Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:42, шпаргалка
1.Понятие о грамматике. Основные грамматические понятия: грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Системный характер грамматики. Парадигма.
Термин грамматика в уч-й и лингвистической литературе употребляется в 2-х смыслах:
- как учение о строе языка;
- как синоним выражения «строй языка».
В грамматике как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;
Неупотребительны формы 1 и 2 л. ед. ч. у глаголов, лексические значения которых несовместимы с представлением о единичном деятеле: толпиться, сползтись, сбежаться, разбежаться (о многих), скопиться, перепадать, перемерзнуть, набежать (о многих), попадать, померзнуть.
Ограничения, объясняющиеся
неблагозвучием или
Употребление форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. гл. болеть (об ощущении боли) возможно только в ненормированной речи. Об омонимически совпадающих словоформах.
Личные формы повелит. накл. – это формы 2 л. ед. ч. и мн. ч. и формы совместного действия. Формы 2 л. ед. и мн. ч. являются синтетическими: смотри, говори, кричи, пеки, кинь, сунь, брось, ставь; смотрите, говорите, кричите, пеките, киньте, суньте, бросьте, ставьте. Формы совместного действия могут быть синтетическими (купим, почитаем, сыграем; идем, бежим, летим) и аналитическими (давай(те) купим, давай(те) играть, давай(те) будем играть). Подробно об образовании и употреблении форм повелит. накл.
37. Категория числа и рода глагола. Связь категорий числа и рода с категориями лица и времени.
Морфологическая категория числа глагола – это система противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отнесенность действия к одному субъекту или к нескольким субъектам, т. е. противопоставленность действий по единичности или множественности их производителей. Морфологическая категория числа строится на основе противопоставления двух рядов глагольных форм со значением единственного числа и множественного числа. Члены первого ряда (ед. ч.) выражают соотнесенность действия с одним производителем, члены второго ряда (мн. ч.) – более чем с одним производителем. В качестве производителя действия равно выступает как лицо (формы 1, 2, 3 л. ед. и мн. ч.), так и предмет (формы 3 л. ед. и мн. ч.).
В зависимости
от характера форм (личные или
родовые формы) значения ед. и
мн. ч. имеют два способа
Значение мн. ч. по сравнению с ед. ч. более определенно; оно теснее связано с реальной множественностью. Это обнаруживается в употреблении форм ед. и мн. ч. Так, формы 1 и 2 л. мн. ч. изъявит. накл. фактически не имеют таких переносных значений или употреблений, которые бы резко отличались от их основного категориального значения. Исключение составляют стилистически не нейтральные употребления форм 1 л. мн. ч. (см. § 1521). Формы 3 л. мн. ч. во всех своих значениях и употреблениях сохраняют значение множественности субъектов действия. Формы ед. ч. семантически менее определенны: их значения не всегда связаны с реальной единичностью. Это выражается, во-первых, в том, что значение 2 и 3 л. ед. ч. не препятствует развитию таких семантически далеких от единичности значений, как обобщенно-личное (у форм 2 л.) и безличное (у форм 3 л.); во-вторых, в том, что формы ед. ч. 2 л. повелит. накл. в стилистически окрашенных контекстах могут употребляться при обращении к нескольким лицам: Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! (Крыл.); Юнкера! Слушай мою команду: срывай погоны, кокарды, подсумки, бросай оружие! (Булг.); Крикнул в рупор матросам матрос: – Выбирай якоря! (Пастерн.); в командах: Стройся! На первый-второй рассчитайсь!
Употребление форм мн. ч. может быть стилистически нейтральным или стилистически окрашенным. К стилистически нейтральным принадлежит такое употребление формы 3 л. мн. ч. и форм мн. ч. прош. вр. в неопределенно-личном знач., когда действие представляется как выполняемое неопределенным (неопределенно мыслимым, неизвестным, не установленным или намеренно не устанавливаемым) лицом или лицами: В доме играют (играли) на рояле; В больнице ребенку сразу помогут (помогли); Ему звонили (звонят) по телефону; К тебе пришли (придут). Стилистически нейтрально употребление формы 2 л. мн. ч. изъявит. и повелит. накл. и формы мн. ч. прош. вр. по отношению к одному лицу ("формула вежливости"): Вы назначаетесь дежурным; Приходите сегодня один: нам нужно поговорить; Хорошо, что Вы пришли.
Стилистически окрашено
свойственное книжной речи
Формы 3 л. мн. ч. и формы мн. ч. прош. вр. могут относить действие к одному лицу в тех случаях, когда имеется в виду, что субъект действия – говорящий, в таких сочетаниях, как говорят тебе (вам), реже – просят тебя (вас).
В просторечии формы 3 л. мн. ч. и формы мн. ч. прош. вр. могут употребляться вместо форм ед. ч. для выражения уважительного или подобострастного отношения, почтительности; это отношение часто подчеркивается употреблением формы мн. ч. личного местоимения-существительного они.
КАТЕГОРИЯ РОДА
. Морфологическая
категория рода глагола – это
система противопоставленных
38. Словоизменение
глаголов. Глагольная основа: основа
инфинитива, основа настоящего времени,
основа прошедшего времени.
Словоизменение глагола
– это, во-первых, его спряжение,
во-вторых, образование форм причастий
и деепричастий. Отличительной особенностью
глагола как части речи
Спрягаемые формы
характеризуются разными
В словоизменении
глагола важную роль играют
изменения глагольной основы. В
разных формах глагола
Основа наст. вр. выделяется в результате отсечения флексии в словоформе 3 л. мн. ч., основа прош. вр. – в результате отсечения флексии и суф. прош. вр. -л в форме жен. р.; фонема, находящаяся непосредственно перед -л, определяется при этом как конечная (гласная или согласная) фонема основы прош. вр. Определение этих двух основ как формообразующих объясняется тем, что основа наст. вр. 3 л. мн. ч. в наибольшей степени (по сравнению с основами других форм наст. вр.) свободна от чередований, а в основе прош. вр. жен. р. всегда присутствует суф. -л-: греб-л-а, но греб. Основы всех остальных словоформ глагола, например словоформы 1 л. ед. ч. для глаголов II спр. или словоформ 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч. для глаголов I спр., если они отличаются по составу фонем от соответствующих формообразующих основ, выводятся из этих последних посредством чередований: ви|д'-а|т, но виж-у, тер|п'-а|т, но mep|п1л'-у|, берег-ут, но береж-ём, вед-ут, но ве|д'-о|м. Некоторые глаголы в отличие от подавляющего большинства имеют не две формообразующие основы, а одну либо три.
СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ
Словоизменительные классы глаголов (для краткости – просто "классы") – это группы глаголов, принадлежащих к одному и тому же спряжению и характеризующихся тождественным формальным соотношением основ прош. и наст. вре- мени.
В классах глаголов
выделяются два типа
Для деления глаголов
на классы и подклассы
Все глаголы в зависимости от соотношения основ прош. и наст. вр. разделяются на десять словоизменительных классов. К кл. I относятся глаголы с показателем класса (соотношением изменяемых конечных частей основ прош. и наст. вр.) "нуль согласной – |j|", к кл. II относятся глаголы с показателем класса |ова – yj|, к кл. III относятся глаголы с показателем класса |ну – н|, к кл. IV относятся глаголы с показателем класса "нуль – |н|", к кл. V относятся глаголы с показателем класса "гласная – нуль", к кл. VI относятся глаголы, у которых основы прош. и наст. вр. совпадают, к кл. VII относятся глаголы с одним из следующих соотношений: "нуль – |д|", "нуль – |т|", "нуль – |в|", "нуль – |н|", к кл. VIII относятся глаголы с показателем класса |ва – j|, к кл. IX относятся глаголы с показателем класса "гласная |а| – носовая согласная (|м| или |н|) с предшествующим нулем гласной или гласной |и|", к кл. Х относятся глаголы с одним из следующих соотношений: "и – нуль", "е – нуль", "а – нуль". Глаголы классов I – IX принадлежат к первому спряжению, глаголы кл. Х – ко второму.
При описании классов
и подклассов приводятся
ПЕРВЫЙ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Показатель класса - соотношение "нуль согласной – |j|": играть – играют (игра- – игра|j|-), белеть – белеют (беле- – беле|j|-), гнить – гниют (гни- – гни|j|-), дуть – дуют (ду- – ду|j|-).