Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 09:52, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть потенциал предметно-пространственной среды детского сада, как средства эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования:
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Выявлена специфика эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Изучены особенности построения предметно-пространственной среды ДОУ и ее возможности для эстетического воспитания дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста ………
1.1Эстетическое развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………5
1.2Особенности организации эстетического воспитания в условиях ДОУ ………………………………………………………….........................................10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….16
Глава 2. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях предметно-пространственной среды ДОУ ……………………………………………………
2.1. Организации предметно-пространственной среды в ДОУ ………17
2.2. Использование предметно-пространственной среды ДОУ в целях эстетического воспитания детей дошкольного возраста …………………......26
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….39
Библиографический список……………………………………………………..40
Важнейшим средством эстетического воспитания является природа — вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий взрослые обращают внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждают интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней, готовность участвовать в ее сохранении. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, приучают к активной деятельности, умению создавать красивое самому. Эстетическую радость переживают дети, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью любуясь плодами своего труда. Выезжая на дачу, дети становятся свидетелями труда колхозников, восторгаются богатством и красотой даров природы. В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.). За годы Советской власти в нашей стране создано большое количество произведений искусства, специально предназначенных для детей. Все они должны отвечать требованиям высокой идейности, художественности содержания и формы, содействовать формированию материалистического мировоззрения, правдиво отражать окружающую действительность и быть доступными жизненному и художественному опыту детей. Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись, которую М. Горький называл великим искусством, потому что живопись наиболее полно, чувственно и весомо создает образ. Эти качества живописи делают картину доступной ребенку с самого раннего возраста, наглядно показывая то, что дети не могут увидеть в данный момент. Художник как бы останавливает время, приближает явление пространственно, дает возможность рассмотреть то, что в жизни мгновенно, позволяя глубже осознать каждую деталь и образ в целом. Всякое произведение изобразительного искусства не столько украшение детского сада, сколько средство эстетического воспитания детей. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет). Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика — настенный эстамп и книжная иллюстрация. Декоративное оформление детской книги делает ее предметом искусства, помогая детям проникать глубже в содержание литературного произведения. Шире следует распространять в детских садах произведения малой скульптуры (изделия из фарфора, гипса, дерева, обожженной глины, штампованной пластмассы). Лучшие образцы детской игрушки также являются произведениями искусства и могут использоваться в качестве украшения (например, такие, как дымковские и др.). К декоративным формам изобразительного искусства относятся ковроткачество, портьерный текстиль, керамика, художественное стекло, деревянные изделия Хохломы и Городца, металлические подносы Жостова, вышивки, плетеные кружева и др. Необходимо использовать в детском саду произведения местного края и своей национальности. Чем чаще в работе с детьми будут применяться шедевры народного пластического и декоративного искусства, тем легче будет формироваться у них художественный вкус, любовь к родному краю, его умельцам.[25]
Не менее важную
роль в создании эстетической
среды играет музыка. Музыка имеет
звуковую природу, временной характер,
обобщенность образов, являясь «искусством
чувств», как говорил П. И. Чайковский.
Музыка должна звучать не
Получая разнообразные музыкальные впечатления,
дети стремятся к самостоятельному «музицированию»,
подбирая полюбившиеся мелодии на детских
инструментах. Это способствует творческой
активности детей, т. е. естественному
переходу от воспроизведения знакомых
мелодий к созданию своих собственных.
К важнейшим средствам эстетического
воспитания относится обучение. Это специально
организованная передача подрастающему
поколению культурно-эстетического опыта
предшествующих поколений. Обучение осуществляется
под руководством взрослых и предполагает
определенную программу знаний, умений
и навыков, а также использование системы
методов, обеспечивающих их усвоение.[22]
Средством эстетического воспитания является и самостоятельная художественная деятельность детей.[23]. В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино- и телепередачи. Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники, посвященные 1 Мая, празднику Победы, Международному женскому дню, Дню Советской Армии. Все они в яркой, эмоциональной форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни. Внешняя сторона праздничного утренника должна содействовать пониманию детьми его идейного содержания. Эстетические переживания, связанные с проведением утренника, торжественно-радостная обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтическим сценарием, декоративным оформлением зала, костюмами детей, коллективными и индивидуальными выступлениями, музыкальными играми и развлечениями. Одним из самых веселых и радостных детских праздников является Новый год. Сама украшенная елка — это уже эстетическое зрелище для детей, дополняющееся веселыми хороводами детей и любимых сказочных героев, сюрпризами и подарками. Стали традиционными проводы в школу, коллективное празднование дней рождения, вечера сказок, любимых песен, стихов и плясок. Радостное настроение детей на таких вечерах обеспечивается единством художественного слова, музыки, изобразительного искусства, театрального представления, активностью каждого ребенка. Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям (День космонавтики), явлениям природы («Проводы зимы», «Навстречу весне»), родному городу («Знай и люби свой город»), любимым книгам и др. На такие вечера, кроме детей, могут привлекаться для выступления музыканты-профессионалы, а также родители, учащиеся музыкальных школ, воспитатели, сотрудники детского сада.
Самым простым зрелищем для младших дошкольников является театр игрушек, которые движутся в сопровождении художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально-эстетическое восприятие. Кукольный театр или театр Петрушки — более сложное представление для детей. В образах кукол подчеркиваются отдельные черты характера, а динамичность действия углубляет полноту эстетических впечатлений. Дети 6—7 лет сами могут научиться управлять куклами, используя их в творческой игре. Разновидностью театрального искусства является теневой театр.
Участвуя в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д. В вечерних развлечениях особенно нуждаются дети, круглосуточно находящиеся в детском саду. Для них целесообразно исполнить любимую сказку, колыбельную песню, нежную ласковую музыку (например, в грамзаписи). Большую роль в эстетическом воспитании детей играют музыкальные передачи для дошкольников. В советскую семью прочно вошло телевидение, а в жизнь детей — детские телепередачи, характеризующиеся синтезом музыкальных, изобразительных, литературных и специфических образов. Это единство различных видов искусств усиливает эмоциональность воздействия телепередач, которые приобретают большое значение не только с точки зрения усвоения детьми новых знаний об окружающей действительности, но и формирования эстетического отношения к ней. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, театрализованных играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве,- обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус.[25]
Воспитательная ценность праздников, зрелищ и развлечений определяется их содержанием, музыкальным, поэтическим и изобразительным оформлением, педагогически продуманной организацией. Через яркие, радостные эмоции, формирующие эстетическую отзывчивость, дети приобщаются к общественным идеалам. Особая роль в решении задач эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и художественные знания, умения и навыки, формировать эстетическое развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эстетической культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе.
В детском саду эстетическое воспитание осуществляется на всех занятиях: и на занятиях по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по природе, и на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т. д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить. Специальные занятия по изобразительной деятельности, музыке, по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства позволяют педагогам наиболее экономно, целенаправленно, систематически и с постепенным усложнением передавать детям обязательный и соответствующий каждому возрасту объем эстетических и художественных знаний, умений и навыков, формировать исполнительскую и творческую деятельность детей. При этом педагог никогда не забывает учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, развивать художественные и эстетические интересы и склонности детей. В процессе занятий по ознакомлению детей с изобразительными, литературными произведениями и музыкальным искусством педагог специально учит детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание к различным свойствам музыкальных звуков, оттенкам цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах. При этом воспитатель целенаправленно и постепенно развивает эстетическое восприятие, эстетические суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в художественной деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству. Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. Например, в изобразительной деятельности он учит детей задумывать тему изображения, искать выразительные средства для передачи содержания, передавать характерные черты жизненных явлений и т. д. В словесном творчестве воспитатель учит детей находить слова в выразительном сочетании, искать разнообразные эпитеты, рифмы, ритм поэтической речи, композицию рассказа; в пении — музыкальные интонации, несложные мотивы, выражающие переживания детей; в игре — образные характерные движения персонажей. В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка.
Выводы к главе II
В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.
Применительно к системе дошкольного воспитания понятие «образовательная среда» обычно не рассматривается, чаще встречается понятие «развивающая среда».
Характеризуя развивающую среду, педагоги чаще всего рассматривают ее с точки зрения организации (предметно-пространственная, духовная); осуществляемой деятельности (учебная, игровая, трудовая); содержания (программы, методы, формы работы.
Предметно-развивающая среда должна быть достаточно связанной, с тем, чтобы ребенок, переходящий от одного вида деятельности к другому, ощущал их как взаимосвязанные жизненные моменты, и вместе с тем должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагога.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод. Предметно - пространственная среда ДОУ:
– должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов ;
– ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
– ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности;
– должна быть организована в соответствии с основными принципами зонирования;
– учитывает индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;
– учитывает особенности эмоционально - личностного развития ребенка;
– учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;
– учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Заключение
Проблема эстетического
воспитания довольно полно разработана
в
отечественной и зарубежной литературе.
Анализ психолого-педагогической и методической
литературы по проблеме позволяет сделать
следующий вывод: эстетическое воспитание
действительно занимает важное место
во всей системе учебно-воспитательного
процесса, так как за ним стоит не только
развитие эстетических качеств человека,
но и всей личности в целом: ее сущностных
сил, духовных потребностей, нравственных
идеалов, личных и общественных представлений,
мировоззрения.