Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:49, реферат
Краткое описание
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера...
· формирование системы элементарных
научных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка-дошкольника (прежде
всего как средства становления осознанно-правильного
отношения к природе);
· развитие познавательного
интереса к миру природы;
· формирование первоначальных
умений и навыков экологически грамотного
и безопасного для природы и для самого
ребенка поведения;
· воспитание гуманного, эмоционально-положительного,
бережного, заботливого отношения к миру
природы и окружающему миру в целом; развитие
чувства симпатии к объектам природы;
· формирование умений и навыков
наблюдений за природными объектами и
явлениями;
· формирование первоначальной
системы ценностных ориентаций(восприятие
себя как части природы, взаимосвязи человека
и природы, самоценность и многообразие
значений природы, ценность общения с
природой);
· освоение элементарных норм
поведения по отношению к природе, формирование
навыков рационального природопользования
в повседневной жизни;
· формирование умения и желания
сохранять природу и при необходимости
оказывать ей помощь (уход за живыми объектами),
а также навыков элементарной природоохранной
деятельности в ближайшем окружении;
· формирование элементарных
умений предвидеть последствия некоторых
своих действий по отношению к окружающей
среде.
Цель дошкольного экологического
образования заключена в воспитании начальных
форм экологической культуры детей, понимания
ими элементарных взаимосвязей в природе,
выработке первоначальных практических
навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного
взаимодействия с природными объектами
ближайшего окружения.
5. Программы по экологическому
воспитанию детей дошкольного возраста
Одной из первых в 90-х годах
появилась программа С. Николаевой «Юный
эколог», созданная на основе собственной
Концепции экологического воспитания
дошкольников. «Юный эколог» включает
две подпрограммы – программу экологического
воспитания дошкольников программу повышения
квалификации дошкольных работников в
области экологического воспитания детей,
т.е. одновременно решается вопрос становления
начал экологической культуры у детей
и развития ее у взрослых, их воспитывающих
(ведь воспитатель, являющийся носителем
экологической культуры важнейшее условие
развития детей). Программа имеет обстоятельное
теоретическое и экспериментальное обоснование,
сориентирована на личностный подход
к ребенку и всестороннее его развитие.
Содержание программы отражает
биоцентрический взгляд на природу, прослеживает
взаимосвязь организма со средой обитания
в разных аспектах как закономерные проявления
морфофункциональной приспособленности
любимых растений и животных к среде, как
смену форм приспособительной взаимосвязи
организма со средой в процессе его онтогенетического
развития, как сходство разных живых существ,
проживающих в однородной среде. Решить
эти вопросы можно при наличии в жизненном
пространстве детей (в помещении и на участке
ДОУ) в достаточном количестве самих объектов
природы – растений и животных. Программа
экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый –это
объекты неживой природы, которые рассматриваются
и сами себе, и как компоненты среды жизни
живых существ. Показано, что без воды,
воздуха, почвы невозможна жизнь растений,
животных и человека, что планета Земля,
в отличие от других планет Солнечной
системы, имеет весь комплекс необходимых
условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен
человеку – он рассматривает в трех аспектах
как живое существо, нуждающееся в благоприятных
условиях, как пользователь природы и
как ее хранитель. Разделы со второго
по пятый – это познание собственно
экологических законов (жизнь растений
и животных в своей среде обитания и в
сообществе) эти законы можно интересно
познавать уже в дошкольном возрасте,
чтобы их понять, приобщиться к ним в своем
поведении и жить по ним на Земле. Экологические
знания – это не самоцель, это лишь средство
формирования отношения к природе, которое
строится на эмоционально-чувственной
основе, проявляемой ребенком в разных
видах деятельности.
С.Н. Николаева в программе «Юный
эколог» выделяет два аспекта содержания
экологического воспитания: передачу
экологических знаний и их трансформацию
в отношение. Автор подчеркивает, что экологическое
воспитание связано с наукой экологией
и различными ее ответвлениями. В его основе
лежат «адаптированные на дошкольный
возраст ведущие идеи экологии: организм
и среда, сообщество живых организмов
и среда, человек и среда». Программа состоит
из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание
дошкольников» и «Повышение квалификации
работников ДОУ».
Программа Н.А. Рыжовой «Наш
дом – природа» (1998)нацелена на воспитание
гуманной, социально активной и творческой
личности ребенка 5–6 лет, с целостным
взглядом на природу, с пониманием места
человека в ней. В соответствии с программой
детей получают представления о взаимосвязях
в природе, которые и помогают им обрести
начала экологического мировоззрения
и культуры, ответственного отношения
к окружающей среде и своему здоровью.
Программа предусматривает выработку
у детей первых навыков экологически грамотного
и безопасного поведения в природе и быту,
навыков практического участия в природоохранной
деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом-природа»
состоит из десяти блоков. Каждый включает
обучающий и воспитывающий компоненты-знания
о природе и развитие к детей разных аспектов
отношения к ней (бережной заботы, умения
видеть красоту и др.) Половина программы
(пять блоков) рассматривает область неживой
природы(вода, воздух, почва и др.), три
блока посвящены живой природе – растениям,
животным и экосистеме леса, два – взаимодействию
человека с природой. Программа имеет
методическое обеспечение – разработку
по созданию развивающей среды в дошкольном
учреждении, рекомендации по ознакомлению
детей с водой, воздухом. Ценным аспектом
программы является то, что автор обращает
внимание на отходы, которые в большом
количестве производит человечество,
и которые составляют реальную опасность
для природы планеты. Методические рекомендации
предусматривают эмоциональное воздействие
на детей. Автором написаны экологические
сказки, придуманы «письма животным»,
создан экологический проект «Мое дерево».
Программа Н.А. Рыжовой имеет продолжение
в начальной школе.
Основная цель программы Н.А. Рыжовой
«Наш дом – природа» – воспитание с первых
лет жизни гуманной, социально-активной,
творческой личности, способной понимать
и любить окружающий мир, природу и бережно
относиться к ним. Особое внимание в ней
уделяется формированию целостного взгляда
на природу и место человека в ней. У детей
формируются первые представления о существующих
в природе взаимосвязях и на этой основе
– начала экологического мировоззрения
и культуры, ответственного отношения
к окружающей среде, к своему здоровью.
Большое внимание уделяется развитию
у детей элементарных представлений о
существующих в природе взаимосвязях.
Дошкольники учатся понимать, насколько
тесно природные компоненты связаны между
собой и как живые организмы зависят от
среды обитания. Человек рассматривается
как неотъемлемая часть природы. Такой
подход позволяет подвести детей к элементарному
пониманию проблемы взаимоотношений человека
с окружающей средой и последствий деятельности
людей. Важное значение придается нравственному
аспекту: развитию представлений о самоценности
природы, эмоционально положительному
отношению к ней, выработке первых навыков
экологически грамотного и безопасного
поведения в природе и в быту. Дети приобретают
также первоначальные умения, позволяющие
им участвовать в посильной практической
деятельности по охране природы родного
края.
Этим же автором разработан
«Экологический паспорт детского сада»,
который используется в дошкольных учреждениях
всех регионов России.
Заключение
Вступление человечества в
эпоху новых взаимоотношений с природой
требует изменения не только его поведения,
но, что особенно важно, смены его ценностных
ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших
проблем современного общества является
проблема формирования экологической
культуры личности.
Экологическая культура личности
является качественным новообразованием
личности, определяющим ценностное отношение
человека к себе и к окружающему миру,
поступки, поведение и в целом жизнь человека.
Дошкольный возраст – самоценный
этап в развитии экологической культуры
личности. В этот период происходит качественный
скачок, в значительной степени определяющий
процесс развития экологической культуры
личности в дальнейшем, выражающийся в
формировании у ребенка осознанно-правильного
отношения к окружающему миру, в том, что
начинает выделять себя из окружающей
среды. Развивается эмоционально-ценностное
отношение к окружающему; интенсивность
накопления личного опыта по взаимодействию
с окружающим миром приводит к формированию
прочной наглядно-образной его картины,
определяющей процесс развития экологической
культуры личности в дальнейшем; завершается
процесс формирования основ нравственно-экологической
позиции личности до характерных проявлений
ее во взаимодействии ребенка с окружающим.
Эффективным средством формирования
экологической культуры личности дошкольника,
является его органичное включение в нерегламентированную
деятельность экологической направленности.
Она предполагает многостороннее взаимодействие
детей, как активных субъектов деятельности
с окружающей природной средой и направлена
на становление нравственной гуманистической
позиции в отношениях человека, к природе,
то есть имеющей в качестве приоритета,
как благо человека, так и благо природы.
На современном этапе экологическое
образование – это новое направление
педагогики дошкольного детства. В данном
пособии рассмотрены далеко не все проблемы
экологического образования в ДОУ, акцент
сделан на одной из основных задач – формировании
экологической культуры дошкольника.
Список литературы
1.Адольф Т А. и др. «Заповедными
тропами» М., 1988 г.
2.Вересов Н.Н. «Основы гуманитарного
подхода к экологическому воспитанию
старших дошкольников» Д/В №7, 1993 г.
3.Герасимов В.П. «Животный мир
нашей Родины» М., 1985 г.
4.Дежкин В.В. «В мире заповедной
природы» ML, 1989 г.
5.Дмитриев Ю. «Книга природы»
М., 1990 г.
6.Дмитриев Ю. И др. «Твоя красная
книга» М., 1986 г.
7.Казакова М.В. «Человек, природа,
мир» Рязань 1993 г.
8.Карабельников Т.П. «Экологические
основы природопользования»
9.Марковская М.М «Уголок природы
в детском саду» М., 1984 г.
10.Николаева С.Н. «Как приобщить
ребенка к природе» (методические рекомендации
для дошкольных учреждений) М,1993 г.
11.Панаситчук В. «Экология в
картинках» М., 1989 г.
12.Плешаков А.А. «Зеленые страницы»
М., 1994 г.
13.Плешаков А.А. «Экология» М.,
1995 г.
14.Рыжова Н.А. «Я и природа» М.,
1998 г.
15.Рыжова «Н.А. Экологический
проект Мое древо» М., 1996 г.
16.Рыжова НА. «Невидимые ниточки
природы» М., 1996 г.
17.Рыжова Н.А. «Напиши письмо
мартышке» 1996 г.
18.Староверов «Экологическое
воспитание дошкольников» Рязань 1989 г.
19.Сосковский И.П. «Редкие и исчезающие
животные» М., 1987 г.