Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".
антропологии и его труд «Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии».
Педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание
педагогики. Она изучает природу ребенка, детей, их групп, а также среды, в
которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как
воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания,
обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их
миром.
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики –
человек развивающийся. Имея глубокие исторические корни, антропология,
по мнению ряда современных ученых (В. П. Зинченко, Б. М. Бим-Бад и др.), в
современных условиях глобальных реформ может дать новый импульс для
развития человека на основе
совершенствования
воспитательных систем.
Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать теорию и
практику воспитания ориентирами
для учета закономерного
личностных свойств. Кроме того, эта наука нужна как основа жизненно
важных типологий
вариантов обучения и воспитания. Разрабатывает учение о педагогических
«болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии,
об их терапии и профилактике. Среди болезней души и духа особенно
опасны злокачественные душевные образования типа антропофобии,
экзистенциальной пустоты и властолюбия. Педагогическая антропология не
может при этом не опираться на данные психологии и психоанализа,
психиатрии.
Антропологический подход в педагогике − это такой философско-
методологический принцип, в соответствии с которым исследование
осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью
получения целостного знания о человеке в условиях развития и саморазвития
педагогических систем. В рамках данного подхода можно выделить ряд
относительно самостоятельных подходов: личностно-целостный, духовно-
нравственный, биолого-генетический и экспериментальный, социальный.
Современное их осмысление.
Личностно ориентированная педагогика выводит на первый план самого
человека, его ценности, его личностную свободу, его умение прогнозировать
и планировать себя. В
рамках этого направления
гуманистический принцип. Процессы становления синергетического
мировоззрения. Смысл понятия «синергетизм» (единство) раскрывается в
контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем.
Научные подходы к концепции самоорганизации.
Синергетизм для педагогических систем − это процесс взаимодействия
двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения,
воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям,
повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и
обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию. Синергетика
позволяет со своих позиций интегративно осуществлять многие основные
философско-педагогические методологические принципы, такие как
аксиологический, антропологический, герменевтический. Последний подход
наиболее характерен для гуманитарных наук.
Герменевтика рассматривается и как теория, и как искусство
истолкования текстов, перевод их культурного содержания из знаково-
отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы.
Применительно к педагогике высшей школы герменевтический принцип
позволяет философски осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный
педагогический опыт, так и приобщить молодое поколение педагогов к
осмысленному овладению различными видами и формами педагогических
инноваций.
1.Развитие – целенаправленный процесс количественного
и качественного изменения и преобразования
личности, ведущие к повышению уровня
ее развитости.
Основные составляющие развития:
1) духовное развитие – осмысление человеком
своего места в обществе, появление ответственности
перед людьми и обществом, стремление
к нравственному самосовершенствованию
2) социальное развитие – вхождение человека
в экономические, производственные, правовые,
идеологические общественные отношения
3) психическое развитие – усложнение
психических процессов и психических
образований
4) физиологическое образование – изменение
функций организма человека в области
сердечно-сосудистой, нервной системы,
пищеварительной, деторождения и т.д.
5) физическое развитие – изменение веса,
роста, пропорций человека
Движущей силой развития личности
является борьба противоречий между
потребностями человека и возможностью
их удовлетворения.
Теории развития личности:
1) реформистская – личность человека
формируется по заранее определенной
программе. Качества и свойства личности
развиваются сами по себе, а воспитание
и социальные условия только способствуют
этому
2) теологическая – внутренняя программа
развития личности связана с божественным
назначением человека
3) этзистенциалистическая (крайний индивидуализм)
– общество отрицательно влияет на развитие
личности, и только в отрыве от него человек
достигает совершенства, т.е. он сам и природа
определяют развитие личности
4) биологизаторская – развитие индивида
начиная с зародыша повторяет все остальные
стадии, которые прошел человеческий вид
в процессе развития
5) самопроизвольное развитие – человек
развивается опираясь на наследственные
факторы
6) психоаналитическая – либидо определяет
развитие человека.
Направления развития личности:
1) биолагизаторское: личность – природное
существо, все поведение объясняется действием
присущих ему от рождения потребностей,
влечений, инстинктов. Человек вынужден
подчиняться требованиям общества и подавлять
естественные потребности
2) социологизаторские – человек рождается
как биологическое существо, но в процессе
жизни постепенно социализируется, благодаря
влиянию на него тех социальных групп,
с которыми он общается. Чем ниже по уровню
развития личность, тем ярче резче проявляется
в нем биологические черты (инстинкты
обладать, разрушать, половые инстинкты)
3) биосоциальные – психические процессы
имеют биологическую природу, в направленность,
интересы, способность личности формироваться
как явление социальное
Факторы развития личности:
1) внутренние
• наследственность – врожденные и унаследованные
от родителей психофизиологические особенности
и свойства человека
• активность – ее собственные деятельность,
чувства, воля, интересы, которые формируются
под влиянием внешних факторов и сами
становятся источниками развития
2) внешние
• среда – окружающая реальная действительность,
в условии которой происходит развитие
человека
• воспитание – деятельность по развитию
и формированию личности
Взаимодействие человека с обществом
обозначается понятием "социализация",
которое имеет
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".
Понятие адаптации, являясь одним их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Это понятие было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогруппам.
С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам.
Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.
Общество с целью
Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.
Социализация — это
дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.
Стадии социализации могут быть
соотнесены с периодами социального
развития личности, которые не обязательно
совпадают с периодами
В процессе социализации личность примеривает
на себя и выполняет различные
роли, которые называются социальными.
Через роли личность имеет возможность
проявить себя. По динамике выполняемых
ролей можно получить представление
о тех вхождениях в социальный
мир, которые были пройдены личностью.
О достаточно хорошем уровне социализации
свидетельствует способность
§ 3. Воспитание и формирование личности
Процессы и результаты социализации
имеют внутренне противоречивый
характер, так как в идеале социализированный
человек должен соответствовать
социальным требованиям и в то
же время противостоять негативным
тенденциям в развитии общества, жизненным
обстоятельствам, тормозящим развитие
его индивидуальности. Так, нередко
встречаются люди настолько социализированные,
фактически растворенные в социуме,
что оказываются не готовыми и
не способными к личностному участию
в утверждении жизненных
Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
В силу этого воспитанию присущи
две основные функции: упорядочивание
всего спектра влияний (физических,
социальных, психологических и др.)
на личность и создание условий для
ускорения процессов
Типы (модели) воспитания обусловлены
уровнем развития обществ, их социальной
стратификацией (соотношением социальных
групп и слоев) и социально-политическими
ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется
по-разному в тоталитарном и демократическом
обществах. В каждом из них воспроизводится
свой тип личности, своя система
зависимостей и взаимодействий, степень
свободы и ответственности