Экологическое воспитание в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Краткое описание

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда. Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле.

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_vospit.pedteh (1).doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

     Большое  внимание уделяется  применению  фитотерапии (использование лекарственных растений и препаратов на их основе с целью лечения, профилактики различных заболеваний), ароматизированных подушечек, способствующих оздоровлению детей в группах раннего возраста.

 

Третий раздел

«Эколого – развивающая среда ДОУ»

Задача: Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства.

Особое значение  приобретает  организация эколого-развивающей  среды в дошкольном учреждении, где  дети проводят большую часть времени.

Под окружающей средой мы понимаем не только естественную среду, но и специально созданную предметно-развивающую среду в детском саду, которая поможет в процессе целенаправленного педагогического     воздействия  сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Создание  эколого-развивающей среды в ДОУ -  одно из условий экологического воспитания детей. Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками, птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе за ними под руководством педагогов. Такая деятельность способствует формированию у детей бережного отношения к природе, воспитывает доброту и отзывчивость.

Эколого-развивающая  среда ДОУ включает  организацию  уголка природы  в группах с  подбором комнатных растений и животных с учетом программных требований;  лабораторно - исследовательские уголки для опытов и экспериментирования с живой и неживой природой; мини-музей природы  родного края, где представлены экспонаты природного материала (коллекции камней, гербарии, поделки из дерева, лозы, соломы и др.), подобран видео - аудио материал, диафильмы о природе).

 В библиотеке  представлена и художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского,  М. Пришвина, И. Соколова-Мики-това, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др.

Огород, сад, цветник используется для наблюдения и ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе, лекарственными растениями.

Уголок нетронутой природы (на маршрутах походов по окрестным местам).

 В группах организованы мини-огороды на окне, для выращивания овощных растений для животных —  обитателей уголка природы

В целях экологического образования на территории детского сада создана  экологическая тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, воспитательную и оздоровительную функции.

В состав видовых точек  экологической тропы включены те объекты, которые есть на территории детского сада: различные виды деревьев и кустарников, мхи, грибы, муравейник, микроландшафты луга и леса, цветущие растения, места регулярного скопления насекомых

На экологической тропе  проводятся комплексные занятия, игры, организация практической и исследовательской деятельности, что способствовать развитию у детей эмоционально-положительного отношения к природным объектам, правильному поведению в природе.

Таким образом, ознакомление детей с природой в детском  саду проходит через постоянное непосредственное  "живое" общение с ней. Одним  из условий, обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно-ценностного, деятельностного. Правильная организация эколого-развивающей среды предполагает понимание работниками дошкольного учреждения экологического подхода к содержанию растений и животных, осознание необходимости их использования в эколого-педагогическом процессе.

Результатом  работы педагогов  в данном направлении стала самопрезентация  педагогов, распространение и внедрение  инновационных наработок в образовательный процесс, создание информационной базы передового педагогического опыта:

- педагогические технологии  «Мир природы родного края»,  «В мире прошлого».

- опыт работы по  темам, «Речевое развитие детей  с ОНР на природоведческом  материале»; «Природа и ее значение в жизни детей».

  - проекты «Наш  любимый детский сад», «Удивительный  мир пчелы», «В мир прошлого  бумаги», «Мир ракушек».

- конспекты интегрированных  занятий; 

 Итогом всего вышесказанного  стало участие в конкурсе профессионального мастерства  в ДОУ «Воспитатель года».

           

Итог. 

Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка  уважительное отношение к природе  через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы,  привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Веретенников  А. Ознакомление дошкольников с природой. М, 1980.

Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

Марковская  М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

Методика ознакомления детей с природой в детском  саду / Под ред. Саморуковой.М., 1992.

Николаева С.Н Общение с природой начинается с детства. Пермь, 1992.

Николаева С.Н. Юный эколог. М., 1999.

Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 1996.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 1999.

Рыжова НА. Наш дом — природа. М., 1996.

Рянжин С.В. Экологический букварь. СПб., 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое воспитание в ДОУ