Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность исследования. На фоне социально-культурных, экономических, политических преобразований в современном обществе в педагогической науке возникает особый интерес к вопросам конструктивного общения между субъектами образовательного процесса. Сформированная речь не только способствует эффективному обучению ребенка в школе, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми и миром, но и является важным условием полноценного развития личности ребенка и ее успешной самореализации в последующей жизнедеятельности. Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.1.Лингвистические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 6
1.2.Особенности формирования у детей морфологической стороны речи 8
1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи 15
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 19
2.1.Выявление уровня сформированности грамматических форм у детей 19
2.2.Содержание и методика формирования морфологической стороны речи 26
2.3.Выявление динамики изменения степени сформированности различных форм грамматических форм 29
Заключение 31
Список литературы 33
Развитие морфологической
Раскрыта следующая
При усвоении морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки.
Культура фонематического
Основой развития морфологической стороны речи является формирование грамматических обобщений. Речь детей среднего дошкольного возраста развивается, прежде всего, на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «не подражательные» элементы психологического механизма речевого развития, а обобщение языковых и речевых явлений.
Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.
Развитие морфологии тесно связано
с коснитивным развитием
В исследовании В.И. Яднико содержится материал, раскрывающий процесс обобщений и отвлечений в речи детей в связи с использованием отдельных морфологических форм. Так, в предложении "Мы пошли" ребёнок пользуется одним словом для обозначения группы действующих субъектов. На вопрос: "Кто это мы?" - он отвечает: "Я, папа, Витя". Сказуемое "пошли" указывает на то, что данная группа субъектов действовала одинаково в определенном отрезке времени. Для морфологии интерес представляет появление в речи предложений с однородными подлежащими, где перед перечислением стоит обобщающее слово, например: два "мы" - я и папа - пошли. Здесь и открывается прекрасная возможность для морфологии, хотя предложение оформлено недостаточно правильно грамматически , но по структуре - сложное. Ребёнок раскрывает множество (я и папа), указывает на количество действующих лиц (два "мы")[40].
В основе всего процесса усвоения лежит открытие флективной природы языка, якобы делаемое ребенком. После этого открытия ребенок, якобы, начинает понимать основной принцип флективных языков, заключающийся в том, что отношения могут выражаться путем звуковых изменений морфологических частей слов.
К.И. Чуковский утверждал, что в период до 5 лет ребенок обладает необычайным чутьём языка и что именно оно и, связанная с этим, умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса. Вместе с тем справедливо подчёркивается активный характер процесса усвоения и восстает против теории механического и пассивного усвоения родного языка. «Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком. Правда, нельзя забывать, что это обладание во всех случаях - без единого исключения - является результатом совместной работы ребёнка и тех, кто окружает его. Но все усилия взрослых были бы совершенно бесплодны, если бы дети раннего возраста не проявляли изощренного чувства к составу и звучанию слов». Заслуга К.И. Чуковского не только в том, что он, вопреки механическим теориям, отстаивает активный характер процесса усвоения, но и в том, что он собрал, хотя и разрозненных, но обильный материал по детскому словотворчеству [41].
А.Н. Гвоздев также отмечает особую языковую одаренность детей среднего дошкольного возраста. Так, он пишет: "… Ребёнок конструирует формы, свободно оперируя значимыми элементами, исходя из их значений. Ещё больше самостоятельности требуется при создании новых слов, так как в этих случаях создаётся новое значение: для этого требуется разносторонняя наблюдательность, умение выделять известные предметы и явления, находить их характерные черты. Меткость детских наблюдений и художественная яркость многих детских слов общеизвестны: они действительно очень близки к тому речетворчеству, которое практикуют художники слова. Поэтому здесь имеет место настоящее творчество, свидетельствующее о языковой одаренности детей. [12]"
Таким образом, особенности формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста заключаются в том, насколько у детей сформировано мышление, умение изменять слово с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивость внимания, конструктивного мышления.
1.3.Типичные трудности освоения детьми морфологической стороны речи
Отмечено, что три основные части русского языка представляют различные трудности у детей дошкольного возраста при освоении морфологической стороны речи [33]:
- в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний;
- в отношении глаголов - овладение основами;
- в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень).
Дошкольный возраст является периодом, в котором имеется наибольшая чуткость к языковым явлениям, - это твердо установленный факт. Самостоятельное словообразование является процессом, показывающим усвоение ребенком системы суффиксов родного языка, что тесно связано с формированием морфологической стороны речи.
Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что дети среднего дошкольного возраста должны использовать: суффиксы для обозначения уменьшительности и ласкательности (- овк -); суффиксы для обозначения детёнышей (- очек -), суффиксы для обозначения собирательности (- ят -), суффиксы для обозначения предмета по действию (-инк -; - енник -; - к -); суффиксы отвлечённости (- от -) [46].
Усвоенное количественное и качественное
изменение суффиксов при
К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов. Такие как: глаголы есть, ехать, расти (каждый из них составляет отдельную группу спряжения), разносклоняемые имена существительные типа "имя" и другие. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому ошибочное изменение их всегда заметно. Вот некоторые типовые ошибки такого рода.
1.Смешение продуктивной и
2. Унификация окончаний
3. Неправильное склонение имен существительных родительного падежа единственного числа: "у кукле", "у сестре", "у маме", "без ложке".
4. Унификация стилистических
различий в окончаниях
5. Не различение окончаний
винительного падежа
6.
Склонение несклоняемых
7.Образование
множественного числа
8.Изменение рода существительных: "большой яблок", "купи мороженую", "папа ушла", "платье зелёная".
9.Унификация
спряжения глаголов - спряжение всех
непродуктивных по типу
10. Не склонение числительных: "собака с пять щенят", "курица пришла без два цыплёнка".
11. Неправильная форма причастий: "сломатая", "сошитая", "оборватая".
12.
Образование сравнительной
13. Окончание
местоимений в косвенных
14. Склонение числительных: "двое домов", "идите по двоим", "с двумями карманами".
У детей наблюдаются, особенно в повседневном общении, и другие ошибки:
- "одень" - вместо "надень", "раздень" - вместо "сними";
- "я надетый" - вместо "я одетый";
- "мы ходим за ягодам и грибам".
Таким образом, морфологические ошибки дошкольников определяются различными факторами:
1. общими психофизиологическими закономерностями развития ребенка (развитием внимания, памяти, мышления, состоянием нервных процессов);
2.трудностями овладения грамматическим строем языка (морфологией, синтаксисом, словообразованием) и уровнем его усвоения;
3. запасом знаний
об окружающем мире и объемом
словаря, а также состоянием
речевого аппарата и уровнем
развития фонематического
4. неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды (прежде всего неправильной речью родителей и воспитателей);
5. педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста
2.1.Выявление уровня
сформированности
Цель экспериментальной работы: выявить уровень сформированности морфологического строя речи детей среднего дошкольного возраста;
Несмотря на приблизительно одинаковый возраст, дети отличались своими индивидуальными возможностями: кто-то был более робким в общении, кто-то наоборот напористым, кто-то несколько медлительным, кто-то более спокойным, кто-то наоборот непоседливым. При работе в группе необходимо обращать на это внимание, чтобы строить работу соответствующим образом. Отбор содержания занятия осуществлялся следующим образом: изучалась специальная литература, сборники дидактических упражнений и заданий для детей, отбирались игры и задания, соответствующие тематике планируемого эксперимента, целям обучения, возрасту, особенностям детей.
Таблица 1.
Список детей принимавших
№п/п |
Имя ребенка |
Возраст |
1 |
Артур К. |
5 |
2 |
Артем Д. |
4 |
3 |
Захар Л. |
5 |
4 |
Лиза Д. |
5 |
5 |
Лена Р. |
5 |
6 |
Максим Л. |
4 |
7 |
Матвей З. |
5 |
8 |
Рома Ж. |
5 |
9 |
Саша Л. |
5 |
10 |
Саша З. |
5 |