Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:02, реферат
Целью данной работы является раскрыть возможности экологического отдела пришкольно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии и экологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Рассмотреть структуру экологического отдела пришкольно-опытного участка;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы экологического отдела пришкольно-опытного участка.
Введение………………………………………………………………………..….3
Структура пришкольно-опытного участка………………………………….......5 Структура экологического отдела пришкольно-опытному участка…………..7
Организация и проведение опытов в экологическом отделе пришкольно-опытного участка …………………………………………………………………9
Опыты, которые можно проводить в экологическом отделе пришкольно-опытного участка………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы:……………………………………………………………..
Министерство общего
и профессионального
ГБФОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Биолого-химический факультет
Реферат
По проблемам экологического образования и воспитания
на тему «Экологический отдел пришкольно-опытного участка»
Работу выполнила:
Широбокова
Екатерина Сергеевна,
студентка
IV курса БХФ.
Работу проверила:
Рысьева Т.Г.,
к.п.н., доцент кафедры
экологии животных.
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Структура пришкольно-опытного участка………………………………….......5 Структура экологического отдела пришкольно-опытному участка…………..7
Организация и проведение
опытов в экологическом отделе пришкольно-опытного
участка …………………………………………………………
Опыты, которые можно проводить в экологическом отделе
пришкольно-опытного участка……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы:………………………………
Введение.
В практике обучения биологии и экологии пришкольно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта [2].
Целью данной работы является раскрыть возможности экологического отдела пришкольно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии и экологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Рассмотреть структуру экологического отдела пришкольно-опытного участка;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы экологического отдела пришкольно-опытного участка.
Актуальность: пришкольно-опытный участок, в том числе и экологические его отдел, является частью территории школы, и забота о нем ложится на плечи учителя биологии и труда. Учащиеся, как правило, неохотно работают на участке, а ведь работа на участке прививает такие качества как любовь ко всему живому, труду, ответственность перед одноклассниками. Этих качеств так не хватает современным школьникам.
Учащиеся, работая на участке, закрепляют свои знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.
Учебно-исследовательская
деятельность с живыми
Важной задачей
является ознакомление
На участке проводят уроки и экскурсии по ботанике, зоологии и общей биологии и экологии. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, природоохранительную и опытническую работы [3].
Структура учебно-опытного участка.
В разработку структуры пришкольно-опытного участка и методики его использования в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.
Следует отметить, что о структуре пришкольно-опытного участка существуют разные точки зрения, высказанные двумя крупными учеными-методистами, специально разрабатывавшими этот вопрос, — П. И. Боровицким и Н. М. Верзилиным, они широко апробированы на базе агробиологической станции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица.
По П. И.
Боровицкому, на учебно-
В опытническом
отделе располагают делянки
для типовых опытов на полевых
и овощных культурах с
По Н.М.Верзилину,
на участке должно быть четко
выделено несколько отделов:
В настоящее время организованы пришкольно-опытные участки указанных типов.
Биологический
отдел имеет участок по
Структура экологического раздела пришкольно-опытному участка.
Любой экологический раздел может включать в себя, как было сказано выше, коллекционную и опытную части. Обе эти части могут накладываться друг на друга.
Элементы пришкольно-опытного участка:
1 элемент – экологическая площадка. Сюда могут входить альпинарий, каменные горки, рокарии, искусственные временные водоемы.
Альпинарий - каменистый сад, участок, создаваемый для выращивания горных (альпийских) растений. Альпинарии устраиваются на искусственно сооруженных горках, где экспонируются растения определённых горных районов. Альпинарии стали одной из форм декоративного оформления некоторых парков и скверов. Обычно подбирают невысокие, обильно и красиво цветущие растения: колокольчики, астры, гвоздики, низкорослые флоксы, анемоны и многие др.; используются также низкорослые кустарники: туя, кипарисовик, можжевельник, рододендрон и др.
Рокарий — участок, отведенный
для специфических
2 элемент – натургартен.
Это модель природных садовых
сообществ, выполненная из
Натургартен удобен тем, что при его устройстве не требуется специально менять ландшафт, рельеф почвы остаются неизменным. Если на участке имеются овражки и впадины, в их углублении можно организовать пруд и заселить его влаголюбивыми декоративными растениями.
Основной принцип натургартeна — создание образцов природных растительных сообществ с использованием наиболее распространённых садовых культур. Подбор видов растений для композиции осуществляют, учитывая особенности их произрастания. Таким образом, создается художественный образ природного ландшафта.
Важным элементом натургартeна являются злаки и папоротники, которые составляют основу любой композиции.
При посадкe нe создают ярусов (высокиe растeния назад, низкиe — впeрeд), как это принято в классичeских раститeльных композициях. Равновeсиe достигаeтся иным способом. Например, крупные злаки размeщаются на фонe пeстрых красок и различных фактур разнотравья.
Группы растeний располагаются в видe мозаики. Таким образом создаeтся свободноe пространство, подобноe природному ландшафту, а нeзанятую почву засeвают различными видами почвопокровных растeний, прeдоставляя возможность другим растeниям развиваться нормально [6].
Организация и проведение опытов в экологическом отделе пришкольно-опытного участка.
Работа учащихся
на школьном участке
За каждым
звеном закрепляется земельный
участок (делянки), необходимый для
проведения опытов. Класс, зная
тему занятия, выходит на
Практические уроки в расписании учебных занятий желательно поставить последними, так как физический труд снимает умственную усталость учащихся и позволит им довести работу до конца.
Основным содержанием труда учащихся на школьном участке является опытническая работа. Опыты проводятся со всеми возделываемыми на делянках растениями. Тематика опытов — самая разнообразная, но темы должны быть доступны для детей и непременно связаны с прохождением учебной программы. Успех в выполнении опытов зависит, прежде всего, от учителя. Хороший руководитель может сделать содержание труда на участке интересным, а работу увлекательной. И, наоборот, при неправильной или неумелой организации вместо любви к природе и сельскому хозяйству можно не только вызвать равнодушие, но даже и отвращение к ним [1].
Важно, чтобы каждый учащийся еще зимой начал готовиться к проведению опыта. Он должен прочитать рекомендованную литературу, познакомиться с биологическими особенностями того растения, которое будет использовано в опыте, наметить примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки со стороны учителя, например, давать готовую задачу и схему опыта. Школьники должны сами активно участвовать в разработке плана работы [5].
Перед началом
опытнической работы учащихся
надо познакомить с основными
условиями проведения
1) каждый опыт размещается на двух делянках — опытной и контрольной. (Некоторые темы, например, «Выращивание высоких урожаев» или «Ускоренное размножение ценного сорта или культуры» не требуют контрольных делянок.) Условия на этих делянках должны быть абсолютно одинаковыми, кроме одного — изучаемого. Например, в опыте по испытанию влияния нового микроудобрения на урожайность определенной культуры на контрольной делянке эту культуру выращивают по передовой агротехнике, но без внесения микроудобрений, а на опытной делянке — по той же агротехнике, но с внесением новых микроудобрений. Для получения более точных результатов каждый вариант опыта закладывается в нескольких повторностях;
Информация о работе Экологический отдел пришкольно-опытного участка