Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 21:58, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по "Педагогике".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы к зачету.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единогоевропейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация[1].

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болоньепредставителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства[2].

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности  путём преодоления препятствий  эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования  во всех странах были максимально  сходными, а выдаваемые по результатам  обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано  с введением в вузах системы  перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов

Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

  1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
  2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трёх лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
  3. Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
  4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
  5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
  6. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей.
  7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран[6].

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нём. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу: выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачётных единиц (англ. credits). В США применяется более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors)[17].

По оценкам российских экспертов  в области образования, присоединение  России к Болонскому процессу может  привести к временной путанице с  учебными программами[18]. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует[19]. Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс — недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

  1. Современная система образования в РФ

 

Система образования в России включает в себя:

  • образовательные стандарты и федеральные государственные требования,
  • образовательные программы различных видов, уровней и направленности,
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образовани

 

Образование подразделяется на общее  образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность  реализации права на образование  в течение всей жизни (непрерывное  образование).

Российское образование подразделяется:

  • на общее образование,
  • на профессиональное образование,
  • на дополнительное образование,
  • на профессиональное обучение.

Эта система образования должна обеспечивать возможность реализации права на образование в течение  всей жизни (непрерывное образование)[3].

Главным отличием от деления образования, принятого законом Российской Федерации  «Об образовании» 1992 года и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года, стала перегруппировка уровней  образования. Дошкольное образование  теперь стало уровнем общего образования, программы обучения в аспирантуре (адъюнктуры), программы ординатуры и ассистентуры-стажировки теперь являются уровнем высшего образования и относятся к подготовке кадров высшей квалификации, а не к послевузовскому профессиональному образованию, прекратившему существование как отдельный вид образования. Таким образом, сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:

  • общее образование:
    • дошкольное образование;
    • начальное общее образование;
    • основное общее образование;
    • среднее общее образование;
  • профессиональное образования:
    • среднее профессиональное образование;
    • высшее образование — бакалавриат;
    • высшее образование — специалитет, магистратура;
    • высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации;
  • дополнительное образование:
    • дополнительное образование детей и взрослых;
    • дополнительное профессиональное образование;
  • профессиональное обучение.

 

Сложности и противоречия[править | править исходный текст]


  • «Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов[61].
  • Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов[62][неавторитетный источник?]
  • Противоречивые оценки единого государственного экзамена (ЕГЭ)[63], являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения.
  • Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов[64], а также крайне ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем профессиональном образовании.

Согласно международным исследованиям  качества среднего образования, Россия показывает невысокое качество подготовки выпускников своих школ. Так, например, в 2009 году, по данным мониторинга оценки качества образования в школе PISA (Programme for International Student Assessment), проводимым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 41-43 место из 65 стран, принявших участие в исследовании, со средним баллом 459[65][66]. Этот результат практически не изменился по сравнению с результатом аналогичного исследования 2000 года (средний балл — 467, 27-29 место из 32 участников[67]), что является серьёзной причиной для беспокойства.

Мониторинг эффективности вузов, проведённый Минобрнауки РФ в 2012 г., показал две основные проблемы — неэффективные филиалы вузов в ЮФО (где ситуация в общем лучше, чем в среднем по России) и системные проблемы в СКФО[68].

 

  1. педагог высшей школы - творческая личность

 

Творческий педагог — это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

Сегодняшний образовательный  процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень  культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность

Основными критериями в  формировании творческой активности педагога являются умения:

  • ставить и анализировать цели в своей деятельности;
  • ориентироваться в различных ситуациях;
  • принимать решения;
  • реализовывать определённые программы или планы исполнения;
  • проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.

 

Творческий педагог –  это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:  
– научным психолого-педагогическим мышлением, 
– высоким уровнем педагогического мастерства,  
– определенной исследовательской смелостью,  
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,  
– критическим анализом,  
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.

 

  1. Структура педагогической деятельности

 

Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства

В структуре педагогической деятельности выделяются следующие  компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический компонент  – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его  профессиональной деятельности, а также  определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень  специальных знаний.

К общекультурным знаниям  относятся знания в области искусства  и литературы, осведомленность и  умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики  и социальной жизни, экологических  проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби.

Специальные знания включают владение предметом, а также  знание по педагогике, психологии и  методике преподавания.

Знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т. е. деятельности по приобретению новых знаний являются важной составляющей гностического компонента.

Конструктивные  или проектировочные способности  являются определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства. От них зависит эффективность  использования всех других знаний. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное  моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"