Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:45, контрольная работа
Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти. Неслучайно уже в 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469-1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее...» Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.
1. Политика как общественный феномен.
2. Парадигмы политики:
а) теологическая;
б) натуралистическая (геополитика, биополитика, психополитика);
в) социоцентристская;
г) культурологическая;
д) парадигма консенсуса;
е) парадигма конфликта.
3. Соотнесение политики с другими сферами общественной жизни:
а) экономикой;
б) правом;
в) моралью;
г) религией.
4. Роль политики в общественном развитии.
5. Субъекты и объекты политических отношений.
6. Соотношение целей и средств в политике.
7. Политика, политическое насилие и ненасилие.
Новый этап в развитии концепции ненасилия и особенно в ее внедрении в реальную массовую политику связан с именем Махатмы Ганди. С помощью созданного им Индийского Национального Конгресса он успешно воплотил в жизнь целостную стратегию ненасильственной политической борьбы, получившую название «сатьяграхи» (в буквальном переводе — упорство в истине). Эта стратегия была основана на объединении и вовлечении в освободительное движение широких народных масс, независимо от их классовой или кастовой принадлежности и осуществлялась исключительно методами ненасилия в основном в двух формах — отказа от сотрудничества с колониальной администрацией и гражданского неповиновения. Несотрудничество выражалось в бойкоте правительственных учреждений и учебных заведений, отказе от титулов и званий, пожалованных английскими властями, организации мирных шествий и демонстраций.
Гражданское неповиновение проявлялось в игнорировании законов и распоряжений колониальной администрации, в проведении политических забастовок и харталов (прекращение деловой активности, закрытие торговых заведений и т.п.), неуплате налогов. Во взаимоотношении с колониальными властями использовалась тактика мирных переговоров, компромиссов и поиска консенсуса.
Осо6енности ненасильственной политики
Суть концепции ненасилия в политике заключается в отказе от применения силы при разрешении конфликтов и в урегулировании спорных вопросов на основе принципов гуманизма и нравственности. Она рассчитана на действие более высоких мотивов человеческого поведения, чем страх перед физическим наказанием или экономическими санкциями, на силу духа, нравственной убежденности, героического примера. Основой насилия, — пишет политолог Д. Фейхи, — является власть ненависти или, по крайней мере, страха, в отличие от ненасилия, основой которого служит сила бесстрашия и любви. Ненасилие «не ранит, не разрушает и не убивает, как физическое оружие, а исцеляет, объединяет и содействует сближению судеб угнетенного и угнетателя».
Ненасилие в
политике традиционно служило
Ненасильственные
методы учитывают особенности
Философия ненасилия утверждает верховенство личности, ее духовно-нравственного мира по отношению к власти. Она исходит из того, что внутренний голос совести выше законов государства. «Неужели гражданин должен, хотя бы на миг или в малейшей степени, передавать свою совесть в руки законодателя? — писал Генри Торо. — К чему тогда каждому человеку совесть? <...> Мы должны быть сперва людьми, а потом уж подданными правительства.
Желательно
воспитывать уважение не столько
к закону, сколько к справедливости».
Философия политического
Ненасильственные действия
Концепция ненасилия претворяется в жизнь с помощью ненасильственных действий. Сам этот термин — «ненасильственные действия» — употребляется как в широком, так и в узком значениях. Ненасильственные действия в широком смысле — любая политическая активность (или умышленная пассивность), исключающая насилие. Исходя из широкого значения данного термина, все политические действия делятся на насильственные и ненасильственные.
В узком значении
понятие «ненасильственные
Способы (средства) ненасильственных действий разнообразны. Многие из них применялись уже в глубокой древности. Так, еще в 494 г. до н.э., чтобы заставить правителей Рима выполнить свои требования, проживавшие там плебеи оставили работу и покинули город.
В России ненасильственные способы политической борьбы — стачки, демонстрации, народные собрания и др.- широко использовались в 1905-1906гг. с целью заставить самодержавие учредить парламент. Их результатом стал созыв Государственной Думы.
В современном мире арсенал ненасильственных способов политической борьбы чрезвычайно разнообразен. Американская исследовательница проблем ненасилия Джин Шарп в своей получившей широкую известность книге «Политика ненасильственных действий» (1973) описывает 198 ненасильственных способов борьбы. Это — публичные выступления, заявления, письма протеста или поддержки, выставление лозунгов, депутации, пикетирование, надоедание официальным лицам, остракизм отдельных людей, забастовки, ненасильственная оккупация зданий, невыполнение законов, чрезмерная загрузка административной системы и т.д.
Список используемой литературы
Бро Ф. «Политология». – М., 2002.
Вятр Е. «Социология политических отношений». – М., 2005.
Зеркин Д.П. «Основы политологии». – Ростов н/Д., 2004.
Кравченко И.И. «Введение в исследование политики». – М., 2005.
Макеев А.В. «Политология». – М., 2006.
Мальцев В.А. «Основы политологии». – М., 2008.
«Основы политической науки». Под ред. В.П.Пугачева. – М., 2003.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. «Введение в политологию». – М., 2007.
Соловьев А.И. «Политология: Политическая теория, политические технологии». – М., 2007.
«Элементы теории политики». Под ред В.П.Макаренко. – Ростов н/Д., 2003.