Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:35, реферат
Власть служит основой политики. Конкретно она различает политику от остальных сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).Власть оказывается более загадочным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что принуждает человека, общество подчинятся кому-или либо чему-или: боязнь насилия либо желание повиноваться?
|
Введение.
Власть служит основой политики. Конкретно она различает политику от остальных сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).Власть оказывается более загадочным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Что принуждает человека, общество подчинятся кому-или либо чему-или: боязнь насилия либо желание повиноваться? Собственной загадочностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и её проклинали, возвышали до небес и «втаптывали в грязь».Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова её сущность и структура.
Природа власти. Поведенческий подход.
Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью либо силой, обладание которой дает право на повелевание. Природа власти разъясняется биологической и психической природой человека, а для придания ей большей величественности и могущества она наделяется таковыми ценностными чертами, как божественный характер, справедливость, ответственность и др.
Социологический подход.
более распространенным (в данном контексте) является определение власти германским социологом М. Вебером.Он считал что в базе властных отношений лежат дела господства и подчинения и соображал власть как способность одного индивидума (в определенных социальных условиях) проводить свою волю вопреки сопротивлению другого индивидума. А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границы общественного субъекта (до группы, организации, общества), направил внимание на две характерные черты власти.
Первая – это способность воспринимать решения и добиваться их обязательного выполнения.
Вторая
– это способность общества мобилизовать
свои ресурсы для заслуги общих целей.
Поведенческое понимание власти.
Бихевиоризм.
Введение
в политическую науку бихевиоризма,
оказало заметное влияние на политическую
мысль, и было связано с именами
американских ученых Ч.
Мерриама, Г. Лассуэла и британского исследователя
Дж. Кэтлина. Сам политический процесс
они разглядывали как столкновение личных
стремлений к власти, в которой побеждает
самый мощный. Баланс стремлений к власти
политических сил обеспечивается системой
политических институтов.
Нарушение равновесия политических сил
приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти.
Основной тезис данных концепций: власть есть метод господства бессознательного над человеческим сознанием.
индивидум подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляя оптимальные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррациональных начал в политической деятельности: ужаса, злости, рвения к разрушению и деструктивности.
Социологическое понимание власти.
Строится на анализе власти в контексте социальных условий её возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данного подхода.
Структурно-функциональный анализ.
Его
основоположник американский социолог
Т. Парсонс разглядывает власть как отношение
неравноправных субъектов, поведение
которых обусловлено выполняемыми ими
социальными ролями, к примеру, управляющих
и управляемых.
При этом под социальной ролью понимается
ожидаемое от человека поведение, соответствующее
занимаемому им статусу. Согласно этому
принципу власть выполняет ряд жизнеобеспечивающих
функций: предписывает субъектам делать
обязанности, налагаемые на них обществом,
и мобилизует ресурсы для заслуги общих
целей.
Социальная конфликтология. основоположники социальной конфликтологии К. Маркс,
Ф. Энгельс, В.И. Ленин, разглядывали власть как дела господства одного класса и подчинение другого класса. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса в экономической системе общества.но сведение властных отношений к классовым сужает их размер. Социальное неравенство не исчерпывается лишь классовыми различиями. Оно более многообразно и дополняется профессиональными, этническими, половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бы сказать: власть оказывается везде, где есть неравенство.
В связи с этим власть следует различать от господства.
«Господство» – более узенькое понятие, чем «власть», и связано с применением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии, экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же может осуществляться и без внедрения силы, основываться на авторитете (т.Е. Вероятности добровольного подчинения).
Структура власти. Основными компонентами власти являются её субъект, объект.
Средства
(ресурсы) и процесс, приводящий в
движение все её элементы и характеризующийся
механизмом и методами взаимодействия
субъекта и объекта.
Субъект власти воплощает её активное,
направляющее начало. Им может быть отдельный
человек, организация, общность людей,
к примеру, люд либо даже мировое общество,
объединенное в ООН.
Субъекты
политической власти имеют сложный,
многоуровневый характер: её первичными
субъектами являются индивиды, вторичными
- политические организации, субъектами
более высокого уровня, конкретно представляющими
во властных отношениях разные публичные
группы и весь люд, - политические элиты
и фавориты. Связь меж этими уровнями может
нарушаться. Так, к примеру, фавориты часто
отрываются от масс и даже от приведших
их к власти партий (к примеру, выборы в
Государственную Думу
1999г.).
Субъект
определяется содержанием властного
дела через приказ
(распоряжение, команду). В приказе предписывается
поведение объекта власти, указываются
(либо предполагаются) санкции, которые
влечет за собой выполнение либо невыполнение
распоряжения. От приказа, характера содержащихся
в нем требования во многом зависит отношение
к нему объекта, исполнителей - второго
важнейшего элемента власти.
Объект власти.
Власть - постоянно двустороннее, асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Если такового подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект владеет ярко выраженной волей властвования и даже сильными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли постоянно есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях".
Масштабы дела объекта к субъекту властвования простираются от жестокого сопротивления, борьбы на ликвидирование до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Свойства объекта политического властвования определяются, до этого всего, политической культурой населения.
Понятие ресурсов власти.
Важнейшей социальной предпосылкой подчинения одних людей иным является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой "все то, что индивидум либо группа могут употреблять для влияния на остальных". Т.Е. Ресурсы власти - это все те средства, внедрение которых обеспечивает влияние на объект власти в согласовании с целями субъекта.
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут употребляться для поощрения, наказания либо убеждения.
Структурные основания политической власти - законы, трибунал, государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет фаворита, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политической власти как:
V ужас,
V энтузиазм,
V убеждение.
Виды власти.
Особенности разных частей власти (субъекта, объекта, ресурсов) могут употребляться в качестве оснований её типологий.
Одной из более содержательных классификаций власти является её деление в согласовании с ресурсами, на которых она основывается, на:
V экономическую;
V социальную;
V духовно-информационную;
V принудительную (которую частенько называют политической в узеньком значении этого слова, хотя это не совершенно точно);
V политическую
в широком, своем значении
В зависимости от субъектов, власть делится на:
V государственную;
V партийную;
V профсоюзную;
V армейскую;
V семейную и т.П.
По широте распространения выделяются:
V мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.П.);
V макроуровень - центральные органы страны;
V мезоуровень
- подчиненные центру
V микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям её органов, к примеру:
V законодательная;
V исполнительная;
V судебная.
По способам взаимодействия
V демократическая;
V авторитарная и т.П.
Взаимодействие политической и остальных властей.
Политическая
власть характеризуется рядом
V легальностью
в использовании силы в
V верховенством, обязательностью решений для всякой другой власти.
Политическая власть может ограничить влияние массивных компания, СМИ и остальных учреждений либо совсем ликвидировать их;
V публичностью,
т.Е. Всеобщностью и
V моноцентричностью,
наличием одного центра
V многообразием
ресурсов. Политическая власть, и
в особенности правительство,
употребляет не лишь
Виды власти
Каждое правительство имеет свой политический режим. Политический режим значит совокупность приемов, способов, форм, способов воплощения политической гос власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, имеющейся в стране.
Режим - управление, совокупность средств и способов воплощения экономической и политической власти господствующего класса.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые некординально различаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
V по тому, в чьих руках власть;
V по тому, как эта власть употребляется.
«Правильные» формы страны (по Аристотелю):
V монархия (власть одного человека),
V аристократия
(власть в руках немногих «
V полития
(власть большинства из