Сестринское дело в годы Крымской Кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:15, реферат

Краткое описание

Прошлое – часть настоящего и путь к будущему. Исходя из этого, следует перестать рассматривать прошлое как ряд отдельных положительных примеров для назидания: в нём надо видеть единый, динамический процесс с ошибками, борьбой, анализом, положительными и отрицательными явлениями; такой подход необходим для избежания ошибок.
История медицины не ограничивается изучением прошлого. Развитие медицины продолжается и на наших глазах. Прошлое, настоящее, будущее – звенья в цепи исторического развития. Изучение прошлого помогает лучше понимать настоящее, даёт масштаб для его оценки. Вместе с тем, познание закономерностей предшествующего развития любого явления, и уяснения современного его состояния помогают лучше понять и научно прогнозировать пути его развития в будущем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………. 3
Основание общины сестер милосердия ………………………… 4
Крымская война ………………………………………………….. 8
Героизм медсестер в период войны …………………………….. 11
Русские медсестры и создание красного креста ……………….. 13
Заключение ……………………………………………………………. 15
Литература …………………………………………………………….. 17

Вложенные файлы: 1 файл

sestrinskoe_delo_v_gody_krymskoy_kampanii.docx

— 41.16 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Героизм медсестер в период войны

 

Примером героизма в этой войне является Даша Севастопольская (Михайлова), первая в России сестра милосердия, которая безвозмездно помогала раненым и больным. Ее почин - помощь раненым в боях под Севастополем - считается официально признанным самым первым - с 8 сентября 1854 года (то есть за два месяца до приезда русских сестер милосердия из С.- Петербурга и сестер из Англии вместе с Флоренс Найтингейл).

Оборона Севастополя в период Крымской войны 1853-56 гг. вошла в историю города одной из самых ее героических страниц. Наряду с регулярными войсками в боях принимали участие жители осажденного города. Среди них была и одна из самых первых русских сестер милосердия - Даша Севастопольская. Была эта молодая женщина круглой сиротой, дочерью убитого в Синопском сражении матроса Лаврентия Михайлова. Некого было ей спрашивать, поэтому и решила сама помочь «браткам», чем может: продала свой дом, что стоял на окраине Севастополя, купила лошадь, бочонок спирту, бинтов, пластырей и иных медикаментов; оделась в матросский бушлат, сапоги и белую фуражку и отправилась за нашим отрядом на Альму, где ожидалось большое сражение. Пехота добродушно подшучивала над такой «морской кавалерией», но уже через день, когда полетела картечь да осколки ядер по рукам и ногам и «все разбитое, но еще живое» потянулось к тем кустам, где «пацаненок» в белой фуражке разложил свое нехитрое хозяйство. Засучив рукава, проворный «мальчишка» обмывал и бинтовал раны, нацеживая раненому чарку, чтобы унять боль. Изумленно глядели перевязанные усачи, угадывая все же в ловких, мягких руках и ласковом взгляде женщину: «Это же Ангел слетел сюда от престола Господня!». Всю войну пробыла Даша сестрой милосердия (среди других женщин-сестер ее видел позднее и Н. Пирогов). О ее самоотверженности и мужестве было доложено самому Государю Императору, и 16 ноября 1856 года Дарье Михайловой была вручена заслуженная награда: золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте, а также 500 рублей серебром (по выходе замуж было также обещана 1 тыс. руб. на обзаведение, и в последствии она получила эти немалые по тем временам деньги). В тот день Даша Севастопольская стала первой в России женщиной из народа, получившей высокую награду.

 

 

После войны Даша вышла замуж за рядового Максима Хворостова и действительно получила тысячу рублей, на которые купила трактир на Бельбеке, а затем уехала с мужем в Николаев. Позже она вернулась в свой родной город, где и жила до конца своих дней. Была похоронена в 1910 г. на кладбище юго-западнее Малахова кургана. В 1954 году, в дату столетия Обороны Севастополя, одна из улиц города - Четвертая, - была названа именем Даши Севастопольской, а в 2005 г. ей был поставлен памятник как героине Крымской войны и первой сестре милосердия.

 

В целях поощрения и увековечения заслуг сестёр в Крымской войне комитетом Крестовоздвиженской общины был учреждён позолоченный крест, которым были награждены 158 сестёр. Именно в период Крымской войны русская женщина впервые вышла из сферы домашней жизни на поприще государственной службы, показав высокие деловые и нравственные качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русские медсестры и создание красного креста

 

Героиня военных событий в Крыму Александра Травина была вдовой государственного служащего невысокого ранга. Рапортуя о своей деятельности медсестры, Александра лаконично, скромно, безо всякого пафоса и похвальбы кратко сообщала: «Опекала шестьсот солдат в Николаевской батарее и пятьдесят шесть офицеров».

Другая женщина, Мария Григорьева, также вдова чиновника, почти бессменно дежурила в палатах, выделенных для умирающих от ран. Она облегчала их муки как могла — и словом, и заботой, находясь рядом до самых последних их минут.

Истинный героизм проявила и Екатерина Будберг, баронесса, сестра знаменитого русского писателя А. С. Грибоедова. В то время, когда из-за сплошного огня артиллерии многие мужчины не смели и головы поднять, Екатерина Будберг выносила из-под обстрела раненых, оказывала им первую помощь. Однажды осколок снаряда не миновал и ее, задев плечо, однако для этой женщины не существовало ни страха, ни боли, пока ее подопечный раненый не был доставлен на перевязочный пункт.

Помощь раненым и больным во время Крымской войны оказывали 160 сестер Крестовоздвиженской общины, 17 из которых не суждено было вернуться домой: они погибли на поле боя. Всего же в годы войны в Крыму работали 250 медицинских сестер. Впоследствии все они были награждены серебряными медалями, изготовленными по личному приказу императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Наиболее значительный вклад в развитие сестринского движения в период крымских военных действий внесли сестры Крестовоздвиженской общины, которые служили примером истинного милосердия и беззаветного служения своему делу.

Не случайно в 1867 г. именно на основе Крестовоздвиженской общины, расположенной в северной столице, было организовано Российское общество Красного Креста, главной целью которого стала помощь раненым и больным воинам, а также военнопленным.

 

 

 

Российским сестрам милосердия обязан своим рождением и Международный комитет Красного Креста, носивший вначале название Международный комитет помощи раненым. Идея его организации принадлежала гражданину Швейцарии Анри Дюнану. Героизм и самопожертвование русских медсестер во время крымских событий потрясли его до глубины души.

Под впечатлением этого решил сформировать международное сообщество, при посредничестве которого частные лица могли бы содействовать людям, ставшим жертвами войны.

Добровольную помощь мог оказать любой, а распределялась она также вне зависимости от гражданства, национальности, военных чинов или социального положения нуждавшихся в ней людей. Международный комитет был создан в 1863 г., а на конференции 1876 г. представители разных стран учредили знак Комитета — крест алого цвета на белом полотнище. С того времени красный крест стал символом неприкосновенности исполняющих свой долг врачей. В мирные дни общество Красного Креста организует помощь жертвам стихийных бедствий и катастроф, а также принимает меры, направленные на профилактику эпидемий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

«Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божия. Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения, ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга...».

 

 

 Сегодня в стране работает более 800 тысяч медицинских сестер. Медицинские сестры составляют большинство работников любого лечебно-профилактического учреждения.  Они дарят больным и раненым душевное тепло, сострадание и сочувствие, сочетая с умением оказать неотложную помощь в самых экстремальных условиях.  
 
     История сестринского дела охватывает многие столетия и не случайно его, наряду с врачеванием, называют самым древним искусством и, в то же время, - самой юной профессией. 
 
     Сестринское дело в  России  имеет свой  путь развития. Прообразом первых сестер милосердия были  надзирательницы в воспитательных домах, созданных по указу Петра Великого. В 1803-1818 годах по распоряжению Императрицы Марии Федоровны в знаменитых вдовьих домах в Лефортово, была создана служба «сердобольных вдов». На протяжении последующего времени российские сестры милосердия героически выполняли свой долг во многих кровопролитных войнах. В ходе 1-й мировой войны на плечи сестер милосердия Российского общества Красного Креста  легла основная нагрузка по оказанию медицинской помощи больным и раненным российским солдатам и офицерам. В годы Великой Отечественной войны в результате самоотверженной работы врачей и медицинских сестер 72% раненых вернулись в строй. 
 
   

 

 

  Сегодня сестринское дело продолжается и идет в направлении улучшения организации работы, развития системы профессионального образования среднего медицинского персонала.    
 
     Исследования истории сестринского дела и среднего медицинского образования должны служить источником знаний об опыте - как положительном, так и отрицательном – предыдущих поколений в становлении и развитии важной, общественно значимой профессии, повышения ее престижа, как в глазах самих медицинских сестер, так и врачей и пациентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 1. Гулова С.А., Казакова Т.Ф., Галахова И.Е. Медицинская сестра: Практическое  руководство по сестринскому делу. – СПб.: , 2004. - 392с. 
 
2. Иванюшкин А. Я.,Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учебное  пособие. – ГОУ/ВУНМЦ МЗ РФ, 2003 г. – 320с. 
 

3. Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. – М., 1950. – с.86 
 
4. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.А. История сестринского дела в  России. – СПб.: СПбГМА, 1998. – 144с.

 

http://yamedsestra.ru

http://www.medihistory.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сестринское дело в годы Крымской Кампании