Экологическое воспитание в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Краткое описание

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospit.pedteh (1).doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Пояснительная записка

 

                                                         Мир, окружающий ребенка, —  это прежде всего мир природы с безграничным

богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь,  в  природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский

 

Природа хрупка и ранима. В последнее время  все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.

 Человек — часть  природы: он не может жить  вне ее, не может  нарушать  законы, по которым существует  окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается  как  приоритетное направление перестройки  дошкольного воспитания.

В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Поэтому начинать работу по формированию экологической  культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.

 Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

 В  теоретических  основах экологического воспитания  дошкольников представленных в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.В. Староверова и др., указывается на нееобходимость максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей — показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.

Дошкольный  возраст  — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В  этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Однако экологическая культура у ребенка формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье, детском саду, школе, ближайшем природном и социокультурном окружении

 

           Цель технологии:

         -  целенаправленность и согласованная  деятельность всех педагогов  на основе интегрированного подхода в формировании экологической культуры в совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы  знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовые умения  и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить её богатство

 

 Основные  задачи:

1.Формировать экологическое сознание педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения.

2. Создать в детском саду благоприятные  условия работы с детьми по  экологическому образованию и  воспитанию.

3.Совершенствовать воспитательно-образовательную  работу через интеграцию всех  видов деятельности.

4. Пропагандировать экологические  знания, приобщать родителей к  вопросам экологического воспитания  детей в семье. 

 

 

Экологическое воспитание детей в  ДОУ осуществляется при условиях:

-наличия базы, создание условий  для работы по экологическому воспитанию (среды, атмосферы;

-использования самых разнообразных  форм работы в решении задач  экологического воспитания;

- взаимосвязи работы всех педагогов  ДОУ ( заведующая, старший воспитатель,  медицинская сестра, воспитатель,  музыкальный руководитель, руководитель изостудии,  учитель-логопед, педагог – психолог, физинструктор);

-работе с родителями, т.к. без  участия родителей невозможно  заложить фундамент экологической  культуры у детей дошкольного  возраста.

Задача педагога - вырастить здорового  ребёнка, знающего и защищающего природу, научить по – хозяйски распоряжаться её богатствами.

 Экологического воспитание  дошкольников заключаются в формировании  элементов экологического сознания, экологически ориентированной деятельности  и поведения в природной среде, нравственно- ценного опыта общения с природой, гуманного, осознанно правильного отношения к природе.

 

Пути реализации:

-разработка системы  мероприятий  с педагогами  по повышению их образовательного  уровня в  организации инновационной  деятельности;

-создание оптимальных условий  для приобщения педагогов к  переосмыслению содержания и  методов  своей работы в  свете новых требований педагогики  и психологии;

  • обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

 

Формы  работы:

 

с педагогами:

с дошкольниками:

  с родителями

-индивидуальные и  групповые

-консультации, 

- семинары,

- семинары практикумы, 

-педагогические советы,

-открытые мероприятия.

-выпуск экологических  буклетов.

- занятия;

- практическая деятельность   в природе;

- природоохранные акции;

- проведение экологических        викторин , праздников;

-выставки детских  работ

-организация конкурсов

- консультации

- викторины

-папки-передвижки

- конкурсы, выставки


 

Особенности технологии:

-преемственность лучших  традиций отечественного и зарубежного  опыта в обновлении  содержания  образовательного процесса;

-интегрированный подход  введения педагогов в образовательный  процесс;

    - формирование у дошкольников активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

        -активизация интеллектуально-познавательной  деятельности и творческого самовыражения.

Ожидаемые результаты:

- внедрение   в практику работы ДОУ инновационных технологий,  предпосылок  для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов;

-  сформированность у детей  уважительное отношение к природе  родного края через интеграцию  всех видов деятельности;

 

Деятельность  в рамках  технологии:

1.Обсуждение проблем организации  работы на педагогических советах,  конференциях.

2.Создание консультативной службы  для оказания помощи молодым  специалистам.

3.Повышение квалификации педагогов   по внедрению современных педагогических технологий.

 

Работа по данной технологии позволяет:

.   - повысить профессиональную культуру педагогов;

- создать позитивное отношение  к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания  дошкольного образования;

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции;

- активизировать  интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.

 

                   Технология состоит из трех разделов.


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый раздел

«Экологизация образовательного процесса»

Задача: реализация интегрированного подхода в экологическом образовании.

Экологическое образование не является изолированным направлением работы детского сада; оно имеет мировоззренческое значение, и поэтому необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса. Это предполагает участие в экологическом образовании всех сотрудников ДОУ.

Одним из условий является координация  работы всего коллектива дошкольного  учреждения, создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесного сотрудничества всех специалистов на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников,  где каждый сотрудник выполняет определенные функции в области экологического образования.

Целенаправленная и согласованная  деятельность всех сотрудников детского сада позволяет осуществлять: экологизацию различных видов деятельности ребенка  и развивающей предметной среды;

-  экологическое просвещение родителей;

-   подготовку и переподготовку кадров;

-   оценку окружающей среды;

-   координацию с другими учреждениями.

Принципами организации  работы педагогов является самостоятельная  реализация интегрированного подхода  через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

Задачи по экологическому образованию включаются в план работы педагогов ДОУ,  контроль  со стороны  методиста и руководителя  помог  реализовать интегрированный подход в экологическом образовании,  создать систему взаимосвязанных компонентов, что явилось необходимым условием реализации экологического образования в дошкольном учреждении.

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся виден, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.

В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т.к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков.

Уровень экологической культуры педагогов, обеспечивает экологическую воспитанность дошкольников, требует воспитателя вдумчивого подхода. Учитывая свой опыт, уровень развития детей, конкретное природное окружение, воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые обеспечат нужный эффект в воспитании детей.

 

Второй раздел

«Эколого –  оздоровительная работа »

 Задача:  — формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, выработка навыков здорового образа жизни.

       Раздел предусматривает систему эколого-оздоровительной работы, которую мы осуществляем в детском саду, включается ознакомление с различными видами гимнастики (дыхательной, пальчиковой, корригирующей); обучение детей элементарным приёмам самомассажа; закаливание; профилактика плоскостопия; совершенствование двигательных навыков; развитие выносливости посредством постепенного увеличения физических нагрузок; обучение правилам безопасного поведения в природе.

      Взаимодействовать  с окружающей средой  (лес, луг, озеро) и погодно-климатическими факторами (мороз, ветер, дождь, жара) дошкольники учатся во время походов, экскурсий, прогулок, специальных занятий (физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в группах, оснащённые различным спортивным инвентарём). При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др.), укрепляется здоровье.

Информация о работе Экологическое воспитание в ДОУ