Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:36, реферат
С. Выготский считал, что динамическое изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно должно включать учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении. От исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования личности в целом зависит степень её дефективности и нормальности.
Все разновидности теории компенсации основываются на философских идеях о сущности человека и связаны с развитием научных физиологических исследований о возможностях человеческого организма и закономерностях его функционирования.
Для понимания сущности компенсации при отклонениях в развитии важно различать первичный синдром нарушения или недоразвития функций и вторичные нарушения, которые могут быть очень вариативными. Л. Пожар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как правило, в виде целенаправленной деятельности по относительному уменьшению меры проявления основного дефекта. Это могут быть коррекционные технические средства, например очки, слуховые аппараты и др.
Значительно сложнее вторичная компенсация, предполагающая формирование и развитие высших психических функций, и, прежде всего психической регуляции поведения. Здесь нельзя говорить о каком-то автоматическом механизме, каждый раз начинающем действовать при возникновении дефекта. Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде, это не означает, что слух у него лучше, чем у зрячего, и он может благодаря этому компенсировать последствия слепоты.
Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным компенсаторным фондом, а у индивида сформированы необходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация, другие структуры личности для достаточно интенсивных и продолжительных упражнений и тренировок. Важное значение имеют способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целей и задач и сохранение позитивного отношения к себе. Самосознание и личность человека, особенно его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. Поэтому при одном и том же нарушении у разных людей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адаптации в зависимости от личностных особенностей.
Психологическая компенсация – это процесс, направленный на достижение или восстановление чувства внутренней стабильности и самопринятия в связи с переживанием несостоятельности в тех или иных аспектах жизни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выглядит как наращивание усилий в сфере несостоятельности – «преодоление». Здесь компенсация – поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жизненных амбиций и уровня притязаний со своими способностями.
Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Копинг – это преодоление стресса, деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегии – это актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, способы управления стрессом, психологической защиты; пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации; психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы; адаптивные механизмы, предохраняющие от болезненных чувств и воспоминаний.
Анализируя процессы психологической компенсации у слабослышащих детей, Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктивную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных выгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде. Так, ребенок, вследствие тугоухости занимающий в играх последнее место, будет стараться помыкать детьми младшего возраста. При такой компенсации вырабатываются властолюбивые черты характера.
Л. С. Выготский подчеркивал, что даже в случае реальной компенсации появляются большие трудности в воспитании: ребенок, выработавший в себе повышенную сообразительность и другие положительные качества, будет вырабатывать в себе и отрицательные черты. Это будет в значительной степени неблагополучный процесс; его нельзя назвать болезненным, потому что он ведет к здоровью, но нельзя назвать и здоровым, потому что он совершается болезненно.
Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость – мощные психологические средства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие позитивное отношение к себе, поддерживающие социально-психологическое благополучие.
Компенсация отклонений как процесс
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и проходят несколько фаз:
ü обнаружение нарушения в работе организма;
ü оценка параметров нарушения, его локализации и выраженности;
ü формирование программы компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов индивида;
ü отслеживание реализации программы;
ü закрепление достигнутых результатов.
Процессы компенсации у детей, в отличие от взрослых, глубоко специфичны. У взрослых функции ЦНС уже сложились, приняли характер стройной организации, что дает широкие возможности взаимозаменяемости и переключения в случае нарушения какой-либо из них. Аномальные же дети проходят особый путь психического развития, когда, благодаря условиям специального обучения и воспитания, формируются новые функциональные системы, развиваются способы действий и усвоения социального опыта.
Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценке возможностей развития функций у ребенка следует учитывать не только уже сформировавшиеся функциональные системы, но и находящиеся в стадии созревания и становления – зону ближайшего развития. В детском возрасте многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования, в результате на разных стадиях развития ребенка сложившиеся механизмы компенсации изменяются и развиваются прежде всего под влиянием обучения.
При отклоняющемся развитии сохраняется тот же принцип протекания нервных процессов, что и при развитии в норме. В процессе компенсации используются сохранные анализаторы, корковые замыкательные механизмы и эффекторные органы. В результате реорганизации функций образуются новые межфункциональные связи и отношения.
Перестройка функций при разных формах аномального развития ребенка обнаруживается обычно в изменении сигнальных систем, обеспечивающих передачу внешних воздействий в кору мозга и реализацию систем обратных связей, с помощью которых оцениваются, контролируются и регулируются движения и действия. Процесс компенсации развивается одновременно по разным каналам. Взаимодействие сохранных анализаторов при перестройке функций позволяет, в зависимости от условий и содержания деятельности, выполнять одну и ту же работу разными способами. Одни виды сигнализации могут быть заменены другими. При сформировавшихся способах компенсации используются вариативные приемы действий с помощью сигналов, поступающих со слухового, кожного, двигательного, зрительного и других сохранных анализаторов.
В специальном обучении для развития приемов и способов самоконтроля и саморегулирования действий широко применяются разнообразные оригинальные упражнения. Благодаря этому сложившиеся механизмы компенсации постоянно изменяются, при этом непосредственные чувственные компоненты постепенно отодвигаются на задний план и всё шире используются высшие формы познавательной деятельности: анализ, обобщающее восприятие, речь и др.
Этапы возрастного развития и компенсации тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Длительность, место и роль каждого этапа компенсации зависят как от внутренних факторов отклонения в развитии (его характера, структуры, состава нарушенных или недоразвитых функций), так и от социальных условий – содержания и методов обучения и воспитания, начала корригирующего воздействия, его комплексности и др. Поэтому дети одного возраста с однородным отклонением в развитии могут находиться на разных этапах компенсаторного процесса. Особое значение отводится активной и самостоятельной деятельности самого ребенка, так как это одно из необходимых условий восстановления нарушенных функций.
Выготский формулирует так называемый закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации: положительное своеобразие ребенка с отклоняющимся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок добивается этого иным способом, иными путями и средствами, поэтому особенно важно знать своеобразие пути, по которому следует повести ребенка.
Принципиально важно рассматривать каждое из вторичных нарушений в картине отклоняющегося развития не только с негативной стороны, но и как некоторое проявление своеобразного поступательного хода развития той или иной функции.
К. Бюрклен отмечал возможность положительной оценки некоторых недостатков слепого: «Слепой всюду на что-нибудь натыкается», – говорит зрячий, но при этом забывает, что непосредственное соприкосновение с предметами большей частью необходимо слепому для того, чтобы установить их наличие или положение.
В структуре аномального развития наряду с вторичными отрицательными симптомами возникает и ряд симптомов положительной адаптации ребенка к социальной среде. Например для ребенка с нарушением слуха своеобразным средством компенсации речевого общения являются мимика и жесты. Сначала он пользуется лишь указательными жестами, затем жестами, имитирующими действия, позднее с помощью выразительных движений описывает и пластически изображает предметы. Так возникает естественная мимико-жестикуляторная речь.
У детей, с раннего возраста лишенных зрения, интенсивно развиваются некоторые способности, достигающие минимального развития в норме. Например «шестое чувство» как способность улавливать наличие приближающихся предметов возникает в результате развивающейся способности интегрировать раздражения, воспринимаемые сохранившимися анализаторами. Для слепых характерны также развитые способности осязания, слуховой памяти и др.
Особую роль в приспособлении играет речь с её важнейшей познавательной функцией, на основе которой вырабатываются понятия. Словесные обобщения у незрячих нередко предшествуют возникновению представлений об окружающих предметах и служат их основой. У глухих детей многие явления не могут быть восприняты из-за нарушения слуха, но это частично компенсируется словесными объяснениями. То, что умственно отсталый ребенок не всегда улавливает непосредственно (тонкие детали и признаки), постоянно пополняется окружающими специальными объяснениями.
Как уже отмечалось, компенсаторные механизмы при частичном дефекте имеют своеобразие, зависящее от использования остаточной функции анализатора. Важно, что возможности использования остаточной функции в процессе обучения непрерывно нарастают за счет развития зависящей от пострадавшего анализатора функции. Например своевременное и адекватное развитие устной речи и слухового восприятия при нарушениях слуха в большинстве случаев повышает возможности слуховой функции. Особую роль в этом процессе играет взаимодействие анализаторов, опирающееся на сознательный мыслительный процесс.
Эффект приспособления ребенка с отклонением в развитии зависит и от его индивидуальных особенностей. Чем больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес, положительная эмоциональная направленность на окружающий мир, способность к произвольной деятельности, активность личности и др.
Исследование формирования компенсаторных процессов у незрячих детей начиная с раннего детства (Л. И. Солнцева) показало, что главным путем раскрытия системы компенсации и её структуры является анализ психологических требований, предъявляемых ребенку различными видами деятельности. Сформированность системы компенсации проверяется в новых условиях, в развертывании деятельности и использовании приобретенных ранее компенсаторных навыков.
Результаты исследований позволили установить, что компенсация представляет собой систему, включающую условия, средства и операции, направленные на достижение цели деятельности. Компенсация проходит ряд этапов, отличающихся структурой, иерархическим выделением на каждом из них психических новообразований, обеспечивающих ребенку продвижение в развитии.
Переход от одного этапа компенсации к другому связан с появлением или изменением ведущей деятельности. Он во многом зависит от уровня развития познавательных процессов и свойств, от характера влияния дефекта на их развитие и от того, насколько далеко они отстоят от первичного дефекта. На каждом этапе компенсации Л. И. Солнцева выделяет структурные образования, позволяющие компенсировать дефекты зрения:
ü на первом этапе – комплексные двигательно-кинестетические восприятия, осязание, слух, образование глобальных межфункциональных и внутрифункциональных связей в процессе общения и предметной деятельности;
ü на втором этапе – речь, включение которой в общение и предметную деятельность позволяет корригировать отставание в моторном развитии незрячего ребенка, возникшее из-за отсутствия зрительного контроля за действиями рук; подражание взрослым в воспроизведении речевого материала и музыкального ритма позволяет использовать и подражание в мануальной деятельности, используя кинестетический контроль;
ü на третьем этапе развиваются и появляются образы и представления, укрепляются их связи с предметным миром, появляется возможность представлять предметы в их отсутствие, что создает предпосылки для возникновения творческой игры;
ü четвертый этап характеризуется активным включением речи, памяти, мышления как в наглядно-практической, так и в наглядно-образной и понятийной форме в сенсорное отражение незрячим ребенком внешнего мира.
Информация о работе Эволюция представлений о сущности и процессах компенсации