Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:42, шпаргалка
1.Понятие о грамматике. Основные грамматические понятия: грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Системный характер грамматики. Парадигма.
Термин грамматика в уч-й и лингвистической литературе употребляется в 2-х смыслах:
- как учение о строе языка;
- как синоним выражения «строй языка».
В грамматике как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;
34. Сослагательное
наклонение и его история.
Сослагательное
наклонение — ряд особых форм
глагольного наклонения
Сослагательное
наклонение, существующее в
По
своему значению
У глаголов в сослагательном
наклонении нет
Сослагательное
наклонение образуется с
35. Категория времени.
Современная система времен в
русском языке. Образование
Морфологическая
категория времени глагола –
это система
Категория времени
глагола тесно связана с
Морфологическая
категория времени свойственна
не всем формам глагола. Из
спрягаемых форм этой
Основу категории
времени глагола составляют
Каждый из противопоставленных
друг другу рядов форм времени
характеризуется не только
Указанные показатели
во всей их совокупности
Формы настоящего времени образуются путем присоединения окончаний, являющихся показателями лица и числа, к основе наст. вр. глаголов несов. Вида. Вся совокупность окончаний со значением того или иного лица и числа, присоединяясь к основе наст. вр. глаголов несов. вида, служит формальным выражением категориального значения наст. времени.
Формы будущего простого и будущего сложного существенно отличаются друг от друга по формальному выражению. Формы типа напишу, сделаю называются формами будущего времени (будущего простого) по их основному значению; по типу же своего образования они представляют собой формы наст. вр. глаголов сов. вида.
Формы наст. вр. и будущего простого не имеют в своем составе специального показателя времени: роль показателя времени выполняет вся система окончаний со знач. лица и числа, присоединяемых к основе наст. вр. глаголов несов. и сов. вида.
Формы будущего сложного свойственны глаголам несов. вида. Это формы аналитические. Они образуются при помощи вспомогательного глагола быть в личной форме будущего простого (буду, будешь, будет, будем, будете, будут) и инфинитива (буду писать, будешь думать, будет рассматривать). Вспомогательный глагол в составе аналитической формы служит специальным показателем будущего времени (кроме того, личные окончания этого глагола указывают на лицо и число).
Формы прошедшего времени образуются посредством суф. л, который присоединяется к основе инфинитива – прош. вр.: играл, ловил, плыл, кивнул. Формы прош. вр. в отличие от форм наст. и буд. вр. характеризуются отсутствием специальных формальных показателей лица – личных окончаний. Значение лица передается сочетанием формы прош. вр. с личными местоимениями: я пришел, ты пришел, мы пришли, вы пришли, он пришел (она пришла, оно пришло), они пришли – или сочетанием с существительнымподлежащим: поезд пришел. В отличие от форм наст. и буд. вр. формы прош. вр. характеризуются в ед. ч. показателями рода. Показатель рода вместе с тем выражает и значение ед. ч. Принадлежность к роду выражается следующими окончаниями: нулевым в форме муж. р., а в форме жен. р., о в форме сред. р.: играл, играла, играло; плыл, плыла, плыло. Формальные показатели рода (являющиеся также показателями ед. ч.) характерны в изъявит. накл. только для форм прош. вр. Поэтому данные показатели являются формальными приметами форм прош. вр. – в дополнение к суф. л. Окончание мн. ч. в формах прош. вр. отличается от окончаний со значением лица и мн. ч. в формах наст. и буд. вр. Поэтому и окончание мн. ч. является дополнительной формальной приметой форм прош. вр.
Окончания форм прош. вр. указывают на то, что действие приписывается (в ед. ч.) предмету, названному существительным муж. р., или лицу мужского пола (нулевое окончание); предмету, названному существительным жен. р., или лицу женского пола (окончание а); предмету, названному существительным сред. р. (окончание о), или (во мн. ч.) ряду лиц или предметов, названных существительным (окончание и). Окончание о в формах прош. вр. безличных глаголов и личных глаголов в безличном употреблении служит показателем безличности
К системе форм прош. вр. глагола не относятся встречающиеся в повествовании о прошлом образования типа взгляни, прыгни, скажи, приснись (всегда с частицей и, да и: а он и скажи) и слова типа прыг, скок, хвать
36. Категория лица.
Значение и формальное
Морфологическая
категория лица – это система
противопоставленных друг
Категория лица
тесно связана с другими
С личными формами глагола соотносятся по значению и координируются при употреблении личные местоимения-существительные: ед. ч.: я, ты, oн (она, оно); мн. ч.: мы, вы, они. Употребление или неупотребление местоимений при этих формах бывает обусловлено контекстом или речевой ситуацией.
Морфологическая
категория лица строится на
основе противопоставления
ЛИЧНЫЕ ФОРМЫ
Каждый из рядов
личных форм характеризуется
особыми средствами
Личные формы наст. и буд. простого вр. образуются присоединением к основе наст. вр. следующих флексий, которые заключают в себе одновременно значения лица и числа (запись орфографическая): 1 л. ед. ч.: -у, -ю; мн. ч.: -ём, -ем, -им; 2 л. ед. ч.: -ёшь, -ешь, -ишь; мн. ч.: -ёте, -ете, -ите; 3 л. ед. ч.: -ёт, -ет, -ит; мн. ч.: -ут, -ют, -am, -ят. Различия во флексиях, за исключением флексии 1 л. ед. ч., определяются принадлежностью глагола к первому или второму спряжению: флексии -ёшь, -ешь; -ёт, -ет; -ём, -ем, -ёте, -ете, -ут, -ют характеризуют глаголы I спр., флексии -ишь, -ит, -им, -ите, -am, -ят – глаголы II спр. В личных формах буд. сложного вр. флексии – показатели лица и числа присоединяются к основе вспомогательного глагола: буд-у, буд-ешь, буд-ет, буд-ем, буд-ете, буд-ут читать, говорить.
Несколько глаголов
имеют иные системы окончаний
личных форм. Сюда относятся глаголы
хотеть, бежать и чтить (и
Личные формы могут быть образованы от любого глагола. Однако в языке здесь действует ряд ограничений. Образованию и употреблению тех или других форм могут препятствовать, во-первых, лексическое значение, несовместимое со значением форм 1 и 2 л. ед. или мн. ч.; во-вторых, традиционное представление о неблагозвучии формы; в-треть- их, омонимическое совпадение словоформ разных глаголов.
Лексическое значение глагола может не совмещаться с представлением о 1 или 2 лице как о производителе действия. Таковы, например, прямые значения глаголов телиться, нестись (о птицах), зеленеть, осыпаться, течь, таять, кипеть, сквозить, гаснуть, мерцать, ржаветь. Такая несовместимость не препятствует, однако, образованию и употреблению личных форм в тех случаях, когда тот же глагол имеет переносное (метафорическое) значение (Я томлюсь, я умираю, Гасну пламенной душой. Пушк.) или употребляется в шутливом, ироническом контексте ( – Что это у вас яйца наполовину битые? – Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь! газ.) Только как окказиональное возможно употребление личных форм от безличных глаголов.