Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть потенциал предметно-пространственной среды детского сада, как средства эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявлена специфика эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Изучены особенности построения предметно-пространственной среды ДОУ и ее возможности для эстетического воспитания дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста ………
1.1Эстетическое развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………5
1.2Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ ………………………………………………………….........................................10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ ……………………………………………………
2.1. Организации предметно-пространственной среды в ДОУ ………17
2.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста …………………......26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40
Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.
Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, – все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался.
Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.[14]
Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста – понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Следует отметить, что в ознакомлении детей с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено – знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. У младенца рано возникает особое отношение к человеку.
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка на научной основе по следующим принципам:
1. Принцип обеспечения
здорового образа жизни и
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10–15 детей. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
3. Принцип обеспечения
педагогического процесса в
Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни ребенка, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
4. Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
5. Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
6. Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
7. Принцип вариативности.
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
8. Принцип гарнитуры
Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения.
9. Принцип рациональности
Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10–15 детей. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого.
10. Принцип складирования
Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны – обладать устойчивостью, с другой – мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.
Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу.
11. Принцип «общего» и
«единичного» в подборе и
При разработке интерьера групп обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т.е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т.е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.
12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.
Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т.е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.[18]
Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
- возрастного состава малышей;
- психологической
- количественного соотношения мальчиков и девочек;
- социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
- окружающей социальной практики.
Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Предположим, что в группе половина малышей холерического темперамента. Тогда педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия – игры с водой и песком, конструирование, раскрашивание картинок и т.д.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т.д. Мальчикам всегда нужно больше места. И если с этой точки зрения анализировать дизайн группового помещения, он всегда обустраивается в ущерб мужской части воспитанников. Хотя бы потому, что воспитатели оформляют группу, исходя из своих, женских, представлений о красоте и уюте. И им гораздо легче представить, как и во что будут играть девочки, чем поставить себя на место мальчиков. Так что гендерное неравенство, ограничивающее мальчиковые игры, в детсадовской среде присутствует изначально.
Эти особенности необходимо учитывать при планировке группы, в которой «мужской контингент» преобладает. Возможно, требуется пожертвовать парикмахерской и отвести дополнительное место для строительных игр. Возможно, требуется сократить количество кукол, но увеличить количество машин.
Девочки, как показали физиологи, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Сельские дети проигрывают больше сюжетов с включением игрушек, изображающих домашних животных; городские малыши предпочитают транспортные игрушки, отображающие виденные на улицах сцены из жизни города и пр.
Итак, интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному и половому составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.
Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.
Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность – в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищено, но комфортно.
Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить маленьких.
Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности.
Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для детей. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т.е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом. В настоящее время остро встает проблема построения образовательной среды в различных образовательных учреждениях, прежде всего дошкольных: меняются требования общества к подрастающей личности, на смену авторитарной педагогике пришла личностно ориентированная модель воспитания детей, и это требует организационных изменений.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду.[18]
Авторы Концепции, определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
II.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества. В детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование. Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, нотные доски с фишками для индивидуального пользования, некоторые музыкально-дидактические игры, проигрыватели и т. п. Для театрально-игровой деятельности нужна напольная трехстворчатая ширма с комплектом театральных игрушек, с костюмами и декорациями, маски зверей и птиц, плоскостные настольные театры и персонажи пальчикового театра и т. д. Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. И хотя он еще может не осознавать ни содержания, ни выразительных средств, но то, что закладывается в эти годы, «ложится прочно, становится второй природой человека». Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений. Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь. Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию. Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей,— это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении. Большое внимание в дошкольных учреждениях уделяется эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада — цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых — все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений. Эстетика быта в детском саду и в семье определяется задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними, задачами художественного развития. Поэтому обстановка должна быть целесообразной и обеспечивать разнообразную деятельность детей. Одновременно нужно избегать украшательства, загромождения помещений ненужными предметами. Чистота и порядок — основа эстетики быта. Оформление дошкольных учреждений выдерживается в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели и других предметов, комплектность мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства, озеленение интерьеров. Особое место в детском саду принадлежит мебели. Легкая, прочная, привлекательная и совершенно безопасная для детей, сделанная из дерева с применением мягких металлов и пластика, она должна быть подвижной, привлекать и радовать ребенка. Мебель из разных гарнитуров недопустима для оформления помещения. В цветовой отделке также должна быть гармония. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо соблюдать чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края. В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой — получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся и ампельные цветущие растения. Интерьер детского сада не должен быть статичным: необходимо время от времени изменять расположение мебели, вносить новые детали в оформление, обновлять произведения искусства. Эстетическое воздействие на детей оказывает внешний облик окружающих взрослых и детей: их одежда, прическа, умение держаться, культура общения и т. д. Одежда взрослых и детей должна соответствовать сезону, отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям. Не меньшее значение имеют все предметы, окружающие ребенка: игрушки, пособия, посуда. Предметы, которые используются в быту, должны отвечать требованиям эстетики, храниться в определенных местах. В воспитании детей нет мелочей. Поэтому при отборе предметов для дошкольного учреждения необходимо учитывать их эстетическое воздействие.[28]