Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:27, доклад
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.
Большое
внимание уделяется
Третий раздел
«Эколого – развивающая среда ДОУ»
Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.
Особое значение приобретает
организация эколого-
Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического воздействия сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.
Создание
эколого-развивающей среды в
Эколого-развивающая среда ДОУ включает организацию уголка природы в группах с подбором комнатных растений и животных с учетом программных требований; лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал, диафильмы о природе).
В библиотеке представлена и художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.
Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.
Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрестным местам).
В группах организованы мини-огороды на окне, для выращивания овощных растений для животных — обитателей уголка природы
В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.
В состав видовых точек экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых
На экологической тропе проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.
Таким образом, ознакомление детей с природой в детском саду проходит через постоянное непосредственное "живое" общение с ней. Одним из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе.
Результатом работы педагогов
в данном направлении стала
- педагогические технологии «Мир природы родного края», «В мире прошлого».
- опыт работы по
темам, «Речевое развитие
- проекты «Наш любимый детский сад», «Удивительный мир пчелы», «В мир прошлого бумаги», «Мир ракушек».
- конспекты интегрированных занятий;
Итогом всего вышесказанного
стало участие в конкурсе
Итог.
Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.
Литература:
Веретенников А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.
Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. Саморуковой.М., 1992.
Николаева С.Н Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.
Николаева С.Н. Юный эколог. М., 1999.
Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1996.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.
Рыжова НА. Наш дом — природа. М., 1996.
Рянжин С.В. Экологический букварь. СПб., 1996.