Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:42, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие о грамматике. Основные грамматические понятия: грамматическая форма, грамматическое значение, грамматическая категория. Системный характер грамматики. Парадигма.
Термин грамматика в уч-й и лингвистической литературе употребляется в 2-х смыслах:
- как учение о строе языка;
- как синоним выражения «строй языка».
В грамматике как учении о строе языка чаще всего намечают три части:
1) учение о слове и его формах, о способах образования их форм;
2) учение о словосочетании, о его формах и его типах;

Вложенные файлы: 1 файл

russky_ekzamen.docx

— 140.75 Кб (Скачать файл)

   Неупотребительны формы 1 и 2 л. ед. ч. у глаголов, лексические значения которых несовместимы с представлением о единичном деятеле: толпиться, сползтись, сбежаться, разбежаться (о многих), скопиться, перепадать, перемерзнуть, набежать (о многих), попадать, померзнуть.

   Ограничения, объясняющиеся  неблагозвучием или неудобством  произношения, касаются преимущественно  глаголов II спр. кл. X, 1, 2 с основой на |т|, |д|, |с|, |з|: желтить, галдеть, гвоздить, победить, убедить(ся), шелестеть, колесить, грезить; от таких глаголов практически не образуются формы 1 л. ед. ч.; избегается также употребление форм 1 л. ед. ч. от гл. затмить, стонать.

   Употребление форм 1 и 2 л. ед. и мн. ч. гл. болеть (об ощущении боли) возможно только в ненормированной речи. Об омонимически совпадающих словоформах.

Личные формы повелит. накл. – это формы 2 л. ед. ч. и мн. ч. и формы совместного действия. Формы 2 л. ед. и мн. ч. являются синтетическими: смотри, говори, кричи, пеки, кинь, сунь, брось, ставь; смотрите, говорите, кричите, пеките, киньте, суньте, бросьте, ставьте. Формы совместного действия могут быть синтетическими (купим, почитаем, сыграем; идем, бежим, летим) и аналитическими (давай(те) купим, давай(те) играть, давай(те) будем играть). Подробно об образовании и употреблении форм повелит. накл.

 

37.  Категория  числа и рода глагола. Связь  категорий числа и рода с  категориями лица и времени.

 

Морфологическая категория  числа глагола – это система  противопоставленных друг другу  рядов форм, выражающих отнесенность действия к одному субъекту или к  нескольким субъектам, т. е. противопоставленность действий по единичности или множественности их производителей. Морфологическая категория числа строится на основе противопоставления двух рядов глагольных форм со значением единственного числа и множественного числа. Члены первого ряда (ед. ч.) выражают соотнесенность действия с одним производителем, члены второго ряда (мн. ч.) – более чем с одним производителем. В качестве производителя действия равно выступает как лицо (формы 1, 2, 3 л. ед. и мн. ч.), так и предмет (формы 3 л. ед. и мн. ч.).

   В зависимости  от характера форм (личные или  родовые формы) значения ед. и  мн. ч. имеют два способа выражения:  в личных формах (наст. вр. и повелит. накл.) показатели числа заключаются во флексиях совместно с личными показателями: берег-у, игра-ю, береж-ешь, игра-ешь, береж-ет, игра-ет; береж-ем, игра-ем, береж-ете, игра-ете, берег-ут, игра-ют; в родовых формах (прош. вр и сослагат накл.) значение ед. ч. выражено родовыми флексиями: нулевой, -а и -о: берег, играл, берегл-а, играл-а, берегл-о, играл-о. Значение мн. ч. выражается флексией -и при смягчении последней согласной основы |л|: берег|л'-и|, игра|л'-и|.

Значение мн. ч. по сравнению  с ед. ч. более определенно; оно  теснее связано с реальной множественностью. Это обнаруживается в употреблении форм ед. и мн. ч. Так, формы 1 и 2 л. мн. ч. изъявит. накл. фактически не имеют таких переносных значений или употреблений, которые бы резко отличались от их основного категориального значения. Исключение составляют стилистически не нейтральные употребления форм 1 л. мн. ч. (см. § 1521). Формы 3 л. мн. ч. во всех своих значениях и употреблениях сохраняют значение множественности субъектов действия. Формы ед. ч. семантически менее определенны: их значения не всегда связаны с реальной единичностью. Это выражается, во-первых, в том, что значение 2 и 3 л. ед. ч. не препятствует развитию таких семантически далеких от единичности значений, как обобщенно-личное (у форм 2 л.) и безличное (у форм 3 л.); во-вторых, в том, что формы ед. ч. 2 л. повелит. накл. в стилистически окрашенных контекстах могут употребляться при обращении к нескольким лицам: Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! (Крыл.); Юнкера! Слушай мою команду: срывай погоны, кокарды, подсумки, бросай оружие! (Булг.); Крикнул в рупор матросам матрос: – Выбирай якоря! (Пастерн.); в командах: Стройся! На первый-второй рассчитайсь!

Употребление форм мн. ч. может быть стилистически нейтральным  или стилистически окрашенным. К стилистически нейтральным принадлежит такое употребление формы 3 л. мн. ч. и форм мн. ч. прош. вр. в неопределенно-личном знач., когда действие представляется как выполняемое неопределенным (неопределенно мыслимым, неизвестным, не установленным или намеренно не устанавливаемым) лицом или лицами: В доме играют (играли) на рояле; В больнице ребенку сразу помогут (помогли); Ему звонили (звонят) по телефону; К тебе пришли (придут). Стилистически нейтрально употребление формы 2 л. мн. ч. изъявит. и повелит. накл. и формы мн. ч. прош. вр. по отношению к одному лицу ("формула вежливости"): Вы назначаетесь дежурным; Приходите сегодня один: нам нужно поговорить; Хорошо, что Вы пришли.

   Стилистически окрашено  свойственное книжной речи употребление  формы 1 л. мн. ч. и формы мн. ч. прош. вр. вместо форм ед. ч. в так называемой "формуле скромности" (авторское "мы"): Мы пишем; Мы утверждаем; Как мы уже сказали выше. С другой стороны, в разговорной речи те же формы употребляются вместо форм ед. ч. с оттенком непринужденности или фамильярной уверенности: – Сделаешь к сроку? – Сделаем; – Советую Вам прочесть эту книгу. – Почитаем (вместо почитаю); Вы, товарищ, ошиблись. – Нет, не ошиблись. Форма 1 л. мн. ч. может употребляться при обращении к одному лицу с оттенками участия, снисхождения, иронии.

   Формы 3 л. мн. ч. и формы мн. ч. прош. вр. могут относить действие к одному лицу в тех случаях, когда имеется в виду, что субъект действия – говорящий, в таких сочетаниях, как говорят тебе (вам), реже – просят тебя (вас).

   В просторечии  формы 3 л. мн. ч. и формы мн. ч. прош. вр. могут употребляться вместо форм ед. ч. для выражения уважительного или подобострастного отношения, почтительности; это отношение часто подчеркивается употреблением формы мн. ч. личного местоимения-существительного они.

КАТЕГОРИЯ РОДА

   . Морфологическая  категория рода глагола – это  система противопоставленных друг  другу рядов форм ед. ч. прош. вр. или сослагат. накл., обозначающих отнесенность действия к лицу (или предмету), названному существительным муж., жен. или сред. р., а также отнесенность действия к лицу муж. или жен. пола. Категория рода глагола объединяет морфологические значения мужского, женского и среднего рода. Эти значения представляют: а) соотнесенность действия с лицом мужского или женского пола (я играл – я играла; ты писал – ты писала; он пришел – она пришла; наш забияка подрался – наша забияка подралась); б) ту же соотнесенность по полу, поддержанную соотнесенностью с грамматическим родом существительного

38. Словоизменение  глаголов. Глагольная основа: основа  инфинитива, основа настоящего времени,  основа прошедшего времени. Классы  глаголов.

   Словоизменение глагола  – это, во-первых, его спряжение,  во-вторых, образование форм причастий  и деепричастий. Отличительной особенностью  глагола как части речи является  объединение в парадигме одного  слова словоформ с разными  морфологическими признаками и  синтаксическими свойствами. Формы,  образующие парадигму глагола,  делятся на три группы: 1) спрягаемые (или предикативные) формы, заключающие  в себе значения лица, времени,  наклонения, числа и – в прош. вр. и сослагат. накл. – рода; 2) инфинитив (или неопределенная форма глагола) – форма, называющая действие, но не заключающая в себе ни одного из значений, характеризующих спрягаемые формы; 3) причастия и деепричастия (или атрибутивные формы глагола), совмещающие значение действия со значением собственно определительным (у причастий) или обстоятельственно-определительным (у деепричастий); полные причастия изменяются по адъективному склонению; деепричастия не имеют форм словоизменения.

   Спрягаемые формы  характеризуются разными системами  флексий: формы наст. и буд.  простого вр. – системой флексий 1, 2 и 3 л. ед. и мн. ч., формы прош. вр. и сослагат. накл. – в ед. ч. флексиями муж., жен. и сред. р., совпадающими с флексиями кратких прилагательных, во мн. ч. – флексией -и; формы повелит. накл. – системой флексий 2 л. ед. ч. и форм совместного действия во мн. ч. Формы мн. ч. повелит. накл. отличает от других спрягаемых форм наличие постфикса -те.

   В словоизменении  глагола важную роль играют  изменения глагольной основы. В  разных формах глагола выделяется  ряд основ, различающихся по  фонемному составу, но все они  группируются вокруг двух формообразующих  основ, из которых одна в  большинстве случаев оканчивается  на гласную, а другая – на  согласную: это основа прош. вр. и основа наст. вр.

   Основа наст. вр. выделяется в результате отсечения флексии в словоформе 3 л. мн. ч., основа прош. вр. – в результате отсечения флексии и суф. прош. вр. -л в форме жен. р.; фонема, находящаяся непосредственно перед -л, определяется при этом как конечная (гласная или согласная) фонема основы прош. вр. Определение этих двух основ как формообразующих объясняется тем, что основа наст. вр. 3 л. мн. ч. в наибольшей степени (по сравнению с основами других форм наст. вр.) свободна от чередований, а в основе прош. вр. жен. р. всегда присутствует суф. -л-: греб-л-а, но греб. Основы всех остальных словоформ глагола, например словоформы 1 л. ед. ч. для глаголов II спр. или словоформ 2, 3 л. ед. ч. и 1, 2 л. мн. ч. для глаголов I спр., если они отличаются по составу фонем от соответствующих формообразующих основ, выводятся из этих последних посредством чередований: ви|д'-а|т, но виж-у, тер|п'-а|т, но mep|п1л'-у|, берег-ут, но береж-ём, вед-ут, но ве|д'-о|м. Некоторые глаголы в отличие от подавляющего большинства имеют не две формообразующие основы, а одну либо три.

СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ  КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ

Словоизменительные классы глаголов (для краткости – просто "классы") – это группы глаголов, принадлежащих к одному и тому же спряжению и характеризующихся  тождественным формальным соотношением основ прош. и наст. вре- мени.

   В классах глаголов  выделяются два типа соотношения  основ: 1) основы прош. вр. и наст. вр. по своему фонемному составу совпадают; 2) основы прош. вр. и наст. вр. по своему фонемному составу не совпадают. Второй тип соотношений преобладает, внутри него главные различия между основами сводятся к следующему: а) основа наст. вр. отличается от основы прош. вр. наличием согласной фонемы: |j|: зна-л-а – зна|j-у|т, сме-л-а – сме|j-у|т, ду-л-а – ду|j-у|т или другой согласной фонемы, например: |н|: де-л-а – ден-ут, кля-л-а – клян-ут; |д|: ве-л-а – вед-ут; |т|: ме-л-а – мет-ут; |в|: жи-л-а – жив-ут; б) основа прош. вр. оканчивается на гласную |а|, |a1|, |е|, |и|, |у|, |о|, в основе наст. вр. эти гласные отсутствуют: молча-л-а – молч-ат; соса-л-а – сос-ут; горе-л-а – гор-ят; кури-л-а – кур-ят; верну-л-а – верн-ут; коло-л-а – кол-ют; в) основа прош. вр. оканчивается на |а| или |a1|, отсутствующую в основе наст. вр., и при этом чередуются конечные согласные основы: паха-л-а – паш-ут; вяза-л-а – вяж-ут; плака-л-а – плач-ут; капа-л-а – капл-ют; колеба-л-а – колебл-ют; г) в основе наст. вр. или в основе прош. вр. присутствует беглая гласная: бра-л – бер-ут; умер – умр-ут; д) основы прош. и наст. вр. различаются качеством гласных: се-л – сяд-ут; лёг – ляг-ут; мо-ло-л – мел-ют. Помимо перечисленных различий в некоторых классах существуют дополнительные различия между основами глагольных форм: наличие или отсутствие чередования согласных в личных формах наст. вр.; особенности образования причастий, деепричастий и инфинитива.

   Для деления глаголов  на классы и подклассы существенны  три первых типа соотношения  несовпадающих основ: (2а), (2б) и  (2в); они являются определяющими.  Поэтому в дальнейшем изложении  соотношения основ прош. и наст. вр. показываются как общие для всего класса соотношения их взаимозамещаемых конечных частей (финалей): в первом элементе показывается финаль основы прош. вр., во втором – основы наст. вр.; например: "нуль согласной – |j|" (игра-л-а – игра|j-у|т); "|а| – нуль" (крича-л-а – крич-ат), |ова – yj| (рисова-л-а – рису|j-у|т). В том случае, если основы совпадают (например, нес-л-а – нес-ут), констатируется равенство основ; как равные условно рассматриваются также основы, различающиеся только наличием или отсутствием беглой гласной либо качеством гласной; например: тер – тр-ут, толок – толк- ут, лег – ляг-ут. Соотношения взаимозамещаемых финалей основ служат показателями словоизменительного класса; неразличение финалей составляет отрицательную (без показателя) характеристику класса.

   Все глаголы   в зависимости от соотношения  основ прош. и наст. вр. разделяются на десять словоизменительных классов. К кл. I относятся глаголы с показателем класса (соотношением изменяемых конечных частей основ прош. и наст. вр.) "нуль согласной – |j|", к кл. II относятся глаголы с показателем класса |ова – yj|, к кл. III относятся глаголы с показателем класса |ну – н|, к кл. IV относятся глаголы с показателем класса "нуль – |н|", к кл. V относятся глаголы с показателем класса "гласная – нуль", к кл. VI относятся глаголы, у которых основы прош. и наст. вр. совпадают, к кл. VII относятся глаголы с одним из следующих соотношений: "нуль – |д|", "нуль – |т|", "нуль – |в|", "нуль – |н|", к кл. VIII относятся глаголы с показателем класса |ва – j|, к кл. IX относятся глаголы с показателем класса "гласная |а| – носовая согласная (|м| или |н|) с предшествующим нулем гласной или гласной |и|", к кл. Х относятся глаголы с одним из следующих соотношений: "и – нуль", "е – нуль", "а – нуль". Глаголы классов I – IX принадлежат к первому спряжению, глаголы кл. Х – ко второму.

   При описании классов  и подклассов приводятся полные  перечни немотивированных глаголов. Префиксальные глаголы и глаголы  с -ся относятся к тем же классам и подклассам. Случаи, когда глаголы с -ся или префиксальные отличаются по словоизменению, оговариваются особо.

ПЕРВЫЙ СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

Показатель класса - соотношение "нуль согласной – |j|": играть – играют (игра- – игра|j|-), белеть – белеют (беле- – беле|j|-), гнить – гниют (гни- – гни|j|-), дуть – дуют (ду- – ду|j|-).

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"