Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:47, курсовая работа
Цель: определить основные причины экстремизма и изучить основные пути его профилактики.
Объект исследования: молодежный экстремизм как социальное явление.
Предмет: профилактика молодежного экстремизма.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ И РАССМОТРЕНИЕ ПРИЧИН ЯВЛЕНИЯ
1.1 Понятие "экстремизм"
1.2 Причины возникновения и распространения экстремизма в России
ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
2.1 Профилактика в педагогическом процессе
2.2 Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3 Основные подходы к профилактике
2.4 Исследование подростков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Хотя данная модель и является
эффективной, в современных условиях
она не может использоваться изолированно
от других, так как идеи экстремизма
в настоящее время
Подход, основанный на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется
на понимании того, что влияние
сверстников и семьи играет важную
роль, способствуя или препятствуя
зарождению экстремистских идей. С
точки зрения данного подхода
важнейшим фактором развития человека
является социальная среда как источник
обратной связи, поощрений и наказаний.
В связи с этим подчеркивается
важность социально ориентированной
интервенции, представляющей собой
специальные программы для
Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков
В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса
описывают множество таких
Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской
Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:
1. Предложение специфической
активности (например, путешествия
с приключениями), которое вызывает
волнение и предполагает
2. Комбинация возможности
удовлетворения специфических
3. Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
4. Создание групп молодых
людей, заботящихся об
2.4 Исследование подростков
молодежь экстремист педагогический подросток
Для более продуманной
и эффективной профилактики экстремизма
необходимо выявить, откуда у подростков
появляются такие наклонности. Связано
ли это с неблагополучием в
семье или это влияние средств
массовой информации? Исследовать можно
как трудных подростков, стоящих
на учете в детской комнате
милиции, и обычных школьников 9-11
классов. Задачей опроса является выявление
факторов развития экстремистских настроений,
для организации более
1. Ксенофобия – это:
o боязнь Ксенона;
o нетерпимость (плохое, несправедливое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания;
o заболевание, при котором часто снятся ночные кошмары;
o боязнь потерять свою национальную культуру;
o затрудняюсь ответить.
2. Толерантность – это:
o редкое заболевание глаз;
o смирение и непротивление злу;
o уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;
o процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной "попсой";
o затрудняюсь ответить.
Необходимо будет уточнить, откуда они узнали о таких понятиях.
3. Как вы считаете, националист – это тот, кто:
o нарушает правила дорожного движения за границей;
o считает представителей своей национальности лучше всех других людей;
o досконально знает свою национальную культуру;
o пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности;
o затрудняюсь ответить.
4. Поддерживаете ли вы практику милиции проверять документы на улице у людей не-славянской внешности?
o да, это нужно делать обязательно;
o да, нужно проверять документы у всех подряд;
o нет, это не приемлемо ни в каких условиях;
o мне все равно;
o в некоторых случаях ___________________________ (каких?)
o иное ______________________________
5. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства?
o никогда;
o да, по национальному признаку;
o да, по имущественному признаку;
o да, по другим признакам;
o затрудняюсь ответить.
6. Поддерживаете ли вы
организации, которые
o полностью поддерживаю и готов быть членом такой организации;
o вообще согласен, но вступать в организацию не хочу;
o не поддерживаю такую позицию
o считаю, что такие организации надо запретить
7. Вы сталкивались со
случаями унижения достоинства
человека из-за его
o да, наблюдал лично;
o да, испытал на себе;
o да, слышал от знакомых;
o да, читал в газете;
o да, видел по телевизору;
o нет, не сталкивался;
o никогда не обращал внимания.
8. По вашему мнению, существует
ли в нашем городе нетерпимое
отношение к людям другой
o да, и это большая проблема;
o да, но встречается редко и не является проблемой;
o нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо;
o нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо;
o я не хочу об этом думать;
o не знаю.
9. Какие вы испытываете чувства при виде людей другой национальности:
o Мне все равно, не обращаю внимания
o Злюсь, или пытаюсь задеть их
o Положительно, Россия многонациональна
10. Какие взаимоотношения важны между людьми в мире:
o Денежные/Экономические
o Взаимоуважение/Толерантные
o Безразличные/Отчужденные
11. Могли бы вы представить
себя или своих близких в
браке с человеком другой
o Нет, это не может произойти у меня в семье.
o Почему бы и нет/ не знаю
o Да, это вполне возможно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что только силового противодействия со стороны государства в отношении экстремистских проявлений в молодежной среде недостаточно, необходимо преодоление роста радикализма и экстремизма в обществе, скоординированная воспитательная работа, внятная государственная молодежная политика, позволяющая направить политическую активность молодежи радикальных взглядов в цивилизованное, легальное русло.
В работе мы определили основные
причины экстремизма среди
В России необходимо для начала развить институт социальной работы до должного уровня, чтобы проводить профилактику в таком новом ключе как экстремизм. Необходимо создавать условия для социальной востребованности молодых людей, уделять особое внимание проблемным группам, разработать эффективный комплекс мер по предотвращению распространения экстремистских и радикалистских настроений в молодежной среде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
2. Dr. Peter T. Coleman and Dr. Andrea Bartoli/ Addressing Extremism
3. Абдулатипов Р.Г. Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, №2 с.74.
4. Антонян Ю.М. Экстремизм и его причины / Ю.М. Антонян.- М:Логос , 2010. – 288с.- ISBN:978-5-98704-502-2.
5. Витюк В.В, Эфиров С. А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность / В. В. Витюк, С. А. Эфиров ; Отв. ред. Г. В. Осипов; АН СССР, Ин-т социол. исслед., М. Наука 1987 с .315
6. Власов, В.И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика / В.И. Власов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 175с.
7. Дядиченко Е.А./ Профилактика
экстремизма и терроризма в педагогическом
процессе. Доступ через http://scienceport.ru/content/
8. Красинский, В.В. Об основных проблемах применения Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" / В.В. Красинский // Закон и право. - 2003. - № 8. - С.22-31
9. Кромин, А. Российская молодежь: проблемы и решения / А. Кромин // ОБНС. -2007. - №6. - С. 25-31
10. Ксенофобия, расизм, этническая дискриминация: итоги 2006 года. - (http://antirasizm.ru/)
11. Перепелкин Г.Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности // Правовая культура. - Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 1 (6). - С. 147-155
12. Сазанова Е. Молодежный экстремизм как социальный феномен // Экстремизм и другие криминальные явления. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. - С. 43-46
13. Саралиева З.Х.Социальная работа как профессия / Под ред. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: ННГУ, 1996 . – 316 с.
14. Фазылова Т.Ф.Философия образования. 2010. Т. 33. № 4. С. 309-313.