Элитарное образование: исторический опыт и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, реферат

Краткое описание

Вместе с преобразованием всего нашего общества, которое произошло совсем недавно, сразу же встал вопрос и о преобразовании системы народного образования. Обществу потребовались специалисты совсем иного уровня. Если в советское время элитными считались школы только лишь с углубленным изучением иностранного языка, то теперь знание языка считается нормальным явлением, составной частью культуры человека. А к элитным школам предъявляются другие, более высокие требования.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
Определение понятию «элитарности»…………………….4
Отличие элитарного образования от обычного………….5
Исторический опыт и современность……………………...9
Заключение………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 35.76 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ»

 

Кафедра истории и экономической теории.

 

Элитарное образование: исторический опыт и современность.

Реферат по педагогике

Студентки 3 курса (группа А)

Факультета  сокращенного обучения

 

 

Оценка:                                                                                  Научный руководитель:

«__________»______2011 г                                        доктор педагогических наук,

_______баллов                                                              профессор кафедры истории

Преподаватель:____________                                   и экономической теории

Киселёва Ольга Олеговна

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

Содержание.

  • Введение……………………………………………………..3
  • Определение понятию «элитарности»…………………….4
  • Отличие элитарного образования от обычного………….5
  • Исторический опыт и современность……………………...9
  • Заключение………………………………………………….13
  • Список литературы…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Вместе с преобразованием  всего нашего общества, которое произошло  совсем недавно, сразу же встал вопрос и о преобразовании системы народного  образования. Обществу потребовались  специалисты совсем иного уровня. Если в советское время элитными считались школы только лишь с  углубленным изучением иностранного языка, то теперь знание языка считается  нормальным явлением, составной частью культуры человека. А к элитным школам предъявляются другие, более высокие требования.

В конце 80-х годов в нашей стране появляется большое количество гимназий, многие из них таковыми являлись лишь по названию, тем более звучало это очень красиво. В начале 90-х годов само звание гимназии начало обязывать и к перестройке уровня подготовки учащихся гимназистов. Пересматриваются учебные программы, знания даются в большом объеме там, где их не хватало, излишняя информативность других учебных предметов, надуманных и ненужных, сокращается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение понятия  «элитарности».

Существует несколько  вариантов определения элитарного образования:

          1)Элитное образование рассматривается как образование закрытого (олигархического) типа и, напротив, элитарное образование трактуется как образование открытого (меритократического) характера. Сторонники данного подхода исходят из того, что в социальной науке понятие «элитарное» рассматривается как явление, которое еще находится в процессе становления, а «элитное» - это то, что уже нераздельно связано с элитой и несет в себе печать завершенности.

2)В втором случае предлагается такой тип учебного заведения обозначать как «элитный», а уровень получаемого образования как «элитарный». В свою очередь каждое элитное заведение делится на «открытое» или «закрытое». Данная дифференциация имеет свою опору в отечественной элитологии, где наиболее типичным определением термина «элитарный» является «относящийся к элите, свойственный ей, предназначенный для нее». Таким образом, в случае реализации данного подхода практически устраняется из употребления понятие «элитное образование» и полностью замещается понятием «элитарное образование».

3)В третьем варианте «элитарное образование» рассматривается как образование детей узкого круга, в который входят люди по критериям знатности и богатства, а «элитное образование» трактуется как образование самого высокого уровня, критерием получения которого выступают способности и таланты детей, высокий уровень их духовного саморазвития и креативного самовыражения.

Элитарное образование предполагает привилегированный вариант образования, в основе которого могут лежать особая сословная или  стартовая значимость родителей учащихся, их принадлежность к аристократическим или высшим финансово-промышленным кругам общества, а также к слоям общества, пользующимся особым общественным статусом (напр., известные политики, генералитет, видные представители сферы управления, успешные работники средств массовой информации). Это находит выражение и в их стремлении дать своим детям возможность получения закрытого или полузакрытого образования.

В целом элитарное образование  отражает тенденцию, объективно присущую социальным элитам «крови и кошелька», к закреплению своего привилегированного положения в социуме средствами образования, абсолютно недоступного или почти недоступного для выходцев из низших социальных слоев.

Отличие элитарного образования от обычного:

1.Системой отбора. Но не какого-то искусственного, а именно естественного отбора. Что касается отбора молодежи для «элиты» и вообще профессионального и любого другого отбора молодежи автор придерживается точки зрения, не совпадающей с если не общепринятыми, то по крайней мере широко распространенными взглядами о том, что людей надо отбирать на обучение профессиям по специальным задаткам и способностям. Наверное, для некоторых профессий весьма ограниченного круга это справедливо - для артистов, художников, летчиков и т.п. Но для большинства остальных профес­сий, по мнению автора, профессиональный отбор (в отличие от профессиональной ориентации) не только не целесообразен, но в определенной мере опасен.

С одной стороны, всегда есть возможность ошибки в выборе критериев  профессионального отбора. Так например, длительное время считалось, что важным профессиональным качеством шофера является быстрая реакция. Но, как показали исследования психологов, водители с быстрой реакцией как раз значительно чаще совершают аварии, чем водители с медленной реакцией. Первые рассчитывают на свою быструю реакцию, едут быстро и попадают в дорожно-транспортные происшествия. Вторые, зная свои индивидуальные особенности, ездят осторожнее. Как показал своими детальными исследованиями Е.А.Климов люди с разными типами нервной системы по-разному, но сравнительно одинаково успешно адаптируются к той или иной профессиональной деятельности.

С другой стороны, из теории систем известно, что любая специализация сложной системы, какой, в частности, является человек, приводит к сужению ее функциональных возможностей. И если людей к какой-либо профессиональной деятельности отбирать с определенными четко очерченными способностями, то коллективы таких профессионалов смогут успешно выполнять свои функции только в определенных конкретных и неизменяющихся постоянных условиях. Любое изменение производственной, экономической, социальной ситуации для такого сообщества окажется катастрофой.

2. Режим учебы – особый, жесткий и напряженный. Как  показывает исторический опыт, элита общества формируется в достаточно суровых условиях. Например, в элитарных школах Англии, выпускники которых традиционно занимают ключевые посты в правительстве, очень жесткая дисциплина, весьма скромное, даже скудное питание, а в спальнях нет отопления и окна в них открыты настежь круглый год.

Причем, в элитарных учебных  заведениях жесткий, чаще всего «интернатный» режим не только в смысле бытовых «лишений», но и в смысле огромной, тяжелейшей учебной нагрузки. Кроме того, обязательные занятия спортом, в крайнем случае физкультурой – для того, чтобы выдерживать большие интеллектуальные нагрузки необходимо физическое здоровье.

3. Преподавание всех предметов на высоком уровне трудности; на высшем уровне, на уровне, что называется, «высшего пилотажа», когда от студента требуется дойти до «края непознанного», когда студент должен детально разбираться: это науке известно, а вот это – неизвестно. К примеру, эта задача современной наукой нерешаема, эта предметная область не исследована и т.п. От студентов требуется не только знать все правила – этому учат и в «обычных» учебных заведениях, но знать все без исключения. Такая постановка обучения вырабатывает способность не бояться никакой новой научной области, никакого нового вида деятельности, отсутствие страха прослыть «непрофессионалом». Просто вырабатывается привычка в любой новой ситуации идти в библиотеку, брать учебники, затем научные монографии и т.д., и быстро доходить «до края непознанного». Это существенное отличие элитарного ученого заведения от «обычного». Причем, важно отметить, что в процессе обучения в элитарном учебном заведении не делается никакого различения по «степени важности» между естественнонаучными, техническими и гуманитарными предметами. Все одинаково важны! И это важнейшая отличительная черта элитарных учебных заведений.

4. Высокий уровень самостоятельности  в учебной деятельности.

    5.Четкая профессиональная ориентация, формирование профессионального самосознания обучающихся, когда им и до поступления и в течении всего процесса обучения буквально на каждом уроке, лекции, во всех внеурочных мероприятиях постоянно внушается мысль: «вы будущие ученые», или «вы будущие конгрессмены», или «вы будущие офицеры Генерального штаба» и т.д. «От вас требуется соответствующее поведение, всегда и везде на вас лежит высокая ответственность и т. д. ( в зависимости от профиля элитарного учебного заведения).

6. Методологическая подготовка. Напомним, что методология – учение об организации деятельности, как вообще любой, так и соответствующей профессиональной деятельности – ученого, юриста, врача и т.д. Подобная подготовка достигается посредством чтения литературы по истории развития той или иной профессии, а также встреч с профессионалами высокого уровня, которые рассказывают о своей профессиональной жизни. В профессиональных учебных заведениях к преподаванию на старших, специализированных курсах привлекаются по совместительству высококвалифицированные специалисты, работающие в соответствующей области – ведь они ближе к конкретной профессиональной жизни, чем академическая профессура.

7. Разностороннее развитие. Особенность элитарных учебных  заведений и в том, что там  сильно развиты самые разнообразные  формы, что называется внеурочной  воспитательной работы. Сам. В элитарных учебных заведениях учащимся, студентам предоставляются широчайшие возможности участия в факультативных курсах, курсах по выбору, кружках, секциях, обществах и т.д. Ведь выпускник элитарного учебного заведения должен набраться самого разнообразного и разностороннего жизненного опыта – и это тоже одна из специфических особенностей элитарного образования.

8. Общение с выдающимися  людьми. Это также особенность  элитарных учебных заведений.  Например, лекции читает знаменитый  академик. Конечно, в дидактическом  отношении лекции обычного вузовского профессора, как правило, будут понятнее для студентов. Но обаяние личности крупного ученого, широта кругозора, масштабность его проблематики – все это производит неизгладимое впечатление на молодежь, демонстрирует высшую планку профессионализма, задает «эталон» для подражания.

9. Развитие лидерских  качеств, умения работать в  команде. Эта особенность больше  свойственна английским и американским  элитарным школам и университетам.  В значительно меньшей степени,  к сожалению, российским учебным  заведениям. В американских и  английских элитарных учебных  заведениях каждый класс, каждая  группа одновременно является  спортивной командой и постоянно  участвует в разнообразных состязаниях,  что способствует сплочению коллектива. Кроме того, «должность» капитана команды сменная – ее по очереди исполняют все члены команды. Кроме того, в учебном процессе в последнее время там широкое распространение получили такие формы учебной работы как работа в группах, в командах. В том числе и на состязательной основе. Причем лидеры групп, команд также поочередно сменяются.

10. Традиции. Элитарные учебные  заведения сильны своими традициями. Во-первых, учебное заведение становится  элитарным не сразу, «вдруг».  Необходимы хотя бы несколько  блестящих выпусков, чтобы заработать  себе «славу» элитарного, а затем  эту славу постоянно поддерживать, «держать планку». Во-вторых, с  годами формируются собственные,  внутренние традиции: в постановке  учебного процесса, в режиме и  т.д. вплоть до атрибутики –  герба, гимна, формы учащихся  и учителей и т.п.

Исторический  опыт и современность.

Первыми известными в истории нового времени элитарными заведениями были коллегиумы, активно создаваемые орденом иезуитов в XVII - первой половине XVIII века в разных странах Европы и Латинской Америки. От этого латинского Collegium пошли и англосаксонские колледжи и французские коллежи. В иезуитских коллегиумах, закрытых от внешнего мира, воспитывались и обучались потомки знатных и богатых фамилий за весьма высокую плату, но вместе с ними (и за их счет) также немногие высокоталантливые выходцы из народа, а часть и привезенные специально иезуитскими миссионерами одаренные дети туземцев. Отбирая лучших (по критерию знатности, богатства и одаренности), предоставляя наиболее глубокое и всестороннее по тем временам образование, осуществляя блестящее светское воспитание, иезуиты практически укомплектовали своими воспитанниками верхушку колониальной администрации Испанского и Португальского королевства, оказали сильное влияние на властные структуры Франции при Анри IV и Луи XIII, Англии при Джеймсе I и Чарльзе I Стюартах, практически сформировали правительства Лун XIV и XV во Франции, Марии-Терезии и Иосифа II в Австрийской империи.

Интересен и опыт закрытых аристократических учебных заведений  Англии. На протяжении XVIII-XIX и значительной части XX века из стен Итона, Харроу, Оксфорда, Кембриджа выходили будущие блестящие  спикеры, премьеры, лидеры оппозиции, принцы-консорты и принцы-наследники, лорды-канцлеры и лорды адмиралтейства, адмиралы, вице-короли и просто короли Великобритании.

Со времен королевы Анны - ни одного дилетанта во главе кабинета. Двухвековое лидерство Англии в области отлаженности, регулярности, профессиональности политического процесса, безусловно, связано с удачно найденным типом и структурой элитарном школы и элитарного образования.

В России неоднократно пытались создать элитарную школу. Отдельные  российские сословия (дворянство, духовенство), не без влияния государства, пробовали  создать разные формы элитарного образования. Школа математических и навигационных наук (1700), ставшая в 1715 году Морской академией, Сухопутный шляхетский корпус (1730), Смольный институт с "малолетним отделением" (1764 - первая в мире начальная, средняя и высшая элитарная школа для женщин), Царскосельский (Александровский) лицей, Демидовский лицей в Ярославле, Ришельевский лицей, училище правоведения, Кременецкий лицей, Нежинская гимназия высших наук при Александре I, благородные пансионы при классических гимназиях в царствование Николая I, закрытые педагогические институгы в Петербурге и Нежине, морской кадетский корпус при Александре II, Пажеский корпус, основанный Петром III - это далеко не полный перечень попыток создать элитарную школу в дореволюционной России. Но практически все подобного рода опыты были лишь инициативой государственных структур и фактически не являлись настоятельной потребностью общества. В этом основное отличие от нашего времени: сейчас государство отстранилось от сосания элитарных школ, возникновение их связано с требованием общества.

Информация о работе Элитарное образование: исторический опыт и современность