Виды политических режимов и форм правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: Сравнить различные виды политических режимов и форм правления, понять по каким признакам их классифицируют. Задачи:
Понять в чем разница между понятиями «политический режим» и «форма правления»
Познакомиться с видами политических режимов
Попытаться выделить различия между основными формами правления

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ …..3
2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 4
2.1. Авторитарные типы государственного управления 5
2.2.Демократический тип государственного управления 7
3. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ...............9
3.1.Монархическая форма правления 9
3.2.Республиканская форма правления 11
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Политология»

Тема:  «Виды политических режимов и форм правления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

      1. ВВЕДЕНИЕ …..3

      2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 4

           2.1. Авторитарные типы государственного управления 5

          2.2.Демократический тип государственного управления 7

3. СОВРЕМЕННЫЙ  ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ...............9                                                          ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

      3.1.Монархическая форма правления  9

      3.2.Республиканская форма правления 11

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ государственного управления не возможен без учета тех методов  и принципов, с помощью которых  осуществляется и функционирует  государственная власть.  Помогают в достижении поставленной цели понятия «политического режима» и «форм правления». Эти понятия нельзя путать, т.к. они в значительной степени отличаются друг от друга. Но каждое из них делится на множество подтипов, которые имеют как сходства так и отличия. 

 

Цель данной работы:

 

  • Сравнить различные виды политических режимов и форм правления, понять по каким признакам их классифицируют.

 

Задачи:

  • Понять в чем разница между понятиями «политический режим» и «форма правления»
  • Познакомиться с видами политических режимов
  • Попытаться выделить различия между основными формами правления

 

 

Основным методом достижения поставленной цели является изучение учебной литературы по политологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

2. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Термин  «политический режим» появился в 1960-1970 годы. Именно в это время появляются первые издания с употреблением данного термина.

Политический  режим — это совокупность методов и форм осуществления власти.

«Он определяет как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты»[3; C.256]

В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество. Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью.[1; C.45]

Существует  множество политических режимов, хотя среди них можно выделить несколько  основных: демократический, авторитарный, тоталитарный.

«Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества» [3; C.258]

 

 

 

4

2.1. Авторитарные типы государственного  управления

«Авторитарный тип государственного управления — это такой, в котором субъект представлен жестко иерархизированным институтом во главе с верховным правителем — индивидуальным или элитной узкой группой ( партийной, олигархией и пр.).» [1 стр. 42]

Иными словами, данный режим основан  на неограниченной власти одного лица или группы лиц. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности.

 

По своим признакам, авторитарные режимы очень разнообразны. Они отличаются степенью произвола, принципом легитимности и многими другими вещами.

 

«Приблизительно можно выделить три  типа  авторитарных режимов:

  • традиционные авторитарные
  • авторитарно-бюрократические
  • военные режимы» [1 стр.42]

 

Основу традиционного авторитарного режима образует единство власти и собственности. Специализированный бюрократический аппарат либо отсутствует, либо представляет собой экономически привилегированный класс. Большинство населения исключено из политического процесса и не имеет реальных каналов воздействия на принятие государственных решений, выработку правительственного курса.[1стр.43]

Авторитарно-бюрократический режим опирается на вооруженные силы и привилегированный разросшийся бюрократический аппарат. Во главе такого режима, как правило, стоит одно лицо, претендующее на выражение воли «всего народа», имеющее твердую поддержку в армии и в бюрократическом аппарате.

 

 

 

 

5

Политика такого режима допускает существование одной  или нескольких политических партий, лояльно настроенных по отношению  к режиму, и конкурирующих между  собой за власть, но ограничивает политическое участие большинства граждан. [1стр.43]

 

Военный режим есть форма авторитарного правления, в которой государственная власть либо прямо и открыто принадлежит военным, либо она формально находится в руках гражданской администрации, но, по сути, государственной политикой занимаются военные. Как правило, военные запрещают каекую-либо деятельность политических партий и движений, ограничивают личностные и гражданские свободы, приостанавливают или вообще отменяют действие конституции и других норм права, устанавливают в государственном аппарате  строгую исполнительную дисциплину, переходят преимущественно к административным методам управления, основанным на прямой угрозе насилия и физического принуждения.

 

 

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных  переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического лидера.


 

 

 

 

 

 

 

6

2.2. Демократический тип государственного  управления

 

Демократия означает «правление народа».  Демократический тип государственного управления - это такой тип, в котором, субъект управления представлен иерархической структурой политических институтов и руководящих должностных лиц, избранных народом, и сменяемых им. [1стр.44]

 

Демократической системе управления также присуща  вертикаль власти, но идущая как сверху вниз, так и  снизу вверх, что предполагает контроль  общества над властными структурами. Известно, что демократические политические режимы существуют в трех видах организации власти, характеризующих форму республиканского правления: парламентской, президентской и полупрезидентской. [1.стр.44]

 

Демократический президентский режим предполагает наличие двух раздельных правительственных органов-исполнительного и законодательного, которые самостоятельно избираются и санкционируются народом. Каждая ветвь власти наделена особыми полномочиями в рамках конституции и избирается на определенный срок.[1.стр.45]

 

Единым главой исполнительной власти является президент. Правительство, возглавляемое президентом, формируется вне парламентским путем и не несет за свою деятельность ответственность перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо  средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето.[1 стр.45]

 

 

 

 

7

В свою очередь парламентский режим обеспечивает взаимозависимость исполнительной и законодательной ветвей власти. При таком устройстве непосредственно избирается только законодательная власть. В парламентской системе правительство по отношению к парламенту занимает еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. [1 стр.46]

 

В парламентских режимах правительство  тесно связано с политическими  партиями, так как оно опирается  на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой  его существования. В парламентских  системах верховная исполнительная власть, как правило, всегда разделена между главой государства и главой правительства. Первый выступает преимущественно как представительное должностное либо, второй принимает  и осуществляет властные решения, несет ответственность за правительственный курс пред парламентом  и главой государства.

 

Демократический полу-президентский или смешанный режим совмещает в себе черты парламентского и президентского режимов. Президент и законодательный орган избираются народом на раздельных выборах, как и в случае с президентским режимом, но президент наделен правом в определенных, предусмотренных законом условиях, распускать легислатуру(как при парламентской системе).[1 стр.47]

 

В основном странам со смешанным  политическим режимом присущ вне  парламентский способ формирования правительства.

 

 

 

 

 

 

 

8

3. СОВРЕМЕННЫЙ  ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ  ПРАВЛЕНИЯ

3.1. Монархическая  форма правления

 

«Монархия ( от греч. Monarchia - единовластие, единодержавие) ― это форма правления, главой которого является суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающее свой статус в порядке престолонаследования» [ 2; С.26]

 

Единственным носителем  верховной власти является монарх.  Престол 

передается по династической линии, т.е.  несколько монархов из одного рода сменяют друг друга, а также члены их семей.  

 

Существует несколько  разновидностей монархии:

  • конституционная монархия

 ( парламентарная )

 Здесь власть монарха ограничена представительными органами. Он как бы номинальный глава государства, т.е. не обладает реальными властными полномочиями. Как правило,  монарх лишен возможности действовать самостоятельно.

«В данной форме правления  есть разделение властей при признании  принципа верховенства парламента над  исполнительной властью.»

[ 2 ; С.50]

 

Таким образом, получается что исполнительная власть осуществляется  правительством. Оно в свою очередь ответственно перед парламентом, в функции которого входит также принятие законов. Монарх лишь подписывает эти законы, что является формальностью.

 

 

 

9

  • абсолютная (неограниченная)монархия.

 

Помимо монарха в  таких государствах  не существует других носителей права на власть.  Монарх является главным законодателем  и сосредотачивает в своих  руках все высшие полномочия государственной  власти. « Неограниченная монархия, как и всякая абсолютная власть, чревата произволом и злоупотреблениями» [ 2; С.27]

 

  • дуалистическая монархия

Здесь власть монарха  ограничена конституцией и парламентом  в законодательной области, но в  заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. [ 2; С.44]

 

Парламент имеет довольно весомый статус. Но монарх также  наделен весьма обширными полномочиями, такими как:

 

- он и сформированное  им правительство вправе самостоятельно  издавать нормативные акты, на  которые не распределяется компетенция парламента.

-  даже если парламент принимает  решение вопреки мнению монарха  и правительства, глава государства  может использовать право вето. Закон, на который налагается  вето, повторно не обсуждается  и не вступает в силу.

-   созыв парламента и его  роспуск относятся к прерогативам монарха.

-  формирование других органов.  Для управления страной монарх  формирует правительство. Министры  находятся на службе у монарха.[2; С.46]

 

 Недостатки монархии:

  1. Власть сменяется только после смерти монарха.
  2. Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей                                                                             

 

10

3.2. Республиканская форма правления

 

«Термин «республика», переводимый с латыни как «общее дело», обозначает форму правления, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ.» [2; С.59]

 

В зависимости от статуса и объема полномочий президента, парламента и  правительства республики подразделяются на:

 

  • президентские
  • парламентарные
  • смешанные

Информация о работе Виды политических режимов и форм правления