Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)

антропологии и его  труд «Человек как предмет воспитания. Опыт

педагогической антропологии».

Педагогическая антропология представляет собой фундамент, основание

педагогики. Она изучает  природу ребенка, детей, их групп, а  также среды, в

которой взрослеют дети. В ней решаются вопросы о сущности человека как

воспитуемого и воспитателя. Ею исследуется сущность воспитания,

обучения, образования, взятых в их взаимодействии с окружающим их

миром.

Предметом педагогической антропологии является объект педагогики –

человек развивающийся. Имея глубокие исторические корни, антропология,

по мнению ряда современных  ученых (В. П. Зинченко, Б. М. Бим-Бад и др.), в

современных условиях глобальных реформ может дать новый импульс  для

развития человека на основе совершенствования образовательно-

воспитательных систем.

Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать теорию и

практику воспитания ориентирами  для учета закономерного разнообразия  13

личностных свойств. Кроме  того, эта наука нужна как основа жизненно

важных типологий педагогических ситуаций, для разработки методических

вариантов обучения и воспитания. Разрабатывает учение о педагогических

«болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии,

об их терапии и профилактике. Среди болезней души и духа особенно

опасны злокачественные  душевные образования типа антропофобии,

экзистенциальной пустоты  и властолюбия. Педагогическая антропология не

может при этом не опираться  на данные психологии и психоанализа,

психиатрии.

Антропологический подход в  педагогике − это такой философско-

методологический принцип, в соответствии с которым исследование

осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью

получения целостного знания о человеке в условиях развития и  саморазвития

педагогических систем. В  рамках данного подхода можно  выделить ряд

относительно самостоятельных  подходов: личностно-целостный, духовно-

нравственный, биолого-генетический и экспериментальный, социальный.

Современное их осмысление.

Личностно ориентированная  педагогика выводит на первый план самого

человека, его ценности, его  личностную свободу, его умение прогнозировать

и планировать себя. В  рамках этого направления рассматривается

гуманистический принцип. Процессы становления синергетического

мировоззрения. Смысл понятия  «синергетизм» (единство) раскрывается в

контексте анализа самоорганизации и саморазвития больших систем.

Научные подходы к концепции  самоорганизации.

Синергетизм для педагогических систем − это процесс взаимодействия

двух сопряженных, взаимосвязанных  подсистем (преподавания и учения,

воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям,

повышению творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и

обеспечивающий их переход  от развития к саморазвитию. Синергетика

позволяет со своих позиций  интегративно осуществлять многие основные

философско-педагогические методологические принципы, такие как

аксиологический, антропологический, герменевтический. Последний подход

наиболее характерен для гуманитарных наук.

Герменевтика рассматривается  и как теория, и как искусство

истолкования текстов, перевод  их культурного содержания из знаково-

отвлеченных форм в реально-временные, культурные формы и смыслы.

Применительно к педагогике высшей школы герменевтический принцип

позволяет философски осмыслить  и переосмыслить как ранее  наработанный

педагогический опыт, так  и приобщить молодое поколение  педагогов к

осмысленному овладению  различными видами и формами педагогических

инноваций.

 

  1. Развитие, социализация и воспитание личности

 

 

 

1.Развитие – целенаправленный процесс количественного и качественного изменения и преобразования личности, ведущие к повышению уровня ее развитости. 
Основные составляющие развития: 
1) духовное развитие – осмысление человеком своего места в обществе, появление ответственности перед людьми и обществом, стремление к нравственному самосовершенствованию 
2) социальное развитие – вхождение человека в экономические, производственные, правовые, идеологические общественные отношения  
3) психическое развитие – усложнение психических процессов и психических образований  
4) физиологическое образование – изменение функций организма человека в области сердечно-сосудистой, нервной системы, пищеварительной, деторождения и т.д. 
5) физическое развитие – изменение веса, роста, пропорций человека

Движущей силой развития личности является борьба противоречий между  потребностями человека и возможностью их удовлетворения. 
Теории развития личности: 
1) реформистская – личность человека формируется по заранее определенной программе. Качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитание и социальные условия только способствуют этому 
2) теологическая – внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека 
3) этзистенциалистическая (крайний индивидуализм) – общество отрицательно влияет на развитие личности, и только в отрыве от него человек достигает совершенства, т.е. он сам и природа определяют развитие личности 
4) биологизаторская – развитие индивида начиная с зародыша повторяет все остальные стадии, которые прошел человеческий вид в процессе развития 
5) самопроизвольное развитие – человек развивается опираясь на наследственные факторы 
6) психоаналитическая – либидо определяет развитие человека.

Направления развития личности: 
1) биолагизаторское: личность – природное существо, все поведение объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений, инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и подавлять естественные потребности 
2) социологизаторские – человек рождается как биологическое существо, но в процессе жизни постепенно социализируется, благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче резче проявляется в нем биологические черты (инстинкты обладать, разрушать, половые инстинкты) 
3) биосоциальные – психические процессы имеют биологическую природу, в направленность, интересы, способность личности формироваться как явление социальное

Факторы развития личности: 
1) внутренние 
• наследственность – врожденные и унаследованные от родителей психофизиологические особенности и свойства человека 
• активность – ее собственные деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития 
2) внешние 
• среда – окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека 
• воспитание – деятельность по развитию и формированию личности

 

Взаимодействие человека с обществом  обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный  статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие "адаптация".

Понятие адаптации, являясь одним  их центральных понятий биологии, означает приспособление живого организма  к условиям среды. Это понятие  было экстраполировано в обществознание и стало обозначать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом  которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогруппам.

С помощью понятия адаптации  социализация рассматривается как  процесс вхождения человека в  социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и  социологическим факторам.

Иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями  которой являются Г.Олпорт, А.Маслоу, К.Роджерс и другие. В ней социализация представлена как процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.

Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

Общество с целью воспроизводства  социальной системы, сохранения своих  социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению  к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения  в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако в силу своей  природной активности личность сохраняет  и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является развитие и  преобразование не только самой личности, но и общества.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких  ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное  развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с  окружающей средой.

Социализация — это непрерывный  процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без  проработки которых последующий  этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной  науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно  в трудовой деятельности. В зависимости  от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические  границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального  развития личности, которые не обязательно  совпадают с периодами психического развития человека. А.В.Петровский объясняет  это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к  сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность примеривает  на себя и выполняет различные  роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность  проявить себя. По динамике выполняемых  ролей можно получить представление  о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

§ 3. Воспитание и формирование личности

Процессы и результаты социализации имеют внутренне противоречивый характер, так как в идеале социализированный  человек должен соответствовать  социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии общества, жизненным  обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко  встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в социуме, что оказываются не готовыми и  не способными к личностному участию  в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит  от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс  целенаправленной и сознательно  контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И  та, и другая социализация имеют  ряд различий в разные периоды  развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает  своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи  две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для  ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал  для прогнозирования и конструирования  педагогической стратегии и тактики.

Типы (модели) воспитания обусловлены  уровнем развития обществ, их социальной стратификацией (соотношением социальных групп и слоев) и социально-политическими  ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом  обществах. В каждом из них воспроизводится  свой тип личности, своя система  зависимостей и взаимодействий, степень  свободы и ответственности личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"