Эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток на содержание их профессиональной деятельности. [21]. А в современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке[2] .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Подростковый возраст – трудный возраст в становлении личности человека. Происходит интенсивное и в то же время не равномерное психофизическое развитие, перестройка всего организма. Одновременно с активным физическим созреванием происходит интенсивное формирование личности, которое осуществляется  под влиянием окружающей действительности, семьи, общественности, а главное, в процессе учебно-воспитательной работы школы. У подростков наблюдается особая потребность в авторитетном суждении взрослых, в чутком наставнике, под влиянием которого воспитываются черты характера.

Интересы подростка  становятся не только широкими, разнообразными, но и содержательными, зачастую выходят  за рамки школьных программ. Полнее удовлетворить эти разносторонние интересы помогают внеклассные и внешкольные формы организации занятий.

В старшем школьном возрасте очень ярко начинает проявляться  стремление к общению с товарищами, к коллективу сверстников. Эмоционально окрашенное стремление подростка принимать  активное участие в различной  деятельности имеет огромное значение. Урочная и внеурочная деятельность должна быть насыщена информацией, способствующей всестороннему интеллектуальному и духовному развитию, накоплению эстетических богатств.

2.3. Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников

 

Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в  эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.

Объектом данных  форм  эстетической деятельности  является человек. смысл ее – преобразование человека по законам красоты [20]. Аспектом  является – формирование красоты телосложения и движений человека.

Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека  выразительность и красоту.  Яркое свидетельство тому  - классическая фигура "Дискоболла" Мирона, "Копьеносец" Поликлета, "Метатель" Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.

Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет  развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества  человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела.

Красота телосложения и  красота движений неразрывно связаны  друг с другом. Формирование прекрасного  в физическом отношении человека предполагает достижение им физического совершенства.

Существуют традиционные средства – физические упражнения, входящие в программный материал по физической культуре в общеобразовательной  школы. В последнее время разрабатываются  и нетрадиционные, инновационные  системы и методики физической культуры, способствующие коррекции телосложения, осанку, походку, тем самым влияющие на физическую внешность человека [15].

Среди них существуют, различные физкультурно-оздоровительные  системы, как для юношей, так и  для девушек– аэробика и ее разновидности (аква –или гидроаэробика, степ-аэробика, слайд-аэробика, танцевальная  аэробика: фанк, сити-джем, хип-хоп и др.) ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, силовое троеборье, шейпинг, калланетика, фитнесс, джимикс и т.д.

Аэробика – это система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Слово «аэробика» (от греч. аэро –воздух, биос –жизнь) стало известно всему миру в 1968 году, когда американский физиолог профессор Купер опубликовал книгу «Аэробика», видя физическое несовершенство, частую заболеваемость [25].

Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным способом.

Шейпинг (от англ. shaping – придавать форму, формировать) – это система физических упражнений (преимущественно силовых), направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.

Атлетическая  гимнастика – система физических упражнений, направленных  на развитие силы, формирование и коррекцию телосложения, позволяет влиять на локальные мышечные группы. Одновременно представляет собой эффективное средство, способствующее укреплению здоровья, на основе корректировки врожденных дефектов тела, профилактики многих недугов [15].

Калланетика – это программа из 30 упражнений, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп.

Гидроаэробика (аква-аэробика) – это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Бодибилдинг – телостроительство, а точнее искусственное конструирование  мышц. Здесь оцениваются внешний вид  мышц. В занятиях используются упражнения  с отягощениями. Недостатком является употребление протеинов, анаболиков, использование парафина, которые не способствуют укреплению здоровья.

К настоящему времени  разработан  и практически апробирован  целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной  направленности, которые предназначены  для широкого использования [25].

Эффективность таких  занятий заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Коллективная форма занятий помогает реализовывать потребность в общении. Сила и выносливость, гибкость и пластичность, красота и уверенность в себе – вот, что присуще современным методикам физической культуры [9].

В зависимости от направления  занятий и формы проведения занятий  можно решать разные задачи:

  • оздоровительные (снижению лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);
  • эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);
  • обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);
  • реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);
  • психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эстетическое  воспитание призвано формировать у людей предельно широкие эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой и спортом представляют исключительно широкие возможности для этого. Речь идет о развитии эстетической активности личности, прежде всего, в практической деятельности, жизни.

Взаимосвязь физического  воспитания с эстетическим заключается в том, что, с одной стороны, физическое воспитание расширяет сферу эстетического воздействия на человека, с другой — эстетическое воспитание повышает эффективность физического за счет внесения в него положительного эмоционального момента и дополнительных привлекательных стимулов к занятиям физическими упражнениями.

Перед эстетическим воспитанием  в процессе занятий физическими  упражнениями стоят следующие специфические  задачи:

  • воспитание эстетических чувств и вкусов в области физической культуры;
  • воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
  • воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке

Таким образом, эстетическую подготовку позволительно рассматривать как  один из путей совершенствования  учебно-воспитательного процесса, а также как непременное условие разностороннего и гармонического развития ребенка.

 

Литература

 

  1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии, 2003. - №6. – С.100-110.
  2. Бакшева Т.В. Эстетическое воспитание в подготовке квалифицированных кадров в области физической культуры и спорту / Проблемы детской антропологии: Материалы Всероссийской научной конференции. – Ставрополь: Кавказкий край, 2004. С. 50-51.
  3. Бервинова Н.С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой. – Дис…канд. пед. наук. 13.00.04; Утв 18.07.03. – М. 2004. – 172с.
  4. Бернштейн Н.А. О построении движений.-М.: Медгиз, 2005
  5. Боброва Г. Искусство грации. – Ленинград: Детская литература, 2004. – 110 с.
  6. Буткевич О. Красота. Природа. Сущность. Формы. – Л., 2005. – С. 5.
  7. Глушак Н.М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры //Физическая культура в школе. -№11, 2004.
  8. Гольдентрихт С.С. Эстетическое воспитание студентов. – М.: Изд-во МГУ, 2006.- С.5-7.
  9. Грудницкая Н.Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий. Дис. Канд. пед. наук., 2004. – 125с.
  10. Зинкеева Л.С. Путешествие в мир музыки и движений // Физическая культура в школе. – 3. – 2005, 68-71с.
  11. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис…канд. – М, 2004 С.4-6. 
  12. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2004. – 180с.
  13. Краткий словарь по эстетике:Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. – М. : Просвещение, 2004. – 224с.
  14. Кременцова О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности // Советская педагогика, 2004. - №6. – С. 102-106.
  15. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2003. – 224с.
  16. Маймин Е.А. Эстетика – наука о прекрасном. -  М.Просвещение,2004.
  17. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС,  2004.
  18. Морель Ф. Хореография в спорте. М.: Фис, 2003.
  19. Назаренко Л.Д. Пластичность как двигательно- координационное качество // Теория и практика физической культуры. – 2004. -№8. – С.48-53.
  20. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. - ФиС. - М., 2005г.
  21. Ситник А.П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе. – М.: Просвещение, 2004. – 49с.
  22. Спорт, музыка, грация: Художественная гимнастика /Под ред. Кирсанова В. – 2-е изд. –М.:Ф и С, 2005.
  23. Теория и методика физического воспитания. Под. ред. Б.А. Ашмарина М.: Просвещение,   2004.
  24. Френкин А.А. Эстетика физической культуры.- М.: Фис, 1983г.
  25. Холодов Ж.К.,  Кузнецов В.С. – Теория и методика физического воспитания и спорта. – Академия. – М. – 2003 г.
  26. Якимова Л.А. Структура двигательной профессиональной деятельности выпускников физкультурных вузов с учетом будущей профессии / Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. – Краснодар, 2003. – С.143-144.

 




Информация о работе Эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников