ФИЛИАЛ УЛЬЯНОВСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ДИМИТРОВГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ДИЗАЙНА
Факультет: Заочное отделение
Дисциплина: Политология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Актуальные проблемы внутренней и внешней
политики России в настоящее время.
Кафедра философии и
социальных наук
Выполнила: студентка
Баз-1
Мамонова А.В.
Шифр: 963
Проверил: преподаватель
Волкова
Димитровград
2008
План
работы:
Введение . . . . . . . . . . . 3
- Внешняя политика России
1.1. Глобальные
проблемы современности . . . . 4
2.1. Приоритетные
направления и проблемы
внешней политики
России . . . . . . . 5
- Внутренняя политика России
- Основные направления реализации
социальной
политики . . . . . . . . 9
2.2. Проблемы
социальной политики России
и пути их разрешения . . . . . . . . 11
Заключение . . . . . . . . . . 13
Список литературы . . . . . . . . . 14
Введение.
Политика - это искусство
управления государством, ведение государственных
дел, сущность деятельности органов власти.
Политика всегда отражает определенные
интересы, обусловливается экономическим
состоянием общества и является эффективной,
если соответствует потребностям развития.
Внешняя
политика являет собой продолжение
внутренней политики, ее распространение
на отношения с другими государствами.
Как и внутренняя политика, она теснейшим
образом связана с господствующим экономическим
укладом, общественным и государственным
строем общества и выражает их на мировой
арене. Вместе с тем политика обладает
самостоятельностью и влияет на все сферы
жизни, в том числе на экономику, выражая
ее в концентрированном виде.
Основные
направления внутренней и внешней
политики Российского государства
определяет Президент РФ в соответствии
с Конституцией РФ и федеральными законами.
Он обращается к Федеральному Собранию
с ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях внутренней
и внешней политики государства. Послание
Президента РФ парламенту России одновременно
является посланием стране. Правительство
РФ ежегодно заявляет о приоритетах промышленной
и социальной политики.
В последнее время противоречия
глобального развития заставили
цивилизованных участников международной
жизни уделять все больше внимания
вопросам предотвращения ракетно-ядерной
войны; организации превентивных мер по
предотвращению межэтнических и межконфессиональных
конфликтов и их локализации; предотвращению
техногенных катастроф и ликвидации их
последствий; борьбе с терроризмом, контрабандой
наркотиков, с голодом, болезнями, совместным
мероприятиям по охране окружающей среды
и ликвидации источников и последствий
её загрязнения. В дополнение необходимо
принять во внимание проблемы численности
населения, энергоресурсов. Важной составной
частью внутренней политики является
экономическая безопасность, а также проведение социальной
политики: социальное страхование, социальная
защита работников, политика в области
заработанной платы, социальные меры на
рынке труда, жилищную политику.
Целью
данной контрольной работы является анализ
актуальных проблем внешней и внутренней
политики России.
Внешняя политика России.
Специфика
внешней политики обуславливается
тем, что в мире существуют различные государства
(в настоящее время более 200) с их несовпадающими
интересами и программами, целями и задачами.
Ныне, как никогда, возрастают роль и значение
глобальных, а также региональных проблем,
особенно в сфере обеспечения безопасности,
охраны окружающей среды, развития экономических
отношений.
1.1. Глобальные проблемы
современности - это совокупность наиболее острых мировых
проблем, решение которых требует массового
осмысления и объединения усилий всех
народов и государств:
- Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и потребления, сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации, ибо от ее решения, в конечном счете, зависит решение всех остальных проблем.
- Из всех глобальных проблем проблема войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. Усилия народов и государств должны быть направлены, прежде всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества.
- Разрешение межэтнических противоречий. Национальные трения существовали, и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество. К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести: передачу существенной доли власти этнорегиональным территориям; принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры; создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств.
- Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия и переросла в экологический кризис, который представляет собой резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
- Проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом.
2.1. Приоритетные
направления и проблемы внешней политики
России:
- Россия по-прежнему остается «слишком большой» и потенциально «слишком сильной» страной. Никто из внешнеполитических партнеров не сомневается, что главной задачей внешней политики самостоятельной России является укрепление ее международных позиций, разработка новой военно-политической доктрины. На реализацию этой задачи нацелены Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.
- В фокусе внимания российской внешней политики остаются отношения со странами Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере ее интересов, в том числе с бывшими социалистическими странами. Они важны с точки зрения вхождения в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество.
- Принципиальное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР. В целях создания эффективной системы комплексной безопасности сотрудничество и в военно-политической сфере.
- В Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические приоритеты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией. В Азиатско-Тихоокеанском регионе, который будет представлять собой самый перспективный регион в XXI в., геополитический статус России как мировой державы будет определяться в первую очередь основными показателями экономической политики. Россия должна зорко следить за Китаем, чтобы не допустить военного выплеска его энергии ни на Тайвань, ни на собственные территории; непосредственным инструментом данного сдерживания должны выступать США или НАТО.
- Равноправное развитие отношений с США, противодействие установлению «однополюсного» мира. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечить на взаимной основе выполнение достигнутых договоренностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдение положений Договора по ПРО.
- Для российского геополитического положения небезразличны изменения, происходящие на европейском пространстве и связанные с продвижением НАТО на Восток. Россия не может остановить расширение НАТО, однако должна внятно и однозначно трактовать это как недружественный шаг и ограничивать выгоды новых членов НАТО от сотрудничества с собой. Отношения России с Североатлантическим альянсом осложнены в связи с планами по расширению НАТО на Восток, в том числе по ускоренному приему Грузии и Украины, а также приближение военной инфраструктуры к российским границам (создание баз в Румынии и Болгарии) и нератификация соглашений об адаптации договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
- Участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.
- Распространение ядерного оружия приобретает неконтролируемый характер. Выходом является создание новой системы коллективной безопасности, предоставляющей государствам альтернативные, более традиционные, в основном дипломатические методы обеспечения своей безопасности и суверенитета. Оно потребует отказа США от политики одностороннего применения силы; вербальное убеждение США в непосильности для них этой политики – объективная миссия России.
- Защита прав граждан России и соотечественников, где бы они ни были. Любой гражданин России должен чувствовать там себя как дома и получать активную, инициативную поддержку.
- Грузинско-российский вооруженный конфликт. Конфликт порождается сложнейшей комбинацией различных причин. Здесь и особенности «порывистого» грузинского характера, и особенности характера именно Саакашвили, переходившего от молитв в церкви перед встречей с российским президентом к личным оскорблениям и прямо провоцировавшего нас, и психологические особенности наших лидеров и их теперешней ситуации, и много другого. Атмосфера холодной войны предполагает ее периодические переходы в локально горячие состояния. Следствием этого стало признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
- Северный Кавказ – это пороховая бочка, и совершенно не представимо, что могут быть независимые Южная Осетия и Абхазия и рядом, под боком – спокойные субъекты Российской Федерации Чечня и Ингушетия. И если каким-то чудом удалось бы стабилизировать признанную хотя бы частью государств Южную Осетию, то через некоторое время не южные осетины станут просить об объединении с северными в рамках Российской Федерации, а северные – о присоединении к Югу. И так же не представимо, что может быть присоединение к России Абхазии (достаточно жизнеспособного и свободного общества, интеграция которого в российскую систему «властной вертикали» без кровопролития невозможна) и Южной Осетии при сохранении спокойствия на Северном Кавказе.
- Энергетическая доктрина. Удорожание нефти носит фундаментальный характер и отражает общую нехватку энергоносителей и превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитический ресурс – главный ресурс России во внешней политике. При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала – как частного, так и государственного. Фундаментальная задача в сфере структурных преобразований - повышение степени переработки экспортируемой продукции. Интенсификация развития не отменяет необходимости освоения новых месторождений, в первую очередь Ямала и Штокмана, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе.
Задача, которую Россия должна решить
во внешнеполитических отношениях, - не
допустить, во-первых, ущемления своих
позиций на мировой арене, во-вторых, оттеснения
от участия в решении проблем, затрагивающих
ее стратегические интересы.
2. Внутренняя политика России.
2.1. Главной проблемой
внутренней политики России является
реализация социальной политики. В последние десятилетие тенденции таковы,
что объем и содержание функции социальной
политики во всем мире расширяются. Каковы
же основные функции социальной политики?
Во-первых, это функция регулирования
воспроизводства рабочей силы. Во-вторых,
функцией социальной политики является
поощрение прогрессивных мотиваций
к труду. В-третьих, к числу функций
социальной политики относится социальная
защита населения.
Основные направления
реализации социальной политики
Практика проведения социальной политики
в развитых странах выработала несколько
направлений ее реализации. К ним
относятся: социальной страхование, социальная
защита работников, политику в области
заработанной платы, социальные меры на
рынке труда, жилищную политику.
- Социальное страхование - наиболее важная часть социальной политики государства. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска. В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым, в экономическом отношении, членам общества. Социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают наряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.
- Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях.
- Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.
- Социальная политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу.
- Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается как инструмент социальной политики. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.
2.2. Проблемы социальной
политики России и пути их разрешения.
Пассивность, неорганизованность, социальная
бесструктурность общества служат питательной
средой для перекосов социальной политики
в сторону бесконтрольных и безответственных
действий властей.
Нынешняя социальная политика не соответствует
новым экономическим отношениям.
Она представляет собой хаотичное,
бессистемное объединение централизованных
и рыночных элементов управления. Выбор
в качестве доминирующего направления
российской социальной политики “пожарных”
мер в отношении некоторых категорий населения
и отдельных регионов, сведение социальной
защиты к денежно-компенсационным механизмам.
В результате социальная политика свелась
лишь к обеспечению предельно низкого
социального минимума для населения и
к реагированию на социальные ситуации.
Необходимо ориентироваться на
основные приоритеты социальной политики,
а именно:
- Признание ответственности государства за социальное положение своих граждан;
- Гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания;
- Приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствии с реальным прожиточным минимум;
- Гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и т.д.;
- Недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы;
- Поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов;
- Борьба с преступностью.
Просчеты государства в сфере
социальной политики ведут к росту
бедности и нищеты, деградации труда,
маргинализации граждан с низким
социальным статусом. Вместо постоянного
формирования среднего класса, являющегося
залогом политической и социальной стабильности,
гармонизации рыночных отношений, происходит
расширение слоев населения, устойчиво
тяготеющих к социальным низам, что является
и крайне опасным в политическом отношении.
Действующая система льгот и компенсаций
крайне неэффективна. При значительных
бюджетных средствах, направляемых на
социальные нужды, реальная помощь, которая
доходит до конкретного человека, зачастую
просто символична.
В то время как социальные гарантии
и социальное страхование не связаны со
степенью нуждаемости, социальная помощь
должна носить адресный характер, для
чего требуется: