Власть: сущность, структура, ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:35, реферат

Краткое описание

Власть служит основой политики. Конкретно она различает политику от остальных сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).Власть оказывается более загадочным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что принуждает человека, общество подчинятся кому-или либо чему-или: боязнь насилия либо желание повиноваться?

Вложенные файлы: 1 файл

Власть.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)
  1. Власть: сущность, структура, ресурсы.

|

Введение.

Власть  служит основой политики. Конкретно  она различает политику от остальных  сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).Власть оказывается  более загадочным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что принуждает человека, общество подчинятся кому-или либо чему-или: боязнь насилия либо желание повиноваться? Собственной загадочностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и её проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова её сущность и структура.

Природа власти. Поведенческий подход.

Данный  подход характеризует власть как  особенную сущность, носителем которой  выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью либо силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти разъясняется биологической и психической природой человека, а для придания ей большей величественности и могущества она наделяется таковыми ценностными чертами, как божественный характер, справедливость, ответственность и др.

Социологический подход.

более распространенным (в данном контексте) является определение власти германским социологом М. Вебером.Он считал что  в базе властных отношений лежат дела господства и подчинения и соображал власть как способность одного индивидума (в определенных социальных условиях) проводить свою волю вопреки сопротивлению другого индивидума. А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы общественного субъекта (до группы, организации, общества), направил внимание на две характерные черты власти.

Первая  – это способность воспринимать решения и добиваться их обязательного  выполнения.

Вторая  – это способность общества мобилизовать свои ресурсы для заслуги общих целей. 
Поведенческое понимание власти.

 
Бихевиоризм.

Введение  в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние на политическую мысль, и было связано с именами  американских ученых Ч. 
Мерриама, Г. Лассуэла и британского исследователя Дж. Кэтлина. Сам политический процесс они разглядывали как столкновение личных стремлений к власти, в которой побеждает самый мощный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. 
Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая  и неофрейдистская концепция  власти.

Основной  тезис данных концепций: власть есть метод господства бессознательного над человеческим сознанием.

индивидум подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляя оптимальные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррациональных начал в политической деятельности: ужаса, злости, рвения к разрушению и деструктивности.

Социологическое понимание власти.

Строится  на анализе власти в контексте социальных условий её возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного подхода.

Структурно-функциональный анализ.

Его основоположник американский социолог Т. Парсонс разглядывает власть как отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловлено выполняемыми ими социальными ролями, к примеру, управляющих и управляемых. 
При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение, соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу власть выполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам делать обязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы для заслуги общих целей.

Социальная  конфликтология. основоположники социальной конфликтологии К. Маркс,

Ф. Энгельс, В.И. Ленин, разглядывали власть как дела господства одного класса и подчинение другого класса. Природа  данного господства обусловлена  экономическим неравенством: местом и ролью класса в экономической системе общества.но сведение властных отношений к классовым сужает их размер. Социальное неравенство не исчерпывается лишь классовыми различиями. Оно более многообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.

В связи с этим власть следует различать  от господства.

«Господство»  – более узенькое понятие, чем  «власть», и связано с применением  силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии, экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может осуществляться и без внедрения силы, основываться на авторитете (т.Е. Вероятности добровольного подчинения).

Структура власти. Основными компонентами власти являются её субъект, объект.

Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в  движение все её элементы и характеризующийся  механизмом и методами взаимодействия субъекта и объекта. 
Субъект власти воплощает её активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, к примеру, люд либо даже мировое общество, объединенное в ООН.

Субъекты  политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические организации, субъектами более высокого уровня, конкретно представляющими во властных отношениях разные публичные группы и весь люд, - политические элиты и фавориты. Связь меж этими уровнями может нарушаться. Так, к примеру, фавориты часто отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий (к примеру, выборы в Государственную Думу 
1999г.).

Субъект определяется содержанием властного  дела через приказ 
(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (либо предполагаются) санкции, которые влечет за собой выполнение либо невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего элемента власти.

Объект  власти.

Власть - постоянно двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такового подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект владеет ярко выраженной волей властвования и даже сильными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли постоянно есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".

Масштабы  дела объекта к субъекту властвования простираются от жестокого сопротивления, борьбы на ликвидирование до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Свойства объекта политического  властвования определяются, до этого всего, политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти.

Важнейшей социальной предпосылкой подчинения одних  людей иным является неравномерное  распределение ресурсов власти. В  широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивидум либо группа могут употреблять для влияния на остальных". Т.Е. Ресурсы власти - это все те средства, внедрение которых обеспечивает влияние на объект власти в согласовании с целями субъекта.

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут употребляться для поощрения, наказания либо убеждения.

Структурные основания политической власти - законы, трибунал, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет фаворита, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:

 
V ужас,

V энтузиазм,

V убеждение.

Виды  власти.

Особенности разных частей власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут употребляться в качестве оснований её типологий.

Одной из более содержательных классификаций  власти является её деление в согласовании с ресурсами, на которых она основывается, на:

V экономическую;

V социальную;

V духовно-информационную;

V принудительную (которую частенько называют политической в узеньком значении этого слова, хотя это не совершенно точно);

V политическую  в широком, своем значении этого  слова.

В зависимости от субъектов, власть делится  на:

V государственную;

V партийную;

V профсоюзную;

V армейскую;

V семейную  и т.П.

По  широте распространения выделяются:

V мегауровень  - международные организации, (ООН,  НАТО и т.П.);

V макроуровень - центральные органы страны;

V мезоуровень  - подчиненные центру организации  (областные, районные и т.П.)

V микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.

Возможна  классификация власти по функциям её органов, к примеру:

V законодательная;

V исполнительная;

V судебная. По способам взаимодействия субъекта  и объекта власти –

V демократическая;

V авторитарная и т.П.

Взаимодействие  политической и остальных властей.

Политическая  власть характеризуется рядом отличительных  признаков:

V легальностью  в использовании силы в пределах  страны;

V верховенством,  обязательностью решений для  всякой другой власти.

Политическая власть может ограничить влияние массивных компания, СМИ и остальных учреждений либо совсем ликвидировать их;

V публичностью, т.Е. Всеобщностью и безличностью. Это значит, что политическая  власть в различие от приватной, (личной власти, которая существует в маленьких группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам;

V моноцентричностью,  наличием одного центра принятия  решений. В различие от политической  власти экономическая, социальная  и духовно- информационная власти  полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как понятно, много независящих собственником, социальных фондов и т.П.;

V многообразием  ресурсов. Политическая власть, и  в особенности правительство,  употребляет не лишь принуждение,  но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Виды  власти

Каждое  правительство имеет свой политический режим. Политический режим значит совокупность приемов, способов, форм, способов воплощения политической гос власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, имеющейся в стране.

Режим - управление, совокупность средств  и способов воплощения экономической  и политической власти господствующего  класса.

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые некординально различаются друг от друга.

Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

V по  тому, в чьих руках власть;

V по  тому, как эта власть употребляется.

«Правильные» формы страны (по Аристотелю):

V монархия (власть одного человека),

V аристократия (власть в руках немногих «лучших»),

V полития  (власть большинства из средних  в имущественном отношении людей).

Информация о работе Власть: сущность, структура, ресурсы