констатации и осмысления фактов выявляются новые педагогические явления, и проверяется их истинность; контрольный эксперимент даёт возможность подтвердить (или опровергнуть) гипотезу, так как обеспечивает возможность положительной (или отрицательной) оценки проведенного формирующего эксперимента.

 

Принципы педагогических исследований 
 
Принцип целостного изучения педагогического явления или процесса предполагает: 
 
1) максимальное использование системного подхода в исследовании; 
 
2) установление связи изучаемого качества с сущностными силами личности, т.е. главным в ее духовном мире; 
 
3) показ многообразия внешних факторов, воздействующих на формирование личности, и изложение методики руководства этими факторами со стороны воспитателей; 
 
4) раскрытие механизма изучаемого явления; 
 
5) четкое определение места педагогического явления в целостном воспитательном процессе.

 

  1. Характеристика общеметодологических принципов развития высшего образования

 

 

1. Системный методологический  принцип. 

2. Аксиологический методологический принцип.

3. Культурологический принцип. 

4. Антропологический методологический  принцип. 

5. Гуманистический, синергетический  и герменевтический принципы.

 

Системный методологический принцип − это синтез системного и

одновременно многомерного подхода к исследованию проблем  высшего

образования, проблем педагогики высшей школы. В связи с разработкой  и

реализацией этого принципа в исследовании проблем педагогики высшей

школы его применяют как: системно-целевой, системно-структурный,

системно-функциональный, системно-кластерный.

Анализ проблемы ценностей  в философской, психолого-педагогической

и социологической литературе. Понятие «аксиология» введено в  научный

оборот в 1902 году французским  философом П. Лапи, а уже в 1908 году его

активно использовал в  своих работах немецкий ученый Э. Гартман. В

дальнейшем проблема ценностей, получившая свое активное развитие во

второй половине 50-х –  середине 60-х гг. XX в., признавалась актуальной

советскими учеными (О. Г. Дробницкий, Т. В. Любимова, В. Т. Тугаринов и

другие) и остается таковой  по сегодняшний день. Ученые, рассматривающие

аксиологические вопросы в рамках педагогической науки (В. В. Краевский,

З. И. Равкин и др.), не видят никакого противоречия в сочетании

аксиологического и структурно-системного подходов. По мнению ряда

ученых (З. И. Равкин, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов), именно ценностный

подход «представляет  собой необходимый «мост» от теории к практике,

связующее звено между  ними».

Понятие ценность является основной категорией педагогической

аксиологии. В постановке вопроса об образовании и воспитании

студенческой молодежи речь идет в первую очередь об аксиологическом

уровне, духовно-нравственном содержании гуманитарного образования,

призванном формировать ценностное сознание личности. Духовные

ценности направляют образовательное, профессиональное и социальное

самоопределение личности учащегося, его внутреннюю мотивацию, выбор

им образа своего «Я», траектории жизненного пути.

О роли педагогических ценностей  в формировании личностных качеств

будущего специалиста. Среди  педагогических ценностей можно  выделить

следующие: профессиональное мышление, педагогическое творчество,

независимость и смелость в отстаивании своего стиля и  своей позиции в

педагогике, образованность, самоконтроль, терпимость, ответственность,

активная педагогическая жизнь. Многие педагогические ценности

неразрывно будут связаны  с ценностями общечеловеческого  значения,  12

духовными: честность, чуткость, широта взглядов, уверенность в себе,

жизнерадостность. Преподаватель  вуза является носителем духовных и

педагогических ценностей, последние в свою очередь составляют основу

профессионализма его  личности.

Педагогические ценности можно рассматривать как переменные

величины, которые меняют значение в зависимости от формирования

личностного стиля деятельности, профессионализма, становления

профессиональной культуры и его мировоззрения, технологии учебно-

воспитательного процессе, а также от политических, национальных и

экономических преобразований. Но, утвердившись, ценности представляют

собой относительно независимые  величины. Проблема классификации

педагогических ценностей.

Эффективное решение многих актуальных проблем образования  и

воспитания невозможно без  глубокого понимания культурологического

принципа в педагогике. Важно провести содержательный анализ понятия

«культура». Этнопедагогика выработала универсальные механизмы

приобщения человека к  труду, к духовным и нравственным ценностям, к

постижению гармонии и  красоты окружающей нас природы. Усиление

диалогичности обучения, воспитания и саморазвития в педагогическом

процессе вуза. Умение преподавателя вести диалог со студентами на

высоком творческом уровне.

Основы культуры, элементы культуры должны составлять ядро

обновленного содержания высшего образования и развивать  у студентов

культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, этическую

культуру, эстетико-художественную культуру, политическую,

психологическую и физическую культуру.

Антропология как наука  о происхождении и эволюции человека.

Константин Дмитриевич Ушинский как основоположник педагогической

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"