Шпаргалка по "Педагогические технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогические технологии".

Вложенные файлы: 1 файл

пед..docx

— 32.81 Кб (Скачать файл)

9.Концепция  сотрудничества. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями). В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: Гуманно-личностный подход к ребенку. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Концепция воспитания. Педагогизация окружающей среды.  
 
 

10.Сущность  личностно-гуманного  подхода.Особенности содержания и методики. Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи: - новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; - гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; - отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; - новую трактовку индивидуального подхода; формирование положительной Я-концепции. Новый взгляд на личность представляют следующие позиции: - личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - пол ноценная человеческая личность; - личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; - личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; - каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; - приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.). Гуманное отношение к детям включает: 
 
- педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;- оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; - отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; - терпимость к детским недостаткам. 
 

11.Гуманно-личностная  технология  Ш.А.Амонашвили. Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни». Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем: • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; • облагораживание души и сердца ребенка; • развитие и становление познавательных сил ребенка; • обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений; • идеал воспитания — самовоспитание. Основные концептуальные положения: 1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества. 2. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. 3. Ребенок — высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность. 4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе. Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; постижение красоты всего окружающего; Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; • мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики; • резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей; • учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Особую роль в технологии Ш.Ю. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки — это «костыли хромой педагогики», вместо количественной оценки — качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок — ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю — и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок-творчество, урок-игра). 

12.Теоретические основы модульного обучения. В педагогике и методике модуль рассматривается, как важная часть всей системы. Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержание обучения, и организацию работы учащихся с полными логически завершенными учебными блоками. Модуль – это учебный блок. Модуль часто совпадает с темой учебного предмета, однако, в отличии от темы в модуле все измеряется и все оценивается (задания, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося) В модуле четко определены цели обучения, задачи, и уровни изучения материала, а также названы навыки и умения, которыми должен овладеть учащийся. В модульном обучении все заранее запрограммировано, не только последовательность обучения, но и контроль качества. Это четко выстроенная технология обучения, которая базируется на научно обоснованных данных и не допускающая никаких экспромтов.Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков, умений по каждому модулю. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи. Форма контроля – как правило, используется тест. Модульное обучение очень близко программированному обучению, часто используется в дистанционном обучении. Учебный курс, как правило, включает в себя не менее 3 модулей. Отдельными модулями могут выступать теоретический блок, практические работы и итоговые проекты. При разработке модуля учитывается, что каждый модуль должен дать самостоятельную порцию знаний. Модуль оценивается по бальной системе, которая дается к каждому модулю отдельно. Устанавливается определенный минимум баллов, который ученик должен набрать по окончанию каждого модуля.При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка заданий: каждое задание оценивается в баллах, устанавливается рейтинг этого задания и сроки выполнения этого задания. Основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы учащихся. После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка. Учащиеся могут повысить модульные оценки только в процессе обучения, а не на экзамене.

13.Понятие модуль в учебном процессе. Информационно-теоретическая и деятельностная части модуля. Модуль - этоцелевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание итехнология овладения им в систему высокого уровня целостности.Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в неговходит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство подостижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программаобучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровнюсамостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках  модульного обучения заложено его отличие от

других систем обучения.Во-первых, содержание обучения представляется в законченныхсамостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которыхосуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется дляобучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого

содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме  этого, каждый ученик получает

от учителя  советы в письменной форме как  рациональнее действовать, где найти

нужный учебный  материал и т. д.Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляетсячерез модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяютперевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится

планированию  своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Это дает возможность  ему осознать себя в деятельности, самому определить

уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих  знаниях и умениях.

Несомненно, что  учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью

учащихся через  модули и непосредственно, но это  более мягкое, а главное

сугубо целенаправленное управление.В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителюиндивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемыиндивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи. 

14.Особенности структурирования содержания учебного предмета в модульном обучении. Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса

на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и

дидактическими  задачами, определение для всех компонентов целесообразных

видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином

комплексе. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой

интеграцию  различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного

курса или актуальной научно-технической  проблеме. Границы модуля

определяются  установленной при его разработке совокупностью теоретических

знаний  и навыков, практических действий, необходимых будущим специалистам

для постановки и решения научно-технических  задач данного класса.

Обычно  семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей

аналогично  принятому разделению курса на ряд  тем, по которым проводят

коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное  деление строится на основе

строгого  системного анализа понятийного  аппарата дисциплины, что дает

возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно

группировать  материал, избегать повторений внутри курса и в смежных

дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более.

Модуль  — самостоятельная структурная  единица и в некоторых случаях  студент

может слушать не весь курс, а только ряд  модулей.

Каждый  модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими

материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо

усвоить в ходе обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит

основой для составления программы предварительного контроля, который можно

выполнить в виде письменной работы или осуществить  компьютерной системой. В

результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность

выяснить  степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной

проработке  тех или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная

работа  по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для

следующего. 
 

15.Модульно-рейтинговая система контроля знаний. Модульно-рейтинговая система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: модульной и рейтинговой, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью.Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра. Это достигается делением преподаваемой дисциплины на крупные блоки, по завершении которых студент сдает промежуточные (модульные) экзамены (ПЭ). Полученные им баллы за все ПЭ суммируются и составляют его рейтинг по данной дисциплине Весомость этих баллов для студента повышается тем, что при получении достаточной суммы баллов за все ПЭ их результаты могут засчитываться ему как итоговый (семестровый) экзамен, т.е. модульные экзамены становятся такими же авторитетными, как и семестровые. Этим самым и решается задача приучения студента к систематической учебной работе Павлов Н. и др. Контроль знаний студентов // Высшее образование в России. 2000. № 1.С. 116..Принцип 1. Учебная дисциплина делится на модули так, чтобы каждый из них содержал ее завершенные разделы, на изучение которых календарным планом предусматривается не менее 10-12 часов практических или лабораторных занятий. Как правило, учебная дисциплина может быть разделена на 2, 3 или 4 модуля (в одном семестре).Рейтинговая система имеет цель дать объективную развернутую оценку знаний (подготовленности) студента по всем изучаемым им дисциплинам в виде его рейтинга, который целесообразно использовать при любой аттестации студентов и при трудоустройстве специалистов.Простейший рейтинг студента -- его средний экзаменационный балл -- не учитывает значимость каждой дисциплины и, кроме того, проявляется лишь в итоге обучения, что делает его пассивным показателем. Для стимулирования студента рейтинг должен быть активным показателем, заставляющим стремиться к его увеличению. Для этого студент должен знать об изменении своего рейтинга в процессе обучения, что достигается введением модульных экзаменов.Попытки совмещения в рейтинге студентов оценки их знаний (успеваемости) и оценки их отношения к учебе (выполнения текущих заданий) -- бесплодны, так как невозможно найти общий эквивалент этим показателям даже в рамках одной дисциплины. Кочетков А.Р. считает, что баллы, полученные студентом при итоговом контроле его знаний (экзамены, зачеты, защиты проектов и т.п.), ни при каких переводных коэффициентах не могут быть эквивалентны баллам, полученным студентом в процессе учебы (за выполнение лабораторных работ, домашних заданий, выступления на семинарах и т.п.)  
 

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогические технологии"