Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 19:13, реферат
ПОЯВЛЕНИЕ дисциплины, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не было культурологических концепций и что особенности жизнедеятельности различных народов не были предметом анализа историков, философов, географов и т. д. Речь идет о формировании самостоятельной дисциплины, исследовавшей историческое развитие культур, осуществлявшей сравнительный анализ их различных типов, изучавшей закономерности функционирования и структурной организации, взаимодействие с природными условиями.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
ПОЯВЛЕНИЕ дисциплины, систематически
изучавшей культуры как особые формы
организации жизни человека и
регулярно существовавшей в ряде
европейских стран, обычно датируется
примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает,
что до этого времени не было культурологических
концепций и что особенности
жизнедеятельности различных
Среди них необходимо выделить по крайней мере три момента. Первый - это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией (проникновение в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.
Второй момент - это разработка
проблем истории и теории культуры
в трудах философов эпохи Просвещения.
Имеются в виду идеи географического
детерминизма, основной тезис которого:
человек, народы, обычаи - продукты воздействия
окружающих природных условий (Монтескье).
Широко распространилась теория "благородного
дикаря", живущего по естественным законам
природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда
же была разработана схема
И наконец, последнее обстоятельство
- это утверждение эволюционного
мировоззрения благодаря
В середине XIX в. и даже несколько
ранее в европейских странах
организовывались географические, антропологические,
этнологические общества, в которых
аккумулировались сведения об особенностях
развития и функционирования различных
культур. Первым было создано "Парижское
общество этнологии" (1839), впоследствии
реорганизованное в "Общество антропологии"
(1859). В Нью-Йорке в 1842 г. сформировалось
"Американское этнологическое общество".
В Англии в 1843 г. было открыто "Этнологическое
общество", а в 1863 г. оно было дополнено
еще и "Антропологическим обществом",
которые при объединении в 1871
г. образовали "Королевский
Наряду с этими организациями
центрами по изучению культур стали
антропологические и
Окончательным этапом в организационном
оформлении изучения культур (независимо
от того, называлась ли дисциплина этнологией,
социальной или культурной антропологией)
было появление специальных
2. Первые эволюционистские теории культур
В АТМОСФЕРЕ живейшего
интереса к жизни народов в
условиях других культур почти одновременно
в Германии, Франции, Австрии, Англии
и США появились первые эволюционистские
концепции культуры. Основные черты
этого подхода: идея единства человеческого
рода и единообразия развития культур,
прямая однолинейность этого развития
- от простого к сложному, очень часто
обязательность выделенных стадий развития
для всех обществ, идея общественного
прогресса и исторического
Касаясь характеристики предметной области и задач, которые ставили перед собой первые исследователи культур, необходимо выделить основополагающую идею практически всех теорий культур. Это идея создания общей науки о человеке и культуре, независимо от того, как назывались дисциплины, - культурная или социальная антропология, культурология или просто антропология. Главными предметными областями исследований были стадии развития культур, исторические формы брака и семьи, выяснение причин ряда запретов (табу), обычаев (экзогамия), анализ культурного своеобразия первых форм религии.
А.Бастиан (1826-1905) одним из
первых создал эволюционную концепцию
культур. Его центральный труд "Человек
в истории" (1860) имеет подзаголовок
"К обоснованию
В те же годы опубликовал
свои работы Т.Вайц (1821-1864). Его шеститомная
"Антропология естественных народов"
(1858-1872) была посвящена созданию новой
науки, которая должна была бы объединить
антропологические, психологические
и культурно-исторические подходы
к анализу культур. Важнейшей
задачей новой науки Вайц считал
изучение психических, моральных и
интеллектуальных способностей людей.
Он отвергал идею прямого влияния
географической среды на культуру людей
и исходил в своих
Английский ученый Дж.Мак-Леннан (1827-1881) делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. Большую известность получила его книга "Первобытный брак" (1865). Он привлек внимание ученых мира к любопытным особенностям обычаев, существовавших в различных культурах: брак через похищение, экзогамию (запрещение брачно-семейных отношений внутри кровнородственного коллектива), полиандрию (многомужество). Достаточно непривычным для европейцев казался обычай иметь одной женщине нескольких мужей. Мак-Леннан выделял два типа полиандрии:
"наирский тип", когда
мужья женщины не родственны
между собой, и "тибетский
тип", где они являются родными
братьями. Именно распространением
этого обычая Мак-Леннан
Не был чужд английский
исследователь теоретическим
Во Франции эволюционный подход к изучению культур формировался в рамках социологии, что наложило отпечаток на особенности его развития и изучения культур в стране в целом. О.Конт - один из создателей социологии - составил эволюционную периодизацию исторического процесса. Первобытный период истории он подразделил в соответствии с формами религиозных верований: фетишизм (охотничье хозяйство), политеизм (скотоводство) и монотеизм (земледелие). Последователями О.Конта стали Ш.Летурно и Э.Дюркгейм. Направление в изучении культур, существовавшее во Франции в конце XIX - первой половине XX в., называют социологическим.
3. Эволюционистская концепция культуры Э.Тайлора
АНГЛИЙСКИЙ ученый Тайлор
(1832-1917) первоначально готовился
к торгово-промышленной деятельности.
Но судьба распорядилась иначе. Оказавшись
волей обстоятельств в 1855 г. в
Америке, он серьезно заинтересовался
изучением древних культур
Свою эволюционистскую концепцию развития культур Тайлор наиболее полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он всесторонне развивал идею прогрессивного развития культур, противопоставляя ее "теории вырождения" графа Ж . де Местра. Суть последней можно свести к двум положениям. Во-первых, история культуры начинается с появления на Земле полуцивилизованной расы людей; во-вторых, с этой стадии культура пошла двумя путями: назад, к обществу дикарей, и вперед, к цивилизованным людям. Данная теория стремилась сгладить некоторые противоречия креационистско-богословской концепции. Согласно религиозным представлениям, люди были сотворены уже с определенным (и немалым) уровнем культуры. Сыновья Адама занимались земледелием и скотоводством, их ближайшие потомки построили корабль-ковчег и пытались сложить из обожженного кирпича Вавилонскую башню. Но тогда откуда взялись дикие охотники и рыболовы? Они постепенно деградировали и стали носителями низшей культуры.
Э.Тайлор не отрицал возможности регрессивных изменений в культурах в результате исторических или природных катаклизмов, но при этом утверждал, что магистральным направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное развитие культур. Он считал также, что направление этого развития самоочевидно, ибо очень "много известно фактов, которые по своей последовательности могут быть размещены в одном определенном порядке, но никак не в обратном" (1) . Тайлор был убежден, что все культуры должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские страны), от невежественного состояния к просвещенному, когда все большую роль должны играть рационалистическая наука и идеология.
Идеалом, образцом для него
были точные, естественные, науки. В
своих исследованиях Э.Тайлор пытался
применить естественно-научную
Все явления культуры Тайлор уподоблял "видам растений и животных, изучаемых натуралистами". По его мнению, "история человечества есть часть или даже частичка истории природы и человеческие мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных".
К числу важнейших
Естественно-научный метод
Э.Тайлора страдал существенным
недостатком: эволюция явлений или
элементов культуры изучалась вне
зависимости и связи их друг с
другом. Культура есть лишь совокупность,
по его определению, орудий труда, оружия,
техники, обрядов, верований, ритуалов
и т. д. Она не представляет целостного
явления. Однако Тайлор сам ощущал недостатки
такого способа изучения и понимал,
что явления культуры тесно связаны
между собой. Он писал "о том
молчаливом согласии, или единодушии,
которое в такой сильной