16.Концептуальные
основы игровых
технологий. Игра наряду с трудом
и ученьем - один из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.По
определению, игра - это
вид деятельности в
условиях ситуаций, направленных
на воссоздание и усвоение
общественного опыта,
в котором складывается
и совершенствуется
самоуправление поведением.В человеческой
практике игровая деятельность выполняет
такие функции:- развлекательную (это
основная функция игры - развлечь, доставить довольствие,
воодушевить, пробудить интерес);- коммуникативную: освоение
диалектики общения;- самореализации в
игре как полигоне человеческой практики;- игротерапевтическую: преодоление
различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;- диагностическую: выявление
отклонений от нормативного поведения, самопознание
в процессе игры;- функцию коррекции: внесение
позитивных изменений в структуру личностных
показателей;- межнациональной
коммуникации: усвоение единых для
всех людей социально-культурных ценностей;- социализации: включение
в систему общественных отношений, усвоениенорм
человеческого общежития.Большинству
игр присущи четыре главные черты.Концептуальные
основы:• Психологические механизмы игровой
деятельности опираются на фундаментальные
потребности личности в самовыражении,
самоутверждении, самоопределении, саморегуляции,
самореализации.• Игра - форма психогенного
поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного
личности (Д.Н.Узнадзе).• Игра - пространство
"внутренней социализации" ребенка,
средство усвоения социальных установок
(Л.С.Выготский).• Игра - свобода личности
в воображении, "иллюзорная реализация
нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).• Способность
включаться в игру не связана с возрастом
человека, но в каждом возрасте игра имеет
свои особенности.• Содержание детских
игр развивается от игр, в которых основным
содержанием является предметная деятельность,
к играм, отражающим отношения между людьми,
и, наконец, к играм, в которых главным
содержанием выступает подчинение правилам
общественного поведения и отношения
между людьми.• В возрастной периодизации
детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена
ведущей деятельности, имеющей для каждого
возраста свое содержание. В каждой ведущей
деятельности возникают и формируются
соответствующие психические новообразования.
Игра является ведущим видом деятельности
для дошкольного возраста